Цели урока: Умение применять положительные и отрицательные числа для выражения изменений величин; развивать практические навыки у учащихся и умение делать вывод в своей работе; формировать умение контролировать внимание на всех этапах урока и самостоятельно мыслить.
Оборудование урока: мультимедиапроектор, экран, термометры, пружины, физические стаканы для проведения опытов, лотки.
Форма урока: практическая работа
Работа в парах.
Урок проводится с помощью презентации “Приложение 1”.
Ход урока
I.Организационный момент. Постановка цели урока.
II. Устная работа с классом.
Расшифруйте послание, адресованное 6 классу.
(-8); (5); (-3); (9); (0).
Ответ: В путь.
Учитель: Чтобы отправиться в путь нам нужно захватить с собой “багаж наших знаний”, а в этом нам помогут следующие задания:
- Числа со знаком “+” называют … (положительными). Приведите свои примеры.
- Числа со знаком “-” называют … (отрицательными). Приведите свои примеры.
- Число __ не является ни положительным, ни отрицательным числом.
- Прямую с выбранным на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называют … (координатной прямой).
- Число, показывающее положение точки на прямой, называют _____________ этой точки (координатой).
III. Выполнение практической работы.
Учитель: Добро пожаловать в лабораторию по изучению величин. Вас ждёт здесь проведение трёх практических опытов, которые вы будете выполнять в парах. Давайте с вами познакомимся с работой (Учащиеся берут в руки практические работы и изучают их).
Начинаем заполнение, запишите число и месяц, затем тему нашего урока.
Учитель: Прочитайте опыт №1. Всем понятно, что нужно здесь сделать, тогда выполняйте работу.
Дата:________________
Тема:____________________________________________
Опыт №1
- Возьмите в руки термометр. Запишите данные термометра в таблицу №1 в первую колонку.
- Опустите термометр в стакан со снегом, подождите 20 секунд.
- Поднимите термометр из стакана со снегом, запишите новые данные термометра.
Положите термометр.
- Изменились ли показания термометра и на сколько? Запишите данные в таблицу №1.
№ опыта | Первоначальная температура, t? С | Температура после проведения опыта, t? С | Изменилась на сколько единиц. Укажите стрелками изменение температуры |
№1 | |||
№2 |
Опыт №2.
- Возьмите в руки термометр.
Запишите данные термометра в таблицу №1 во вторую строчку.
- Опустите термометр в стакан с теплой водой, подождите 20 секунд.
- Поднимите термометр из стакана с теплой водой, запишите новые данные термометра.
Положите термометр.
- Изменились ли показания термометра и на сколько?
Запишите данные в таблицу №1.
- Сделайте вывод. (Что произошло с температурой при проведении опытов?)
Вывод:___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
После проведения двух опытов делают вывод самостоятельно, с последующей проверкой.
(Учащиеся зачитывают свои выводы).
Опыт №3 с пружиной.
- Измерьте пружину линейкой, запишите данные в таблицу №2
- Растяните пружину, измерьте ее длину и запишите в таблицу №2.
- Сожмите пружину, измерьте ее длину и запишите в таблицу №2
- Сделайте вывод. (Что произошло с длиной пружины при растяжении?
Что произошло с длиной пружины при сжатии?
Вывод:________________________________________________________
Таблица №2.
Первоначальная длина пружины, мм | Длина пружины, после растяжения, мм | Длина пружины, после сжатия, мм |
После проведения опыта делают вывод самостоятельно, с последующей проверкой.
(Учащиеся зачитывают свои выводы).
IV. Закрепление нового материала. Устная работа с классом.
Задание №1. Объясните смысл предложения:
- Изменение температуры равно t? С, если t=28; -30; -8; 4,5; -1,7.
- Изменение длины пружины равно x миллиметрам, если x = -10; 12; -9; -4.
Задание №2. Изменение температуры равно m градусам. Чему равно m, если температура:
А) понизилась на 6? С; Б) повысилась на 16? С;
В) повысилась на 6? С; Г) понизилась на 3? С?
Задание №3. Изменение длины пружины равно с мм. Чему равно c, если длина пружины:
А) увеличилась на 6 мм; Б) уменьшилась на 5 мм;
В) уменьшилась на 23мм; Г) увеличилась на 18 мм?
V. Итог урока.
Подведение итогов урока. Как происходит изменение величин?
Таким образом, увеличение любой величины можно выразить положительными числами. А уменьшение – отрицательными. Оценивание учащихся.
VI. Домашнее задание.
- Творческое домашнее задание.
- Придумайте задачи на изменение величин и запишите их в своей тетради.