Данный урок проводился в курсе “Изобразительное искусство и художественный труд” в разделе “Искусство твоего народа”, в теме “Образ русского человека”. Особенностью данного урока являлось его нетрадиционность – посещение музея, выбор наиболее творчески активной группой детей роли экскурсовода и проведение ими экскурсии для других учащихся.
Выбор структуры и типа урока был обоснован тем, что целью стояло:
- увлечение искусством, развитие чувства восторга, наслаждения, желания общаться с искусством;
- побуждение к творческому поиску материалов и его восприятию, закрепить и систематизировать приобретенные знания;
- воспитание и развитие эстетических чувств;
- развитие активности, сообразительности, умения работать в коллективе;
- формирование понимания связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
На уроке решены все поставленные задачи. Из результатов проведенного урока можно сделать следующие выводы:
- непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев – подлинными историческими экспонатами, а также с архитектурой зданий, интерьерами музейных залов оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании творческой личности;
- знакомство с народным декоративно-прикладным искусством на уроках изобразительного искусства помогает учащимся почувствовать свою причастность к тому, что делается в его родном доме, что неразрывно связано с жизнью его региона, страны;
- изучение региональных художественных промыслов создает основу для трудового, эстетического и патриотического воспитания, приобщает к истокам народной культуры.
Следует объяснить учащимся, в чем заключается художественная ценность изделий народных мастеров, при каких условиях утилитарно-практическая вещь поднимается до искусства. Любой вид искусства выражает определенные идеи, следовательно, изделие творца одухотворено, то есть воплощает его мысли и чувства. Это особенно важно в наши дни, когда все еще эквивалентны понятия “красивый” и “дорогой”, когда высоко ценится не столько красивая, сколько чрезмерно украшенная вещь, когда сложная технология заменяет художественность и забывается насмешливая мудрость: “Не смог сделать красиво – сделал богато”.
Истинно художественное народное произведение удовлетворяет не только эстетические интересы. Оно теснейшими узами связано с действительностью, на почве которой возникло. Поэтому выработка у учащихся умения принимать и чувствовать утилитарные и эстетические свойства образцов декоративно-прикладного искусства играет огромную роль в развитии их художественного вкуса, мировосприятия, внутренней культуры, а в конечном счете – культуры быта, взаимоотношений между людьми. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Воронежского края поможет учащимся понять его многообразие, самобытность и эстетическую значимость в современной художественной культуре нашего народа.
Урок-экскурсия в 4 классе “История русского народного костюма на территории Воронежской области”
Цели:
- Расширение культурологического аспекта предмета “Изобразительное искусство”.
- Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Воронежского края (народный костюм).
- Сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
- Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
- Привить интерес к русскому народному творчеству.
Задачи:
- познакомить детей с многообразием видов народного костюма Воронежского края;
- формирование чувства эстетического удовольствия от встречи с прекрасным в ходе экскурсии в Воронежский краеведческий музей;
- развитие индивидуально-творческих способностей учащихся, выбравших роль экскурсовода;
- формирование умения “экскурсоводной речи” у учащихся, пополнение багажа искусствоведческих знаний, отработка поведения в смоделированной ситуации.
Материалы:
- посещение Воронежского краеведческого музея;
- методические таблицы, фотографии с изображением мужской и женской одежды;
- дополнительная литература.
План урока:
- Оргмомент. Посещение Воронежского краеведческого музея, где учащиеся, выбравшие роль экскурсовода, знакомят с экспозицией музея “История русского народного костюма на территории Воронежской области”.
- Сообщение темы урока.
- Выступления учащихся с сообщениями по теме урока.
- Подведение итогов занятия.
Предварительная подготовка
Посещение музея – событие в жизни ребенка (посещение учеников 4 класса экспозиции “Народный костюм Воронежского края” в Воронежском краеведческом музее). Учащиеся познакомились с комплексами мужской и женской одежды на территории Воронежской области.
При подготовке ребята познакомились более подробно с историей возникновения музея, с народным декоративно-прикладным искусством Воронежского края, с историей русского народного костюма. На основе этих материалов были подготовлены сообщения учеников. Была обыграна модель поведения в роли экскурсовода.
Ход урока
Посещение Воронежского краеведческого музея. Проведение экскурсии для учеников 5 класса.
Сообщение темы урока.
Учитель
Народный костюм – это цельный пластический организм, на сложение и эволюцию которого оказывают влияние имеющиеся в наличии на данный период материалы и орнаментальная структура, складывающаяся под воздействием миропредставления народа. В народном костюме символическими были каждая деталь и цветовая гамма.
Выступления учащихся с сообщениями.
Ученик 1
Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрапрабабушка? Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их?
Взгляните на эти костюмы, их дивное многоцветие. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.
Ученик 2
Самым любимым цветом в русском народном искусстве и особенно в одежде был красный. Слова “красный” и “красивый” для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна – красна. Слово же “ прекрасный” означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, и в этом плане во все времена предпочтение отдавалось тем людям, у которых и красивая внешность, и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало понятию “прекрасный человек”.
Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла. В большинстве уездов Воронежской губернии оклад поневы внизу окаймлялся оранжевой полосой-поясом.
Яркий малиновый нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета ставили рядом с зеленым или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, “горели”, напоминая закаты и восходы солнца.
Зеленый цвет символизировал растительный мир: зеленые посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный.
Умело разбросанные по одежде пятна зеленого цвета вызывают ассоциации с так же красиво разбросанными по воронежской земле лугами, лесами, весенними всходами на полях, садами и огородами.
Желтый цвет был символом кратковременной разлуки, ультрамариновый – воды и неба, а также целомудрия, верности, белый – горя и смерти. Голубой цвет применялся редко и в малых количествах в виде узких полосок, квадратиков и нашивных бусинок. Вкрапливался он лишь для того, чтобы усилить звучание окружающего красного цвета и означал бескровность, холод, ненастье, страх.
Коричневый цвет вообще был исключен из палитры и практически не применялся. Его пренебрежительно называли линялым, грязным, суглинным, чумным, то есть несущим какую-либо заразу. Если черный цвет ткани выгорал на одежде или линял, и ткань становилась коричневой, предмет немедленно перекрашивался, а нашитые украшения отпарывались и заменялись новыми.
Черный цвет – излюбленный в Воронежском крае, он символизировал землю и вечный покой. Черный цвет квадратов поневы уравновешивает многоцветность узорныз украшений, подчеркивает ритмическое повторение каждого цвета, создает определенный своеобразный стиль, не нарушая радостного звучания ярких красок. В этой одежде чувствуется природный вкус ее создателей, глубокое внутреннее стремление к красоте. Черный цвет подчеркивает звучность всех присутствующих в композиции цветов. Черными были девичий сарафан и даже подвенечная одежда, мужские головные уборы, обувь, пояса для стариков.
Ученик 3
Одежда сел междуречья Тихой Сосны и Потудани (бывшие Острогожский и Бирюченские уезды) стала своеобразной визитной карточкой Воронежской губернии. Костюм состоял из поневы с прошвой, рубахи с прямыми поликами, головного убора “сороки”, короткого передника, пояса-покромки.
Поневу шили из черной или темно-синей шерстяной клетчатой ткани. Три полотна поневы расшивали шерстяными нитями, а четвертое – “прошву” не украшали, прикрывая ее фартуком-“завеской”. Особенно красиво расшивали низ (“оклад”) поневы. Узоры на нем носили названия: “в четыре глаза”, “в два круга”, “в сосенку” и другие. У пожилых крестьянок в украшении поневы использовались темно-бордовые неяркие цвета.
Ученик 4
Рубаху шили из белого конопляного холста. Ворот рубахи обшивали небольшим воротником-стойкой. Рукав собирали внизу на манжет, из-под которого выпускали оборку (“брыжж”) из красного кумача. Верх рукава расшивали черными шерстяными нитями геометрическим орнаментом. Вышивка выполнялась мелкими стежками длиной 2-3 мм, что создавало ощущение, будто орнамент нарисован тонким пером. Наиболее используемая фигура в воронежской вышивке – ромб. С давних времен изображение ромба с крючкми символизирует плодородие. В орнаментации воронежских ромбов можно увидеть изображение солнца в виде свастики, равноконечного или косого креста. Наиболее праздничные рубахи дополнительно украшали кружевом или вставкой, расшитой золотыми нитями (“золотой ремень”). Такие рубахи молодые женщины и девушки надевали на праздники, хороводы и свадьбу. У пожилых женщин рукава рубухи отделывали белым кружевом или мережкой, черный цвет исключался.
Ученик 5
Короткий фартук-“завеску” изготовляли из белого полотна и вышивали, как и рубаху, черным геометрическим орнаментом.
Пояс-“покромка” - неотъемлемая часть костюма крестьянок указанного района. Пояса длиной 2,5-3 м ткали из черной шерсти, концы его красиво декорировали аппликациями из лент, обшивали разноцветной шерстью и бисером.
Основой женского головного убора была рогатая кичка. На нее надевали “сороку” в виде маленькой шапочки из позумента, на твердой основе и с высоким гребнем сзади. Сороку расшивали золотыми нитями, блестками, бисером. Сзади голову закрывали “позатыльником” из бархата малинового, черного или фиолетового цветов, выложенного лентами, круглыми шерстяными розетками, позументом.
Праздничную обувь – коты надевали на несколько пар белых шерстяных чулок. По народным представлениям красивыми считались женщины с толстыми, столбообразными ногами: они прочно стоят на земле и являются опорой семьи.
Девичий костюм в этом районе состоял из сарафана, сшитого из черной овечьей шерсти, рубахи с черной вышивкой, пояса. Головной убор – “венец” представлял собой повязку из парчи или позумента с подложкой из картона или грубого холста. Венец украшали бисером, блестками, махрами из разноцветной шерсти.
Ученик 6
В одежде села Новая Ольшанка Нижнедевицкого уезда прослеживаются черты, характерные для Рязанской губернии. Рукава рубахи орнаментировали еле заметной черной вышивкой или полосами красного тканья. Поневу изготовляли из темно-синей шерсти в крупную клетку. По нижнему краю поневы нашивали 3-4 ленты. Черный пояс с большими яркими лопастями украшали костюм сзади. Поверх рубахи и поневы надевали красный передник – запан. Головной убор – “шлычок” - в виде мягкой шапочки из ситца с красиво расшитым очельем, покрывали темным, с золотыми цветами платком. Девушки в этом районе носили черные шерстяные сарафаны и белые туникообразные запаны с рукавами. Венец украшали круглыми пушками из шерсти или гусиного пуха.
В селе Першино Нижнедевицкого уезда в праздничном костюме преобладает темная гамма цветов. Белую рубаху с красно-черной вышивкой на рукавах носили с черной, коричневой или темно-фиолетовой юбкой и черным фартуком. В начале ХХ в. Деревенские модницы надевали в праздники четыре юбки – две красные и две черные. Женщины носили сложную повязку из платка. С боков под платок подтыкали крашенные в разные цвета петушиные или индюшачьи перья.
Ученик 7
Поселения цуканов, переселившиеся из центральных губерний России, компактно располагались в бассейне реки Хворостань. Костюм этой группы населения сохранил архаичные черты. Рубаху шили с длинными, сужающимися книзу рукавами. Украшали их красными тканными полосами, кружевом, нашивками из кумача и блесток. Поневу изготовляли из трех полотнищ красной клетчатой ткани, пошву из синего или красного фабричного материала. Длинный туникообразный передник с рукавами украшали плетеным кружевом, белыми, красными полосами ажурного и закладного ткачества. Сороку дополняли большим количеством бисерных подвесок. Вес наиболее праздничных головных уборов достигал 8,5 кг.
Большую часть населения сел Землянского, Воронежского, Задонского уездов составляли однодворцы – потомки служилых людей, охранявших в XVI – XVII в.в. южные рубежи России.
Женский костюм этих мест имел сдержанный колорит. Белую рубаху с большим сложным воротником шили из белой кисеи или холста. Рукава рубахи украшали по низу широкой оборкой из лент или кружева. С такой рубахой носили красочную полосатую юбку из шерсти. Женщины-однодворки носили короткие (до талии), расклешенные, с мелкими оборками на спинке душегреи. Шили их из золотистой парчи или малинового шелка. Кокошник обшивали серебристым позументом или парчой и отделывали по краю черной бархатной лентой, чтобы подчеркнуть белизну лица. Женщины носили такой убор до тех пор, пока им не исполнялось 35-40 лет.
Ученик 8
Костюмы бывшего Павловского уезда состояли из поневы, рубахи, запана, покромки. Рукава рубахи почти полностью были покрыты вышивкой, выполненной шерстью ярких тонов желтого, малинового, зеленого, синего, розового цветов. Белые передники с рукавами – “запаны” – расшивали так же, как и рубаху, разноцветным геометрическим орнаментом. К подолу пришивали красочную шерстяную бахрому, заканчивающуюся белым бисером. В праздники молодые женщины надевали кокошник. Кроме кокошника замужние женщины носили “обвязку” – мягкий платкообразный головной убор с подвесками из бисера, нашивками из пестрых лент, блесток, пуговиц. Женщины Павловского уезда использовали множество нагрудных украшений, сделанных из крупного бисера.
В Бобровском уезде, в селах, заселенных дворцовыми крестьянами женский костюм состоял из сарафана, рубахи, передника, пояса и кокошника. Термин “сарафан” (в переводе с иранского – “одетый с головы до ног”). Рубаху шили из белого полотна с густыми сборками у горловины и манжет. Рукав украшали вышивкой белыми нитями. Шелковый передник отделывали кружевом. Подпоясывали костюм плетеным пояском или муаровой лентой. В этих селах девичий и женский костюм различались лишь по головному убору. Женщины надевали кокошник в виде круглой шапочки с невысоким околышем из серебристой парчи, малиновым бархатным верхом, расшитым растительным орнаментом.
Ученик 9
Мужская одежда Воронежского края была более однотипной, чем женская. В состав костюма входили рубаха, порты, пояс, обувь, головной убор. Праздничные рубахи украшали тканьем и вышивкой по вороту, разрезу на груди, краю рукавов и подолу. Орнаменты на рубахах и техника их исполнения были те же, что и у женских рубах. Как правило, мужские рубахи шили с косым разрезом ворота, то есть – косоворотки. Порты изготовляли из полосатого домотканого материала или набойки. Зимой поверх полотняных портов надевали суконные штаны. Обязательной принадлежностью как женского, так и мужского костюма был пояс. Находиться в обществе без пояса считалось крайне неприличным, а распоясать человека означало обесчестить его. Кроме того, русские считали, что пояс оберегает человека от нечистой силы (особенно от лесных и домашних духов), способствует благополучию и удаче того, кто его носит. У русских широко бытовали тканые, вязанные и плетеные пояса. Изготовляли их из льняной и шерстяной пряжи.
Ученик 10
Верхняя одежда, которую надевали поверх комнатной, была многообразна. Мужская верхняя одежда отличалась от женской отделкой и украшениями, крой же был практически одинаков. Шили верхнюю одежду из сукна, шерстяной ткани, меха и украшали вышивкой, аппликациями из кожи и ткани.
Зимой носили шубы, тулупы, полушубки черного и коричневого цвета. Как правило, надевали их мехом внутрь. Одежда из овчины (тулуп или шуба) была обязательным атрибутом свадебного обряда. Считалось, что мех животного служит оберегом для жениха и невесты от недоброго человека.
Ученик 11
Русские прялки – неизменные спутницы крестьянских женщин. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И поэтому ее старались украсить и сделать особенно нарядной.
Прялку – подарок хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.Прялки были сплошные, из корневища или ствола дерева, и составные, у которых столбик-стоячок вставлялся в донце. Разнообразны русские прялки: их различают размеры, форма лопасти, ножки, декоративные украшения. Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно.
Мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялок. В верхней части это разные выступы – “городки”, обозначающие путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – “серьги” – символы восходящего и заходящего солнца, на ножке прялки – изображение ночного, подземного солнца. На поверхности лопасти прялки можно увидеть изображение ромбов или квадратов. Это символы земли, которая иногда представлена сценками из жизни людей.
Подведение итогов занятия.
Учитель
Древние образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.
Общий характер русского народного костюма, который сложился в быту на протяжении многих веков, всегда соответствовал и внешнему облику русского человека, и образу его жизни, труда, характеру и национальному идеалу красоты.
Рефлексия
На уроке-экскурсии “История русского народного костюма на территории Воронежской области” была создана обстановка для обмена впечатлениями, которые оставили глубокий след в душах детей. Первые впечатления – самые сильные. Я хотела, чтобы посещение музея стало праздником для ребенка, осталось ощущение прекрасного, удивление, радость, что неоценимо в формировании творческой личности, Главной наградой для меня стали горящие интересом, задором и азартом глаза и прекрасное настроение.