Цель:
Учить употреблять и находить в речи
фразеологизмы.
Оборудование: карточки, учебник, использование компьютера (Приложение 1)
Ход урока.
Организационный момент.
Постановка задачи урока.
Учитель: Сегодня наш урок русского языка я начну с шуточного и немного поучительного стихотворения. А вы, ребята, внимательно послушайте это стихотворение и определите тему урока.
Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час как говорится
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?
Учитель: Догадались? Какая тема нашего урока?
Дети: Тема нашего урока – фразеологизмы. /Рисунок 1/
Учитель: Вспомните, что вы знаете о фразеологизмах?
Дети: В речи есть устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами.
Устная работа.
Учитель.
Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.
Назовите, какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении?
Дети: Повесил нос - был в плохом настроении.
Учитель: Какие ещё фразеологизмы со словом нос вы можете назвать?
Дети: | задирать нос – гордиться водить за нос – обманывать клевать носом – спать остаться с носом – потерпеть неудачу встретиться нос к носу – близко зарубить на носу – хорошо знать |
Дети: Сквозь землю провалился – стыдно. Бил баклуши – бездельничал.
Работа с учебником.
Многие фразеологизмы пришли к нам из прошлого. О том, что такое “баклуши” мы узнаем из учебника (выразительное чтение).
№183. Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.
(По Л. Успенскому)
Учитель: Как вы поняли, что такое баклуши?
Дети: Это чурбанчики из липового дерева.
Творческая работа.
Учитель: Далеко не у каждого получится сейчас хорошо бить баклуши. Спишите предложение.
Весь день Глеб бездельничал /Рисунок 2/
- Назовите орфограммы.
- Найдите и подчеркните основу предложения.
- Переделайте предложение, включив в него устойчивые сочетания.
Проверка. /Рисунок 3/
Весь день Глеб бил баклуши.
Весь день Глеб сидел сложа руки.
Весь день Глеб собак гонял.
Весь день Глеб лодыря корчил.
Сравните записанные предложения. Какое из них ярче?
Вывод: Фразеологизмы придали предложению особую меткость и остроту.
Выборочное списывание. Работа с текстом.
Учитель: А как приятно вести беседу с человеком, речь которого богата и образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.
Прочитаем рассказ: (чтение по ролям)
- Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! - сказал папа.
А Саша стучит...
Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..
Стучит...
- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню...
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
Учитель: Найдите 10 фразеологизмов. Выпишите их. Проверка /Рисунок 4/
Как об стенку горох
Ему хоть кол на голове теши
Не видать тебе как своих ушей
Ему про Ерёму, а он про Фому
Да ты как с Луны свалился
Ну, хватит воду в ступе толочь
Русским языком сказано
Кашу маслом не испортишь
Сказано – сделано
Всему своё время
Физминутка.
Учитель:
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно выпрямляем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.
Тест. /перфокарты/
Учитель:
“О каком человеке говорят?..”
У него денег куры не клюют: | |
а) бедный; | б) богатый. |
Он сухим выйдет из воды: | |
а) ловкий; | б) робкий. |
Он звёзд с неба не хватает: | |
а) умный; | б) глупый. |
У него семь пятниц на неделе: | |
а) ненадёжный; | б) надёжный. |
Он перебивается с хлеба на квас: | |
а) богатый; | б) бедный. |
Учитель: Выберите правильный вариант значения каждого фразеологизма.
Обведите нужную букву. /Рисунок 5/
Учитель: Часто фразеологические обороты связаны с названием животных. Вот послушайте стихотворение.
Ученик:
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу)
Учитель: Искреннюю, но неумелую услугу, которая принесёт вред.
Сейчас мы отправимся во фразеологический зверинец. Выполним упражнение из учебника (страница 20 № 37). Работа с перфокартами.
- Болтлива как...
- Нем как...
- Хитёр как...
- Труслив как...
- Надут как...
- Изворотлив как...
- Упрям как...
- Колючий как...
Проверка /Рисунок 6/
Вывод: Такие фразеологизмы дают характеристику человеку, его поведению.
Учитель: В нашей школе есть мальчик Боба. Его зовут Боба – Зоопарк. Почему? А потому, что он на переменах задирается и дерётся как петух. А на уроках молчит как рыба. Зато на бабушку рычит как лев. Перед папой дрожит как заяц. А перед мамой ходит как лис. Вы не знакомы с ним?
Игра “Собери по три”.
Учитель:
Поиграем в игру “Собери по три”
К фразеологизмам нужно подобрать антонимы и синонимы.
Вспомним, что такое синонимы и антонимы.
На доске карточки:
К доске выходят 6 учеников:
Первая группа
Вторая группа
Чтение стихотворения.
Учитель: Ну, а этот фразеологизм с пониманием добра “наоборот” достался нам от охотников. Чтобы усыпить бдительность злых духов и была удача при охоте на птицу и зверя. Они говорили: “Ни пуха, ни пера!”. Это замаскированное пожелание добра.
Ученик:
Рано утром мама – квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: не дерись,
Не дразнись, не петушись,
Поспеши, уже пора,
Ну ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
Учитель: И я желаю вам удачи в изучении русского языка. “Ни пуха, ни пера” /Рисунок 7/.
Русский язык удивительный, интересный, увлекательный. Уверена, что, научившись преодолевать головоломки русской речи и русского письма, вы будете получать удовольствие от уроков русского языка. И русский язык станет для вас, ребята, верным другом.
Итог урока. Чистописание. /Рисунок 8/ (Работа с дидактическим материалом к урокам чистописания)
Учитель: И наш урок русского языка мы закончим минуткой красивого письма.