Урок математики с использованием презентации PowerPоint

Разделы: Математика


Цели:

  • углубление знаний учащихся;
  • развитие логического мышления;
  • расширение кругозора, интереса учащихся к математике,
  • вовлечение в серьезную самостоятельную работу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, карточки с заданиями, индивидуальные карты оценок.

Урок проводится при обобщении темы “Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями”

Ход урока

Сегодня мы с вами отправимся в морской круиз по стране Удивительных дробей на прекрасном корабле “Амазонки”. Что бы попасть на корабль, необходимо купить билет. Платой за билет будет являться правильно решенное задание.

Корабль “ Амазонка” отправляется в путешествие по Стране Дробей. (Слайд 1) (здесь и далее ссылки на приложение 1).

Уважаемые пассажиры корабля, не забыли ли вы захватить с собой любознательность, настойчивость, наблюдательность и смекалку? В пути вы побываете на острове Счетной машины и узнаете о зарождении дробей, пересечете Пролив древних систем, помучаетесь над загадками Королевства Занимательных задач, проверите свои навыки на Берегу Быстрого Счета, изумитесь неожиданности выводов на Острове Ошибочных рассуждений, выйдете на простор Океана Неизвестности, где на вас обрушатся волны новых задач и ветры нерешенных проблем. В пути вас ждут занимательные задачи, веселые головоломки, поучительные факты.

Все свои достижения вы будете отмечать в дневнике путешествий, который находится на обратной стороне ваших билетов.

Остановка Заработанные баллы
Остров Счетной машины  
Пролив Древних систем  
Королевство Занимательных задач  
Берег Быстрого Счета  
Остров Ошибочных рассуждений  
Океан Неизвестности  

А сейчас, внимание! Наш корабль приближается к Острову счетной машины.

Остров счетной машины

Запись дробей и алгоритмы действий с ними в древности были так сложны, что учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. Чтобы его освоить, приходилось заучивать огромное число правил действий с дробями. И правил было так много, что умение оперировать дробями воспринималось как чудо. Поэтому всегда и везде знание дробей пользовалось особым почетом и уважением. Так представьте себе, какой почет и уважение обрушился на вас в иное время. Какими мудрецами считали бы вас ученые мужи и простые люди.

Давайте воспользуемся нашими умениями. (Слайд 2).

Дикобраз в подарок сыну
Сделал счетную машину.
К сожалению, она
Недостаточно точна.
Результаты перед вами,
Быстро все исправьте сами.

В следующих равенствах вместо звездочек запишите знаки действий "+" или "- " так, чтобы эти равенства были верными:

Сверим ответы: (Слайд 3).

Внимание! Внимание! Наш корабль “Амазонка” вошел в Пролив Древних Систем.

Пролив древних систем

В древнем Риме была интересная система дробей. Она основывалась на делении древнеримской единицы массы АСС. Асс делили на 12 равных частей. Двенадцатую часть асса называли унцией. (Слайд 4).

В ходу было всего 18 различных дробей:

  • СИМИС – половина асса
  • СЕКСТАНС – шестая его доля
  • СЕСКУНЦИЯ – восьмая
  • ТРИЕНС – треть асса
  • БЕС – две трети
  • УНЦИЯ – двенадцатая часть асса
  • СЕМИУНЦИЯ – пол-унции

В произведении знаменитого римского поэта 1 века до н.э. Горация так описана беседа учителя с учеником с учеником в одной из римских школ этой эпохи: (Слайд 5)

Учитель. Пусть скажет сын Альбина, сколько останется, если от пяти унций отнять одну унцию?

Ученик. Одна треть.

Учитель. Правильно. Ты сумеешь беречь свое имущество.

Докажите, что ученик был прав. (Слайд 6).

Внимание! Внимание! Прямо по курсу Королевство Занимательных задач. В нем все подданные – маги, волшебники или фокусники. Вот к нам подплывает лодочка с двумя фокусниками.

Королевство Занимательных Задач

Дорогие путешественники! Сейчас я покажу вам фокус. (Слайд 7).

  • Задумайте любую дробь. Умножьте числитель и знаменатель на 10. Сократите полученную дробь на 2, потом полученную дробь сократите на 5. У вас получится задуманное число. Почему?
  • Степа Смекалкин задумал дробь, у которой знаменатель - двузначное число. Сократил ее. Получилось . Какую дробь задумал Степа?
  • Витя Верхоглядкин в школу идет ч, а из школы - ч. Как вы это объясните?

На горизонте показался Берег Быстрого счета. Все его жители прекрасные вычислители. Они знают много приемов счета и великолепно пользуются ими. Команде приготовиться сойти на берег.

Берег Быстрого счета

Предлагаются карточки с дробями:

  • выбрать две дроби, наименьший общий знаменатель которых равен данному числу. Выбрать (и положить парами) все такие дроби;
  • учитель подает карточку ученику, который должен отыскать на столе еще такую дробь, чтобы наименьший общий знаменатель этих двух дробей был бы равен названному учителем числу (например, учитель подает карточку и говорит: наименьший общий знаменатель 60);
  • учитель дает ученику две карточки и предлагает найти такие две дроби, чтобы у них был такой же наименьший общий знаменатель, как и у заданных дробей.

Благодарю вас, жители Берега Быстрого счета. Но нам надо спешить дальше. Нас ждет Остров ошибочных рассуждений. Он населен исключительно хитрецами, любимое занятие которых - это ставить в тупик новоприбывших. Бросим якорь у этого острова и поговорим хотя бы с одним хитрецом.

Остров ошибочных рассуждений

Найдите ошибки в выражениях:

Посмотрим правильное решение. (Слайд 8).

Нам пора направляться домой. На обратном пути, дорогие путешественники, вас ждет Океан Неизвестности. Все те, кто решат задачи Океана, получат дипломы Магистра Страны дробей.

Океан Неизвестности

Решения задач нужно написать на листочке и положить этот листочек в конверт, который находится на стенде “Задачи Океана Неизвестности”. Счастливого вам плавания по Океану Неизвестности и открытий!

Задачи:

Подставьте вместо знака ? такие числа, чтобы равенства были верными:

Заполните таблицу

+
     
     
     

Теперь давайте подведем итоги, подсчитаем результаты, подсчитав баллы отмеченные в ваших дневниках путешествия.

Каждый из вас сегодня проявил смекалку и трудолюбие, показал себя мудрецом.

Вы оказались достойны получить диплом Магистра Страны дробей.

Домашнее задание: Написать мини сочинение по теме дроби.