Цель:
1. образовательная
- Обнаружить новую позицию для согласных звуков, парных по звонкости – глухости – перед другим согласным – и назвать её слабой.
2. развивающая
- Развивать творческие способности учащихся через осуществление ими исследовательских действий: постановку учебной проблемы (т.е. формулирование темы урока или вопроса для исследования), открытие новых знаний.
3. воспитательная
- Воспитание инициативной личности с активной жизненной позицией.
4. здоровьесберегающая
- Осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных форм, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями.
Тип урока: Изучение нового материала.
Знание: Для согласных звуков, парных по звонкости – глухости, позиция перед согласным – это слабая позиция (знание единичное).
Тип знания: Понятие.
Оборудование урока:
1. индивидуальные карточки (по количеству детей) для создания опорного сигнала;
![]()
Рис. 1
2. общая таблица изученных позиций согласных, парных по звонкости-глухости;
a) вид таблицы до открытия нового знания

Рис. 2
б) вид таблицы после открытия нового знания
Рис. 3
3. общая таблица изученных позиций гласных звуков;
Рис. 4
4. опорный сигнал учебной проблемы, появившейся как вопрос.

Рис. 5
| Анализ | Учитель | Ученики |
| I Организационный момент | ||
| - Добрый день. Я рада видеть вас! Запоздавшая зимушка - зима наконец-то пришла. | ||
| Пришла, рассыпалась, Клоками повисла на суках дубов Легла волнистыми коврами. Среди полей, среди лугов. (А.С. Пушкин) |
||
| А в нашем классе тепло и уютно. Он полон гостей. У всех прекрасное настроение, и мы начинаем урок родного языка. | ||
| II Актуализация знаний | ||
| - Проведем небольшую теоретическую разминку. Закончите высказывания: | ||
| 1) Орфограммами слабых позиций называются … | - … буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях. | |
| 2) Сильная позиция для гласных звуков … | - … это позиция под ударением (см. рис. 4). |
|
| Слабая позиция для гласных звуков … | - … это безударная позиция. | |
| 3) Сильная позиция для согласных звуков … | - … это позиция "перед гласным"(см. рис. 2). | |
| Слабая позиция для согласных звуков … | - … это позиция "на конце слова". | |
| - Отгадайте загадку. | ||
| Круглый, круглый, Сладкий, сладкий, с полосатой кожей гладкой, А разрежешь - посмотри: Красный, красный Он внутри. |
- Арбуз. | |
| - Откройте тетради. Число и вид работы мы записали. На следующей строчке выполните буквенную запись слова "арбуз", пропуская орфограммы слабых позиций. У доски работает Саша, объясняя пропуски орфограмм слабых позиций по алгоритму. | ||
| III Постановка проблемы | ||
| 1) Создание проблемной ситуации №2 (практическим заданием на новый материал). | - Загадка вызвала у вас улыбку. Запишите слово "улыбка" буквами, пропуская орфограммы слабых позиций. | (Выполняют) |
| - Свои варианты запишут на доске Сергей и Аня. | Сергей: улы_ка Аня: улыпк_ |
|
| 2) Проверка. | - Какое было задание? | - Записать слово "улыбка" буквами, пропуская орфограммы слабых позиций. |
| - Кто выполнил задание как Сергей? Как Аня? | (Поднимают руки) | |
| - Есть другие варианты записи? | (Поднимают руки) | |
| 3) Побуждение к осознанию противоречия. | - Сколько разных мнений у нас в классе? | - Три. |
| - Задание одно, а выполнили вы его по-разному. Почему так получилось? Чего мы не знаем? | - Новой позиции согласных, парных по звонкости - глухости. | |
| 4) Побуждение к проблеме (её формулированию). | - Какой вопрос возникает? | - Нет ли у согласных, парных по звонкости - глухости, ещё какой-нибудь слабой позиции. |
| - Зафиксируем возникший вопрос в виде опорного сигнала (см. рис. 5) |
| IV Поиск решения | ||
| 1) Подводящий диалог | - Чтобы ответить на вопрос, проведем
исследование. Даны слова "каток" и
"гудок". Измените их устно так, чтобы они называли несколько предметов. |
- [к а т к' и], [г у т к' и] |
| - Запишите оба изменения каждого слова звуками друг под другом. | [ к а т о к ] [ т ] | |
| [ к а т к' и ] [ т ] | ||
| [ г у д о к ] [ д ] | ||
| [ г у т к' и ] [ т ] | ||
| - Выпишите предпоследние согласные звуки из всех записанных изменений. | ||
| - Одинаковы ли эти звуки в изменениях [ г у д о к ] и [ к а т о к] ? | - Предпоследние согласные звуки в этих изменениях разные. | |
| - В какой позиции стоят оба эти звука? | - Звуки [ д ] и [ т ] стоят в позиции "перед гласным". | |
| - Какой является позиция, в которой может работать любой звук из пары по глухости - звонкости? | - Сильной. | |
| - Одинаковы ли предпоследние согласные звуки в
изменениях [ г у т к' и ] и [ к а т к' и ] ? |
- Предпоследние согласные звуки в этих изменениях одинаковые. | |
| - В какой позиции стоит звук [ т ] ? | - Звук [ т ] стоит в позиции "перед другим согласным". | |
| - Какой является позиция, в которой из пары [ д ] - [ т ] работает только один звук [ т ], а другой звук невозможен? | - Слабой. | |
| - Чем отличается слабая позиция этих звуков от той, которую вы нашли раньше? | - Согласный звук, парный по звонкости - глухости стоит не на конце слова, а "перед другим согласным". | |
| 2) Вывод | - Сформулируйте вывод. | - У согласных звуков, парных по звонкости - глухости, есть ещё одна слабая позиция - "перед другим согласным". |
| 3) Возврат к вопросу | - Какой вопрос мы исследовали? | - Нет ли у согласных, парных по звонкости - глухости, ещё какой-нибудь слабой позиции. |
| V Воспроизведение знаний | ||
| 1) Задание на формулирование темы | - Так какая тема нашего урока? | - Слабая позиция парных согласных "перед другим согласным". |
| 2) Задание на опору | - У каждого на столе лежит листок (см. рис.1). Попробуйте представить новую слабую позицию парных согласных в виде схемы. | (Ученик фиксирует на доске свой вариант схемы): |
| 3) Оценивание | - У всех так? Может, есть дополнения, изменения? | (Дети выражают согласие) |
| - Какое новое знание выражает схема? | - У согласных звуков, парных по звонкости - глухости, есть ещё одна слабая позиция - "перед другим согласным". | |
| - Определите место этой схемы в общей схеме изученных позиций согласных, парных по звонкости – глухости (см. рис. 3). | (Дети определяют место новой слабой позиции в общей таблице изученных позиций согласных) | |
| VI Практическое применение знаний | ||
| Возврат к практическому заданию | - Вернёмся к заданию, которое было в начале урока. Я попрошу Сергея и Аню выйти к доске и объяснить свой вариант записи слова "улыбка" с пропуском орфограмм слабых позиций. | (Дети комментируют каждый свою запись и
исправляют ошибки) Сергей: улы_ка - улы_к_ Аня: улыпк_ - улы_к_ |
| - Рядом со звуковыми записями изменений слов "каток" и "гудок" сделайте буквенные. Орфограммы слабых позиций пропустите. | [ к а т о к ] [ т ] - к_то_ | |
| [ к а т к' и ] [ т ] - к_ _ки | ||
| [ г у д о к ] [ д ] - гудо_ | ||
| [ г у т к' и ] [ т ] - гу_ки |
| VII Итог урока | ||
| - Что нового вы узнали на уроке? | - Познакомились с новой слабой позицией парных согласных по звонкости - глухости "перед другим согласным". | |
| - Как вы думаете, чем мы будем заниматься завтра на уроке русского языка? | (Дети предлагают свои варианты ответов) | |
| VIII Домашнее задание | ||
| - Попытайтесь придумать стихотворение о новой слабой позиции парных согласных. | Перед согласным встал согласный, позиция для нас опасна! |