Проблемно-диалогический урок русского языка по теме "Слабая позиция парных согласных"

Разделы: Начальная школа


Цель:

1. образовательная

  • Обнаружить новую позицию для согласных звуков, парных по звонкости – глухости – перед другим согласным – и назвать её слабой.

2. развивающая

  • Развивать творческие способности учащихся через осуществление ими исследовательских действий: постановку учебной проблемы (т.е. формулирование темы урока или вопроса для исследования), открытие новых знаний.

3. воспитательная

  • Воспитание инициативной личности с активной жизненной позицией.

4. здоровьесберегающая

  • Осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных форм, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями.

Тип урока: Изучение нового материала.

Знание: Для согласных звуков, парных по звонкости – глухости, позиция перед согласным – это слабая позиция (знание единичное).

Тип знания: Понятие.

Оборудование урока:

1. индивидуальные карточки (по количеству детей) для создания опорного сигнала;

 

Рис. 1

2. общая таблица изученных позиций согласных, парных по звонкости-глухости;

a) вид таблицы до открытия нового знания

Рис. 2

б) вид таблицы после открытия нового знания 

Рис. 3

3. общая таблица изученных позиций гласных звуков;

 

Рис. 4

4. опорный сигнал учебной проблемы, появившейся как вопрос.

 

Рис. 5

Анализ Учитель Ученики
I Организационный момент    
  - Добрый день. Я рада видеть вас! Запоздавшая зимушка - зима наконец-то пришла.  
  Пришла, рассыпалась,
Клоками повисла
на суках дубов
Легла волнистыми коврами.
Среди полей, среди лугов. (А.С. Пушкин)
 
  А в нашем классе тепло и уютно. Он полон гостей. У всех прекрасное настроение, и мы начинаем урок родного языка.  
II Актуализация знаний    
  - Проведем небольшую теоретическую разминку. Закончите высказывания:  
  1) Орфограммами слабых позиций называются … - … буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях.
  2) Сильная позиция для гласных звуков … - … это позиция под ударением

(см. рис. 4).

  Слабая позиция для гласных звуков … - … это безударная позиция.
  3) Сильная позиция для согласных звуков … - … это позиция "перед гласным"(см. рис. 2).
  Слабая позиция для согласных звуков … - … это позиция "на конце слова".
  - Отгадайте загадку.  
  Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
с полосатой кожей гладкой,
А разрежешь - посмотри:
Красный, красный
Он внутри.
- Арбуз.
  - Откройте тетради. Число и вид работы мы записали. На следующей строчке выполните буквенную запись слова "арбуз", пропуская орфограммы слабых позиций. У доски работает Саша, объясняя пропуски орфограмм слабых позиций по алгоритму.  
III Постановка проблемы    
1) Создание проблемной ситуации №2 (практическим заданием на новый материал). - Загадка вызвала у вас улыбку. Запишите слово "улыбка" буквами, пропуская орфограммы слабых позиций. (Выполняют)
  - Свои варианты запишут на доске Сергей и Аня. Сергей: улы_ка
Аня: улыпк_
2) Проверка. - Какое было задание? - Записать слово "улыбка" буквами, пропуская орфограммы слабых позиций.
  - Кто выполнил задание как Сергей? Как Аня? (Поднимают руки)
  - Есть другие варианты записи? (Поднимают руки)
3) Побуждение к осознанию противоречия. - Сколько разных мнений у нас в классе? - Три.
  - Задание одно, а выполнили вы его по-разному. Почему так получилось? Чего мы не знаем? - Новой позиции согласных, парных по звонкости - глухости.
4) Побуждение к проблеме (её формулированию). - Какой вопрос возникает? - Нет ли у согласных, парных по звонкости - глухости, ещё какой-нибудь слабой позиции.
  - Зафиксируем возникший вопрос в виде опорного сигнала (см. рис. 5)  
IV Поиск решения
1) Подводящий диалог - Чтобы ответить на вопрос, проведем исследование. Даны слова "каток" и "гудок".
Измените их устно так, чтобы они называли несколько предметов.
- [к а т к' и], [г у т к' и]
  - Запишите оба изменения каждого слова звуками друг под другом. [ к а т о к ] [ т ]
    [ к а т к' и ] [ т ]
    [ г у д о к ] [ д ]
    [ г у т к' и ] [ т ]
  - Выпишите предпоследние согласные звуки из всех записанных изменений.  
  - Одинаковы ли эти звуки в изменениях [ г у д о к ] и [ к а т о к] ? - Предпоследние согласные звуки в этих изменениях разные.
  - В какой позиции стоят оба эти звука? - Звуки [ д ] и [ т ] стоят в позиции "перед гласным".
  - Какой является позиция, в которой может работать любой звук из пары по глухости - звонкости? - Сильной.
  - Одинаковы ли предпоследние согласные звуки в изменениях
[ г у т к' и ] и [ к а т к' и ] ?
- Предпоследние согласные звуки в этих изменениях одинаковые.
  - В какой позиции стоит звук [ т ] ? - Звук [ т ] стоит в позиции "перед другим согласным".
  - Какой является позиция, в которой из пары [ д ] - [ т ] работает только один звук [ т ], а другой звук невозможен? - Слабой.
  - Чем отличается слабая позиция этих звуков от той, которую вы нашли раньше? - Согласный звук, парный по звонкости - глухости стоит не на конце слова, а "перед другим согласным".
2) Вывод - Сформулируйте вывод. - У согласных звуков, парных по звонкости - глухости, есть ещё одна слабая позиция - "перед другим согласным".
3) Возврат к вопросу - Какой вопрос мы исследовали? - Нет ли у согласных, парных по звонкости - глухости, ещё какой-нибудь слабой позиции.
V Воспроизведение знаний    
1) Задание на формулирование темы - Так какая тема нашего урока? - Слабая позиция парных согласных "перед другим согласным".
2) Задание на опору - У каждого на столе лежит листок (см. рис.1). Попробуйте представить новую слабую позицию парных согласных в виде схемы. (Ученик фиксирует на доске свой вариант схемы):
3) Оценивание - У всех так? Может, есть дополнения, изменения? (Дети выражают согласие)
  - Какое новое знание выражает схема? - У согласных звуков, парных по звонкости - глухости, есть ещё одна слабая позиция - "перед другим согласным".
  - Определите место этой схемы в общей схеме изученных позиций согласных, парных по звонкости – глухости (см. рис. 3). (Дети определяют место новой слабой позиции в общей таблице изученных позиций согласных)
VI Практическое применение знаний    
Возврат к практическому заданию - Вернёмся к заданию, которое было в начале урока. Я попрошу Сергея и Аню выйти к доске и объяснить свой вариант записи слова "улыбка" с пропуском орфограмм слабых позиций. (Дети комментируют каждый свою запись и исправляют ошибки)
Сергей: улы_ка - улы_к_
Аня: улыпк_ - улы_к_
  - Рядом со звуковыми записями изменений слов "каток" и "гудок" сделайте буквенные. Орфограммы слабых позиций пропустите. [ к а т о к ] [ т ] - к_то_
    [ к а т к' и ] [ т ] - к_ _ки
    [ г у д о к ] [ д ] - гудо_
    [ г у т к' и ] [ т ] - гу_ки
VII Итог урока    
  - Что нового вы узнали на уроке? - Познакомились с новой слабой позицией парных согласных по звонкости - глухости "перед другим согласным".
  - Как вы думаете, чем мы будем заниматься завтра на уроке русского языка? (Дети предлагают свои варианты ответов)
VIII Домашнее задание    
  - Попытайтесь придумать стихотворение о новой слабой позиции парных согласных. Перед согласным встал согласный,
позиция для нас опасна!