Конспект открытого урока по социально-бытовой ориентировке "Властелин вкуса"

Разделы: Технология, Социальная педагогика


Тип урока: нестандартный урок- игра (урок проводится с использованием игровой ситуации- соревнование (КВН) между двумя командами, урок является заключительным по теме “Питание”).

Цели урока: создание условий для успешной социализации учащихся на уроках социально- бытовой ориентировки

Задачи:

  • Образовательная. Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме “Питание”.
  • Воспитательная. Подготовить учащихся к самостоятельной жизни, воспитывать познавательный интерес к предмету, культуру общения, дисциплинированность, умение работать в группе и индивидуально.
  • Развивающая. Развивать самостоятельность и самоконтроль учащихся, возможность проявлять свой собственный подход к выполнению заданий.
  • Коррекционная. Коррекция речевой и зрительной деятельности, мелкой моторики рук при обработке овощей.

Межпредметные связи: русский язык, география, история (про картофель).

Оборудование: разделочные доски с маркировками СО (сырые овощи), ВО (вареные овощи), ножи, салатница, терка, тарелки, миски, чеснокодавка, продукты для приготовления салата, драников, для конкурса капитанов- крупы, масло подсолнечное, уксус, лимон, приправа, ванилин

Наглядные материалы: карточки для игры с болельщиками, технологические карточки приготовления салата и драников, карточки с загадками, карточки для конкурса “Кто с кем дружит”.

Ход урока

Содержание урока Примечание
Организационный момент.

- Добрый день, милые очаровательные леди и юные благородные рыцари. Добрый день, уважаемые гости. Сегодня у нас игра - КВН “Властелин вкуса”. Надеюсь, вы не забыли захватить с собой побольше улыбок и аплодисментов для участников КВНа. Ни один конкурс не обходится без жюри. (выбор жюри из присутствующих учителей). Просим занять всем свои места.

Приветствие.

- А сейчас пора представить наши команды. Послушаем приветствия команд.

- Первая команда “Поваренок”. Девиз “Поварята лучше всех и готовят лучше всех”. Представление капитана.

- Вторая команда “Чемпион”. Девиз “Чемпион идет вперед и еду с собой берет”. Представление капитана.

3. Разминка.

- Команды, готовы ли начать состязание? (Готовы). Первое задание-разминка. Разминка у нас очень вкусная. Я угощаю вас печеньем. Вы, съев печенье, должны быстро написать все продукты, необходимые для его выпечки. Листок с выполненным заданием через 3 минуты команды передают жюри для оценки.

4. Второй конкурс “Экономная хозяйка”.

- Второй конкурс. Предлагаем командам почистить картофель. Жюри оценивает в данном конкурсе кто из команд аккуратнее, быстрее справится с заданием, у кого толщина снятой кожуры будет меньше и качество удаления всех “глазков” у картофелины, соблюдение ТБ, санитарно-гигиенических требований. Пока команды выполняют задание - послушайте историю о картофеле.

Пятьсот лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Картофель из стран Америки в Европу привез Христофор Колумб. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, было награбленное у индейцев золото - его быстро растратили, а семена, клубни, зерна новых, не известных Европе растений.

Сейчас три растения считаются кормилицами человечества – пшеница, рис и индейская кукуруза.

Была у индейцев еще и другая кормилица – папа. Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздники урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.

На корабле, вместе с захваченной мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа – картошка…. И начались ее путешествия по суше. Сперва картошка разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же картошка перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку – холщовый мешок.

Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное клубни. Один английский богач решил угостить друзей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель отцветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебристом блюде были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосило лицо, кто-то выбежал из-за стола… Ведь ели гости картошку не с того конца. Много лет прошло, прежде чем картофель полюбили и узнали ценность корнеплода.

5. Третий конкурс. “Смак”

Команда без капитана проходит на кухню для следующего задания - приготовления оладий из картофеля (драников) и салата из свеклы. (Учащиеся уходят на кухню с членами жюри, которое оценивает ориентирование в задании, умение работать самостоятельно).

6. Конкурс болельщиков.

Чьи болельщики больше составят названий продуктов из двух других слов на тему “Питание”.

РИС + КЕПИ (ПЕРСИКИ)

МЕЛЬ + ПЕНИ (ПЕЛЬМЕНИ)

СОР + САЛЬНИК (РАССОЛЬНИК)

РЫБА + СОКИ (АБРИКОСЫ)

КАЗАК + ПЕНА (ЗАПЕКАНКА)

7. Конкурс капитанов.

- Вызываются капитаны команд.

Первое задание- с завязанными глазами на ощупь определить крупы (гречку, горох, геркулес, манку). Затем определить продукт по запаху (подсолнечное масло нерафинированное, уксус, ванилин, лимон, приправу, лук, чеснок).

Следующее испытание – буквенное задание. Получите комплекты с заданием. Выберите из предложенных утверждений верные. Если вы правильно выполнили задание, то, перевернув карточки, вы составите ключевое слово, которое связано с темой “Питание”.

8. Блиц - турнир. Загадки на тему “Питание.

- “Без обеда не красна беседа” - под таким девизом мы проведем блицтурнир на тему “Питание” и все, что с ним связано. За быстрый и правильный ответ – один балл. Приготовились? Начали.

- Лето целое старалась, одевалась, одевалась…
А как осень подошла, нам одежки отдала.
Сотню одежонок сложили в бочонок. (Капуста)

- Что опасного во мне, если супа нет на дне?
Только если суп горяч - от детей меня ты прячь! (Кастрюля)

- Посмотри на меня - вся дырявая я,
Но зато я ловко тру тебе морковку. (Терка)

- Не бьет, не ругает, а от него все плачут. (Лук)

- Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)

- Маленький, горький - луку брат. (Чеснок)

- Черненько, горяченко, а все любят. (Чай)

- Только я, только я, я на кухне главная.
Без меня, как не трудитесь, без обеда насидитесь. (Плита)

- В брюхе жарко у меня, а в носу моем дыра.
Когда все во мне кипит - из нее пар валит. (Чайник)

- Из какой посуды не едят? (Пустой)

- Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)

9. Игра “Кто с кем дружит”.

- Я сейчас раздам командам большие круги- тарелки, в которых написаны разные слова. Нужно найти пару и представиться. Кто быстрее найдет все пары.

а) вилка а) кофе
б) кастрюля б) кондитер
в) электроплита в) ложка
г) мясо г) сковородка
д) повар д) микроволновка
е) чай е) рыба
ж) сахар ж) конфеты

10. Конкурс “Питание”.

- А последний конкурс так и называется “Питание”. Нужно на каждую букву этого слова найти слова, которые имеют отношение к питанию, продуктам, кухне. (например:

  • - П - пища, плита, повар….
  • - И – икра, ирга, ириски…
  • - Т – терка, томат, таз…
  • - А – арбуз, абрикос, апельсин…
  • - Н – нож
  • - Е – еда, ежевика

(Команды выполняют задание , а на сцене- гость передачи “Смак”- концертный номер. Затем команды зачитывают свои слова. Жюри оценивает).

11. Прощание.

- Дорогие ребята, спасибо вам за участие в нашем КВН “Властелин вкуса”. (Жюри подводит итоги и называет победителя. Аплодисменты зрителей - определение победителей. Приз зрительских симпатий. Команды прощаются и уходят под музыку).

Заранее договориться с учителями, кто будет членами жюри. Подготовить для жюри карточки пятибалльной системы и оценочные листы для каждого участника команды (см. Приложение 1).

Команды заходят под музыку

КВН можно проводить как между двумя классами, так и внутри одного класса. Команды заранее придумывают название и девиз. Оформляют на бумаге Названия команд вывешивают на доску.

Приготовить печенье для команд и для зрителей.

 

 

Команды готовятся к конкурсу. Одевают фартуки, готовят необходимые инвентарь и посуду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовить карточки с заданиями.(см. Приложение 2,3)

 

Подготовить карточки со словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приготовить заранее все необходимые для проведения конкурса продукты и крупы.

Написать два комплекта буквенных заданий (см. Приложение 4).

Написать загадки на листах крупным шрифтом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Написать слова на листах- кругах, размером с тарелку.