Урок-проект "Наш любимый женский день"

Разделы: Технология


Цели: Сформировать понятие о художественной обработке материалов, специальные умения и навыки в изготовлении подарков; обучить новым приемам изготовления подарков из соленого теста, расширить кругозор учащихся при обработке материалов различными способами, научить приемам самостоятельной работы с инструкционными картами и оценке своего труда; развивать творческое мышление, моторику мелких мышц, самостоятельность; воспитывать трудовую дисциплину, коллективизм через совместную деятельность учащихся, творческое начало личности, эстетический вкус.

Задачи: Обучить учащихся приемам изготовления изделий из соленого теста, изготовить подарки к празднику в различных техниках декоративно – прикладного искусства.

Оборудование: Наглядный материал, образцы готовых изделий (изделия из теста подарки – сувениры к различным праздникам) инструкционные карты № 1, 2, 3, лоскутный материал, крючки, нитки для вязания крючком, ножницы, клей ПВА, карандаши, миски для замешивания теста, краски, емкость для воды.

Предварительная подготовка к уроку: Учащиеся находят информацию о приготовлении и оформлении блюд, варианты оформления квартиры к празднику, варианты оформления праздничных открыток. Учитель подготавливает выступление учащихся 5 класса, помогает учащимся подготовить материал для изготовления цветов.

Ход урока

Организационный момент.

Объяснение нового материала.

Учитель:

- Приближается Международный женский день . Как правило всех женщин мам, бабушек, сестренок, учителей мы стараемся поздравить с этим праздником. Для этого мы используем разные способы (учащиеся выдвигают идеи по проблеме, учитель заполняет схему на доске)

  • подготовить концерт;
  • изготовить подарки;
  • приготовить вкусное, оригинально оформленное блюдо;
  • подготовить квартиру к празднику (оригинально оформить);
  • выпустить стенгазету и подготовить праздничные открытки и т.д.

Учитель предлагает обсудить представленные идеи, и отобрать то, что можно выполнить на уроке .

Идея 1. Подготовить концерт.

Учитель: Хотелось бы, чтобы концерт не получился, как в стихотворении и частушках которые исполнят учащиеся 5 класса:

1 ученик: А какой подарок маме мы подарим в женский день.

Есть для этого немало фантастический идей,
Ведь сюрприз готовить маме это очень интересно
Мы замесим тесто в ванне или выстираем тесто.
Лично я в подарок маме разрисую стол цветами
Хорошо б и потолок, жаль я ростом не высок.

Частушки:

2 ученик:

Вот начистить раз в году
Я решила сковороду,
А потом четыре дня
Не могли отмыть меня.

3 ученик:

Подгорели суп и каша,
Соль насыпана в компот,
Как пришла с работы мама,
Было много ей хлопот.

4 ученик:

В кухне веник я нашла,
Всю квартиру подмела,
Но осталось от него
Три соломинки всего.

5 ученик:

Вова пол натер до блеска,
Приготовил винегрет.
Ищет мама, что же делать,
Никакой работы нет.

6 ученик:

Мы частушки петь кончаем,
Нашим мамам обещаем:
Слушать их всегда во всем,
Утром, вечером и днем! Все!

Идея 2. Изготовить подарки .

Художественная обработка материалов – для чего она нужна ?

(Учитель ведет беседу, опираясь на ответы учеников .Если нужно задает наводящие вопросы)

  • Создавать уникальные, не похожие на другие изделия; (демонстрация выставки работ учащихся).
  • Изготавливать декоративно – прикладные изделия, служащие для художественного оформления быта, интерьера, одежды и т.д.
  • Изготавливать яркие, оригинальные подарки – сувениры и доставить радость людям для кого они изготавливались, получив удовлетворение от своего собственного труда.

Идея 3 . Приготовить вкусное, оригинально оформленное блюдо.

Ученицы кратко представляют рецепты блюд (красочно оформленные), которые можно приготовить самостоятельно в домашних условиях.

Идея 4. Подготовить квартиру к празднику. Оригинально оформить .

Ученицы предлагают свои варианты оформления квартиры, найденные в журналах и разработанные самостоятельно .

Идея 5. Выпустить стенгазету или открытки к празднику.

Ученицы предлагают варианты оформления праздничной газеты и открыток к празднику Международного женского дня выполненные в различных техниках.

Учитель делает вывод:

Сегодня урок посвящен изготовлению подарков к празднику 8 марта .

Сведения о празднике.

Впервые праздник 8 марта отметили в 1911 году, когда в нашей стране был царь, были богатые и бедные люди. Его отмечали сначала в Австрии, Германии, Швейцарии, Дании. В России праздник впервые отметили в 1913 году . Но тот праздник не был похож на тот, который отмечают сейчас. Сейчас мамы и бабушки в Международный женский день отдыхают, а тогда женщины работали и работа их была очень тяжелой. Праздник отмечали митингами и забастовками, т.е. отказывались от работы. И лишь с 1965 года в этот праздничный день женщины стали отдыхать. В нашей стране этот праздник отмечают все. Женщин стараются наградить за особые заслуги, вручают подарки, цветы. В каждой семье стараются отметить женщин, устроить им в этот день незабываемый праздник.

Следует всегда помнить, что самый лучший это подарок сделанный своими руками.

3.Практическая работа по группам (которые создаются по интересам, возможна парная форма работы ):

  • 1 группа: Вяжут цветы крючком и оформляют коллективную работу..
  • 2 группа: Изготавливают сувенир из соленого теста .
  • 3 группа: Изготавливают цветы из ткани.

Объяснение практического задания.

Ознакомление с инструкционными картами.

  • Группа 1 – инструкционная карта № 1. “ Цветы связанные крючком”
  • Группа 2 – инструкционная карта № 2. “ Изготовление изделия из соленого теста.”
  • Группа 3 – инструкционная карта № 3. “Изготовление цветов из лоскутов”

Вводный инструктаж по технике безопасности.

Правила пользования ножницами, иголками, булавками, правила обращения с электроплитой.

Изучение учащимися инструкционных карт.

Разработка идей и вариантов выполнения работы.

Самостоятельная работа учащихся (текущий инструктаж, само – и взаимоконтроль) .

4. Анализ выполненной практической работы.

Демонстрация выполненных работ, их защита (учащиеся рассказывают как выполняли изделие, что нового узнали при работе, чему научились, что хотели бы изменить если будут выполнять работу еще раз) обсуждение, оценка работы учащихся. Обмен мнениями, краткая запись этапов выполнения работы в тетрадях.

5. Подведение итогов . Краткие выводы об уроке в целом, что понравилось, что нет.

Выставление оценок.

Инструкционная карта № 1. “Цветы связанные крючком”.

Изготовление вязаных роз.

Инструменты: крючок № 2.

Описание работы:

Связать цепочку из 15 воздушных петель и замкнуть в круг соединительным столбиком.

  • 1ряд. Связать 32 столбика с 2 накидами в колечко.
  • 2 ряд. Связать арку из 7 воздушных петель и соединить полустолбиком через 5 петель.
  • 3 ряд. На основании арки выполнить 10 столбиков с 3 накидами, а над полустолбиком предыдущего ряда полустолбик.
  • 4 ряд. Связать арку из 7 воздушных петель и соединить полустолбиком с серединой предыдущего лепестка.
  • 5 ряд. На основании арки выполнить 13 столбиков с 3 накидами, а над полустолбиком предыдущего ряда полустолбик.
  • 6 ряд. Повторить 4 ряд.
  • 7 ряд. Повторить 5 ряд.

Изготовление кувшинок.

Крючок № 2.

Описание работы:

Связать цепочку из 10 воздушных петель и замкнуть в круг (нить белого цвета).

  • 1 ряд. Связать 22 столбика с 1 накидом в колечко.
  • 2 ряд. Повторять: столбик с 1 накидом, 2 воздушные петли.
  • 3 ряд. Повторять: столбик с 1 накидом, 4 воздушные петли (столбики выполнить над столбиками предыдущего ряда)
  • 4 ряд. На основании арки связать 1 полустолбик, 2 столбика с 1 накидом, 4 столбика с 2 накидами, 2 столбика с 1 накидом, полустолбик. Работу выполнить через арку.
  • 5 ряд. Нитью желтого цвета, на основании пропущенных арок выполнить следующие действия: 1 полустолбик, 2 столбика с 1 накидом, 4 столбика с 2 накидами, 2 столбика с 1 накидом . полустолбик.

Инструкционная карта № 2.

“Технология изготовления изделий из соленого теста”

Материалы и инструменты, необходимые для работы с тестом:

Скалка, доска для раскатывания теста, ножницы – для изготовления неровных поверхностей, чашка - дя замешивания теста, мерная ложка, стек, кисточка, краски или гуашь, соль, мука, масло, вода, лак быстросохнущий.

Возможны 2 рецепта приготовления теста, подходящего для лепки.

Рецепт 1.

300 граммов муки, 300 граммов соли, 1 столовая ложка растительного масла, 200 граммов воды.

Рецепт 2.

1 столовая ложка муки с горкой, 1 столовая ложка соли с горкой, 1 ложка воды, несколько капель растительного масла. Для большего количества теста все компоненты увеличить в одинаковое число раз.

Для работы лучше брать соль “Экстру”. Воду брать только холодную.

Замешивание теста.

- Хорошо перемешать муку с солью.

- Добавить воду, масло и замесить тесто. Оно должно быть мягким, эластичным, но не жидким.

- Готовое тесто положить в целлофановый пакет.

Крашение теста.

- Во время замеса тесто следует подкрасить. Для этого в воду добавить пищевые красители. Варьируя дозировку краски, можно получить разные оттенки теста.

- Изделия можно красить после их выпечки в духовом шкафу. Для это берут акварельные краски или гуашь.

- После полного высыхания изделия желательно покрыть бесцветным лаком.

Сушка изделий.

- Сушить готовые изделия можно при комнатной температуре, если изделие маленькое, толщиной менее 1 см.

- Если изделие по толщине больше 1 см, лучше его сушить в духовке при самой низкой температуре от 5 до 8 часов.

- Если температура в духовке окажется очень высокой, то тесто может вздуться и форма выпекаемого изделия испортиться.

- При долгом выпекании используйте толстый противень.

Запомните: Соленое тесто нельзя запекать в микроволновой печи. Тесто потеряет форму, а соль может загореться.

Инструкционная карта № 3.

Подготовка ткани для изготовления цветов.

Подготовить ткань в соответствии с дальнейшими указаниями:

2 ст. ложки картофельного крахмала, 0,5 стакана холодной воды, 0, 5 л. кипятка.
  1. Крахмал залить холодной водой и хорошо размешать.
  2. Вскипятить отдельно воду и влить разведенный крахмал в кипяток непрерывно помешивая, избежать комков.
  3. На клеенке расстелить ткань и теплым крахмалом смазать ее с обеих сторон.
  4. Высушить ткань на веревке.
  5. По окончании высыхания ткань проутюжить.