Цель:
- Ознакомить с приёмом деления трёхзначного числа на двузначное; закреплять умения умножать многозначное число на трёхзначное число, делить на однозначное число, решать задачи на нахождение дроби числа, периметра квадрата, площади прямоугольника.
- Развивать навыки счёта, логическое мышление, умение пользоваться математической терминологией.
- Прививать интерес к предмету, воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.
Оборудование: схема маршрута, карточки для устного счёта, набор геометрических фигур, таблица с числами, тестовые задания, карточки к индивидуальной и словарной работе, опоры-формулы “s и p”, картинки и фотографии из серии “Цветы”.
1. Организационный момент.
- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в царство богини Флоры и окунёмся в прекрасный, благоухающий мир цветов.
Сообщение о цветах и флоре.
Цветы всегда привлекали человека своей красотой и ароматом. Учёные и путешественники, бывая в дальних странах, привозили в Европу различные диковинные растения, размножали их. Так из Турции разошлись по всему свету тюльпаны, из Японии, Китая, Дальнего Востока – лилии, из Индии и Ирана – розы, из Южной Америки – гладиолусы.
Все растения, что окружают нас на суше и под водой составляют флору Земли. Это и деревья – исполины, и чахлые маленькие былинки, и даже микроскопические морские водоросли. В Древнем Риме богиня Флора покровительствовала цветам и садам. В её честь римляне устраивали пышные цветочные праздники.
А пойдём мы в царство богини Флоры по определённому маршруту, который вы сейчас составите сами.
II. Графический диктант.
Пропустите три клетки вниз от записи; две клетки от начала листа, поставьте точку.
От неё проведите вправо прямую линию длиной в четыре клетки. Поставьте вторую точку. От неё три клетки вниз наискосок. Поставьте точку. Четыре клетки – прямо вверх-пятая точка. Три клетки – вправо – шестая точка.
Две клетки вниз наискосок – седьмая точка.
Открывается маршрут на доске.
- На нашем пути будут остановки – задания, выполнив которые вы сорвёте прекрасные цветы. Из них мы составим цветочную композицию в дар богине Флоре. В пути вам нужно будет хорошо потрудиться, а девизом для вас послужат слова, которые вы сможете прочесть, решив примеры.
Работа с индивидуальными карточками.
-Перед вами лежит набор карточек с числами. Выберите и покажите правильный ответ к примерам.
III. Устный счёт.
1) На доске прикреплены примеры.
90 : 18 • 500 ; | 180 : ( 81 27 ) ; | 1080 – 56 : 14 ; | 858 + 6 • 7 ; |
60 • 4 – 120 ; | 3100 • 3 + 700 ; | 250 • 3 : 10 ; | 11000 + 72 : 24 |
Дети показывают ответы – карточки. Переворачиваю пример.
Хором читают девиз: " Хорошая работа идёт в таком порядке : сообразил – проверил – написал”.
Первый отрезок пути – улица Жарков.
2) На доске – геометрические фигуры.
Найдите "лишнюю" фигуру ".
(круг снять)
Посмотрите на прямоугольники. Среди них есть такой:
Стихотворение о квадрате читает ученик.
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Он себя представить рад:
А зовут его квадрат.
Решите геометрическую задачу:
Два третьеклассника – Коля и Толя вместе находят периметр поля. Ты помоги вычислениям ребят, если известно, что поле квадрат,
25 метров – длина стороны. И никаких нету данных иных.
Ответ: 100 метров.
- Назовите формулу нахождения периметра квадрата, прямоугольника.
- Формулу нахождения площади прямоугольника.
(На доске формулы-опоры)
3) Округлить до десятков.
На доске таблица с числами.
23, 37, 99, 102, 318, 1203, 5678, 875
Прошли первую часть пути, срываем жарок.
Вторая часть пути – площадь Белых Лилий.
IV. Повторение. Дифференцированная работа.
1) У доски работают два ученика.
3) Класс работает самостоятельно.
Решить уравнение:
- а • 8 – 29127 = 18897
- а • 8 = 18897 + 29127
- а • 8 = 48024
- а = 48024 : 8
- а = 6003
Ответ: а = 6003
Прошли вторую часть пути, срываем лилию.
Третья часть пути – проспект Гладиолусов.
V. Стартовые тесты.
А сейчас проверим, как вы готовы к изучению новой темы.
( ученики решают тестовые задания)
1. Не вычисляя, определи, сколько цифр будет в частном.
375 : 75
- а) 1
- б) 2
- в) 3
3870 : 43
- а) 1
- б) 2
- в) 3
2. Выполни деление и сделай проверку:
85 : 17, 84 : 12, 2800 : 40
3. Неизвестное число увеличили в 30 раз и получили 2100.
Чему равно неизвестное число:
- 700
- 70
- 7
Прошли третью часть пути, гладиолус срываем.
VI. Физкультминутка ( аудиозапись )
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
Четвёртая часть пути - район Алых Роз.
VII. Работа над новой темой.
На этом отрезке пути исследуем очень важную тему.
Рассмотрим приём деления трёхзначного числа на двузначное.
( Ученик выходит к доске, подробно объясняет решение примера ).
Сорвать нарцисс, поставить в вазу.
Шестая часть пути - город Тюльпанов.
VIII. Решение задач.
На выставке цветов представлено 87 икебан из 783 цветов. Сколько цветов было в каждой икебане, если все они составлены из одинакового количества цветов?
Прочитать условие и вопрос задачи.
Словарная работа.
ИКЕБАНА – цветочная композиция, где каждый цветок или другое растение имеет свое значение, несёт в себе определённый символ. Искусство составления таких цветочных композиций пришло к нам из далёкой Японии.
ФЛОРИСТИКА – тоже искусство составления цветочных композиций, но уже без такого глубокого значения и смысла как в икебане. (зачитать значение слова из словаря Ожегова)
Известные флористы нашего города:
И.М. Пшеницына, И.А. Каткова.
Открывается на обратной стороне доски подборка открыток с композициями цветов флористов.
Решение задачи самостоятельно. Взаимопроверка.
783 : 87 = 9 (цв. )
Ответ: 9 цветов в каждой икебане.
Задача №6 .
На выставке цветов был сделан ковёр из живых тюльпанов: жёлтых, белых и красных. Ковёр имеет форму прямоугольника размером 15 м на 8 м. Красными тюльпанами была засажена половина ковра, жёлтыми – 3\4 остальной части ковра. Какую площадь имеет часть ковра, засаженная белыми тюльпанами?
Ученик работает у доски. Краткая запись задачи.
а - 15м
в - 8м
кр. т. - ? 1/2
ж. т. - ? 3/4 ост.
б.т. - ? м2.
- 15 • 8 = 120(м2) – S ковра.
- 120 : 2 = 60(м2) – красные тюльпаны.
- 120 – 60 = 60(м2) – остальная часть.
- 60 : 4 • 3 = 45(м2) – жёлтые тюльпаны.
- 60 + 45 = 105(м2) – жёлтые и красные тюльпаны.
- 120 – 105 = 15(м2) – белые тюльпаны.
Ответ: 15 м2 занимают белые тюльпаны.
Прошли шестую часть пути, срываем тюльпан.
IX. Рефлексия деятельности.
Вот и прошли мы весь путь, добрались до царства богини Флоры.
Чему мы научились в пути?
Посмотрите, какая чудесная получилась цветочная композиция.
А как вы считаете, всегда ли нужно срывать цветы?
Ответы детей:
- Можно рвать те цветы, которые выращены человеком специально.
Стихотворение о бережном отношении к цветам:
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок.
Если мы, и я, и ты, если все сорвём цветы:
Опустеют все поляны, и не будет красоты.