Урок математики в 3-м классе по теме "Деление трехзначного числа на двузначное"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Ознакомить с приёмом деления трёхзначного числа на двузначное; закреплять умения умножать многозначное число на трёхзначное число, делить на однозначное число, решать задачи на нахождение дроби числа, периметра квадрата, площади прямоугольника.
  • Развивать навыки счёта, логическое мышление, умение пользоваться математической терминологией.
  • Прививать интерес к предмету, воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.

Оборудование: схема маршрута, карточки для устного счёта, набор геометрических фигур, таблица с числами, тестовые задания, карточки к индивидуальной и словарной работе, опоры-формулы “s и p”, картинки и фотографии из серии “Цветы”.

1. Организационный момент.

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в царство богини Флоры и окунёмся в прекрасный, благоухающий мир цветов.

Сообщение о цветах и флоре.

Цветы всегда привлекали человека своей красотой и ароматом. Учёные и путешественники, бывая в дальних странах, привозили в Европу различные диковинные растения, размножали их. Так из Турции разошлись по всему свету тюльпаны, из Японии, Китая, Дальнего Востока – лилии, из Индии и Ирана – розы, из Южной Америки – гладиолусы.

Все растения, что окружают нас на суше и под водой составляют флору Земли. Это и деревья – исполины, и чахлые маленькие былинки, и даже микроскопические морские водоросли. В Древнем Риме богиня Флора покровительствовала цветам и садам. В её честь римляне устраивали пышные цветочные праздники.

А пойдём мы в царство богини Флоры по определённому маршруту, который вы сейчас составите сами.

II. Графический диктант.

Пропустите три клетки вниз от записи; две клетки от начала листа, поставьте точку.

От неё проведите вправо прямую линию длиной в четыре клетки. Поставьте вторую точку. От неё три клетки вниз наискосок. Поставьте точку. Четыре клетки – прямо вверх-пятая точка. Три клетки – вправо – шестая точка.

Две клетки вниз наискосок – седьмая точка.

Открывается маршрут на доске.

- На нашем пути будут остановки – задания, выполнив которые вы сорвёте прекрасные цветы. Из них мы составим цветочную композицию в дар богине Флоре. В пути вам нужно будет хорошо потрудиться, а девизом для вас послужат слова, которые вы сможете прочесть, решив примеры.

Работа с индивидуальными карточками.

-Перед вами лежит набор карточек с числами. Выберите и покажите правильный ответ к примерам.

III. Устный счёт.

1) На доске прикреплены примеры.

90 : 18 • 500 ; 180 : ( 81 27 ) ; 1080 – 56 : 14 ; 858 + 6 • 7 ;
60 • 4 – 120 ; 3100 • 3 + 700 ; 250 • 3 : 10 ; 11000 + 72 : 24

Дети показывают ответы – карточки. Переворачиваю пример.

Хором читают девиз: " Хорошая работа идёт в таком порядке : сообразил – проверил – написал”.

Первый отрезок пути – улица Жарков.

2) На доске – геометрические фигуры.

 Найдите "лишнюю" фигуру ".

(круг снять)

Посмотрите на прямоугольники. Среди них есть такой:

Стихотворение о квадрате читает ученик.

Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Он себя представить рад:
А зовут его квадрат.

Решите геометрическую задачу:

Два третьеклассника – Коля и Толя вместе находят периметр поля. Ты помоги вычислениям ребят, если известно, что поле квадрат,

25 метров – длина стороны. И никаких нету данных иных.

Ответ: 100 метров.

  • Назовите формулу нахождения периметра квадрата, прямоугольника.
  • Формулу нахождения площади прямоугольника.

(На доске формулы-опоры)

3) Округлить до десятков.

На доске таблица с числами.

23, 37, 99, 102, 318, 1203, 5678, 875

Прошли первую часть пути, срываем жарок.

Вторая часть пути – площадь Белых Лилий.

IV. Повторение. Дифференцированная работа.

1) У доски работают два ученика.

3) Класс работает самостоятельно.

Решить уравнение:

  • а • 8 – 29127 = 18897
  • а • 8 = 18897 + 29127
  • а • 8 = 48024
  • а = 48024 : 8
  • а = 6003

Ответ: а = 6003

Прошли вторую часть пути, срываем лилию.

Третья часть пути – проспект Гладиолусов.

V. Стартовые тесты.

А сейчас проверим, как вы готовы к изучению новой темы.

( ученики решают тестовые задания)

1. Не вычисляя, определи, сколько цифр будет в частном.

375 : 75

  • а) 1
  • б) 2
  • в) 3

3870 : 43

  • а) 1
  • б) 2
  • в) 3

2. Выполни деление и сделай проверку:

85 : 17, 84 : 12, 2800 : 40

3. Неизвестное число увеличили в 30 раз и получили 2100.

Чему равно неизвестное число:

  • 700
  • 70
  • 7

Прошли третью часть пути, гладиолус срываем.

VI. Физкультминутка ( аудиозапись )

Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.

Четвёртая часть пути - район Алых Роз.

VII. Работа над новой темой.

На этом отрезке пути исследуем очень важную тему.

Рассмотрим приём деления трёхзначного числа на двузначное.

( Ученик выходит к доске, подробно объясняет решение примера ).

Сорвать нарцисс, поставить в вазу.

Шестая часть пути - город Тюльпанов.

VIII. Решение задач.

На выставке цветов представлено 87 икебан из 783 цветов. Сколько цветов было в каждой икебане, если все они составлены из одинакового количества цветов?

Прочитать условие и вопрос задачи.

Словарная работа.

ИКЕБАНА – цветочная композиция, где каждый цветок или другое растение имеет свое значение, несёт в себе определённый символ. Искусство составления таких цветочных композиций пришло к нам из далёкой Японии.

ФЛОРИСТИКА – тоже искусство составления цветочных композиций, но уже без такого глубокого значения и смысла как в икебане. (зачитать значение слова из словаря Ожегова)

Известные флористы нашего города:

И.М. Пшеницына, И.А. Каткова.

Открывается на обратной стороне доски подборка открыток с композициями цветов флористов.

 Решение задачи самостоятельно. Взаимопроверка.

783 : 87 = 9 (цв. )

Ответ: 9 цветов в каждой икебане.

Задача №6 .

На выставке цветов был сделан ковёр из живых тюльпанов: жёлтых, белых и красных. Ковёр имеет форму прямоугольника размером 15 м на 8 м. Красными тюльпанами была засажена половина ковра, жёлтыми – 3\4 остальной части ковра. Какую площадь имеет часть ковра, засаженная белыми тюльпанами?

Ученик работает у доски. Краткая запись задачи.

а - 15м

в - 8м

кр. т. - ? 1/2

ж. т. - ? 3/4 ост.

б.т. - ? м2.

  • 15 • 8 = 120(м2) – S ковра.
  • 120 : 2 = 60(м2) – красные тюльпаны.
  • 120 – 60 = 60(м2) – остальная часть.
  • 60 : 4 • 3 = 45(м2) – жёлтые тюльпаны.
  • 60 + 45 = 105(м2) – жёлтые и красные тюльпаны.
  • 120 – 105 = 15(м2) – белые тюльпаны.

Ответ: 15 м2 занимают белые тюльпаны.

Прошли шестую часть пути, срываем тюльпан.

IX. Рефлексия деятельности.

Вот и прошли мы весь путь, добрались до царства богини Флоры.

Чему мы научились в пути?

Посмотрите, какая чудесная получилась цветочная композиция.

А как вы считаете, всегда ли нужно срывать цветы?

Ответы детей:

- Можно рвать те цветы, которые выращены человеком специально.

Стихотворение о бережном отношении к цветам:

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок.
Если мы, и я, и ты, если все сорвём цветы:
Опустеют все поляны, и не будет красоты.