Целью обучения элективному курсу по компьютерной графике в общеобразовательной школе является формирование знаний, умений, навыков, способов деятельности в области компьютерной графики и информационных технологий в целом. Курс “Компьютерная графика” в наше время отличается востребованностью образовательных результатов. Знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные у школьников при изучении этого курса, могут быть востребованы и использованы ими в последующей профессиональной деятельности, школе, повседневной жизни.
На изучение темы “Перетекание” отводится 4-е часа. Урок “Получение художественных эффектов” является четвертой в данной теме, до него проведены занятия, на которых учащиеся познакомились с основными понятиями перетекания, с алгоритмами создания перетекания по кратчайшему пути и вдоль произвольного контура, а также научились применять перетекание при создании выпуклых и вогнутых объектов.
Тема урока: “Получение художественных эффектов”.
Цель урока: проверить качество и прочность теоретических и практических знаний учащихся по теме “Перетекание”; проверить усвоение учащимися умений и навыков по теме “Перетекание”.
Тип урока: урок проверки и оценки знаний.
Вид урока: творческая практическая работа учащихся.
Продолжительность урока: 45 минут.
Задачи урока:
Образовательные:
- проверить теоретические знания учащихся по теме “Перетекание”;
- проверить усвоение учащимися умений и навыков по теме “Перетекание”;
- проверить умения учащихся применять полученные знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях.
Развивающие:
- развитие логического мышления: внимания, памяти, речи;
- развитие познавательного интереса к предмету;
- развитие творческих способностей;
- развитие чувства ответственности.
Воспитательные:
- воспитание самостоятельности, аккуратности;
- воспитание нравственной, эстетической, духовной культуры.
Оборудование урока:
- учебный компьютерный класс;
- компьютеры с операционной системой Windows и установленными на них графическими пакетами Corel DRAW.
Объем знаний, необходимых для урока:
- знать основные понятия по теме “Перетекание”;
- знать алгоритмы и приемы создания эффекта перетекания;
- знать, в каких случаях можно применять эффект перетекания;
- знать и уметь пользоваться инструментом “Интерактивное перетекание (Interactive Blend)” в программе Corel DRAW;
- уметь создавать простейшие объекты в программе Corel DRAW и выполнять различные операции над ними;
- уметь выполнять заливку объектов различными способами.
Структура и основные этапы урока:
- Организационный этап.
- Этап проверки домашнего задания.
- Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
- Этап всесторонней проверки знаний.
- Этап подведения итогов урока и информирования, учащихся о домашнем задании.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Предполагаемый результат |
I | Предварительная организация урока (1
мин.) Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности класса к уроку, организация внимания. Психологическая подготовка учащихся к работе. |
Ученики приветствуют учителя, настраиваются на работу, включаются в деловой ритм. | Подготовка к учебной деятельности. Готовность к сотрудничеству, настрой на деловой ритм, включение в мыслительную деятельность, организация внимания. |
II +III | Проверка домашнего задания (1 мин.)
+подготовка учащихся к активному усвоению знаний
(7 мин.) Учитель: На предыдущих уроках мы с вами рассмотрели, как можно осуществить эффект перетекания в Corel DRAW, научились создавать перетекание по кратчайшему пути и вдоль произвольного контура, рассмотрели применение перетекания при создании эффектов выпуклости и вогнутости. Сегодня мы должны повторить основные понятия и алгоритмы создания перетекания, а также выполнить творческую практическую работу на компьютерах “Получение художественных эффектов” по эскизам рисунков, которые вы должны были подготовить дома. Покажите, пожалуйста, эскизы открыток, подготовленные вами дома. (отметить тех, кто не подготовил эскиз) Прежде чем перейти к выполнению вашего творческого задания на компьютерах, давайте вспомним основные понятия и алгоритмы создания эффекта перетекания в Corel DRAW. Дома вы должны были не просто повторить весь пройденный нами материал по теме “Перетекание”, но и подготовить небольшие вопросы по всем пройденным темам. Теперь вы сами будете задавать друг другу вопросы, и отвечать на них. Предлагаю сделать это по цепочке: первый ученик – задает вопрос, второй – отвечает и задает вопрос третьему, третий – отвечает и задает вопрос следующему и т.д., последний – отвечает и задает свой вопрос первому ученику. |
Ученики показывают эскизы
подготовленных ими открыток, или объясняют
причину невыполнения домашней работы.
Ученики задают друг другу вопросы и отвечают – по цепочке. |
Настрой на работу, включение в
мыслительную деятельность. Наличие у всех домашнего задания. Осознанность учениками взаимосвязи домашнего задания с результатами своего обучения, сформированность мнения о систематическом выполнении домашней работы, понимание зависимости от этого их дальнейших достижений в учебе. Повторение изученного материала по теме: “Перетекание”. Развитие внимания и речи. Активизация способностей учеников. Развитие мышления через анализ и сравнение. Актуализация знаний. |
IV | Всесторонняя проверка знаний (33 мин.) Учитель: С теоретическим материалом справились, пора переходить к проверке ваших практических навыков и умений. Но тут мы поступим не так, как вы думали! Учитель предлагает несколько нестандартную для учащихся ситуацию: обмен эскизами. Учитель: Создавать на компьютере открытку придется не по своему эскизу, а по эскизу одноклассника, который находится справа от вас. Проверять и оценивать работу тоже будете вы сами. Кто выполняет ваш эскиз, тому вы и выставляете оценку, но с объяснением причин, почему именно такую оценку поставили. Тем, кто эскизов не подготовил, учитель сам выдает открытку, содержащую художественные эффекты, выполненные с помощью перетекания. Учитель: На выполнение работы вам отводится 25 минут. По истечении этого времени работу необходимо закончить и по моему указанию начать оценивать друг друга. Оценивать необходимо главным образом – использование перетекания при получении художественных эффектов. Итак, можете начинать! Когда время закончится, учитель поясняет, что надо не просто выставить оценку, но и объяснить, почему именно такая оценка поставлена. Оценивать необходимо главным образом – использование перетекания при получении художественных эффектов. Кроме того, указать и другие возможные критерии:
|
Ученики обмениваются эскизами и
начинают выполнять работу в Corel DRAW. Затем учащиеся выставляют товарищам оценки за создание своего эскиза, с объяснением причин, почему оценка именно такая. |
Осознанное применение полученных
знаний. Обобщение, систематизация полученных знаний. Совершенствование ЗУН. Развитие речи, мышления. |
V | Подведение итогов урока. Домашнее
задание (3 мин.) Учитель: Сегодня на уроке мы повторили создание эффекта перетекания в Corel DRAW, его применение, укрепили знания, умения и навыки, приобретенные вами на предыдущих уроках. Каждый заработал оценку на уроке. (объявить выставленные оценки) Домашнее задание: составить кроссворд по пройденному материалу курса “Компьютерная графика”. Требования к кроссворду:
Оцениваться кроссворд будет на конкурсной основе: 3 группы по количеству входящих слов + соблюдение требований. |
Учащиеся нацелены на выполнение домашнего задания. | Учащимся понятно домашнее задание, знают, как его выполнять, и уверены в своих силах по выполнению. |
Материалы, используемые в ходе урока:
Эскизы открыток с художественными эффектами, выполненными с помощью перетекания, для учеников, не подготовивших домашнее задание.
Пример работы учащихся:
Рисунок 1
Подобные типы уроков выполняют ориентирующую, диагностическую и контролирующую функцию. На уроках проверки и оценки знаний можно выявить не только знание учащихся фактического материала, но и уровень осмысления и обобщения этого материала, умение учащихся применять приобретенные знания на практике в различных ситуациях.
Этап всесторонней проверки знаний я решила провести в виде самостоятельной творческой практической работы учащихся, что считаю вполне целесообразным при проверке ЗУН учащихся по элективному курсу “Компьютерная графика”. Это обеспечит не только теоретическую основу обучения, но и практические навыки. Такой вид проверки способствует развитию познавательного интереса не только к изучаемой теме, но и к предмету в целом.
Ответственность ученика перед собой и своим коллективом предполагает контроль и оценку своей работы. Учитель должен на уроке учить учащихся методам контроля и оценок, формировать правильные способы и нормы контроля, а не заниматься этим единолично. Поэтому на этапе всесторонней проверки знаний мною выбраны индивидуальная форма работы и метод взаимопроверки в парах. Такой подход под руководством учителя также предполагает построение межличностных отношений учащихся на содержательной основе, превращает урок в “урок развития”.
Кроме того, урок позволяет не просто проверить знания учеников, но и обобщить, закрепить, систематизировать их, а также развить способность действовать в нестандартных ситуациях, предоставить учащимся возможность проявить себя индивидуально и в коллективе.