Цели урока:
- Отработка навыка раскрытия скобок в процессе нахождения значений выраже ний,упрощения выражений, решения уравнений и задач.
- Развитие математической речи учащихся.
- Развитие интереса к предмету.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Сегодня нам предстоит сложнейшее восхождение на пик Знаний. Штурмовать эту вершину нелегко; насколько мы сильны, выносливы, подготовлены – покажет восхождение. Наш маршрут будет проходить через три математические зоны (на карте они выделены разными цветами)
Сейчас мы находимся на базе “Математик”, расположенной у подножья пика Знаний. Последние несколько дней стояла неустойчивая погода. Постоянные ветры вызвали лавину дробей и уравнений, скобок и общих множителей, модулей и координат. А ведь в марте на нас обрушился ещё шквал плюсов и минусов. Сегодня наметился небольшой перелом в погоде и можно, наверное, совершить восхождение. Но пока контрольно-спасательная служба не дала нам разрешение на восхождение. Ей самой предстоит проверить , возможно ли путешествие, нет ли на тропе больших завалов, какова видимость маршрута. С раннего утра представители КСС проверяют тропу, её наиболее трудные участки.
2. Письменная работа у доски.
( К доске приглашаются два ученика - “работники КСС”, получают задания и готовятся).
З А Д А Н И Е.
1. Первое число в три раза больше второго, а третье – на 5 больше второго. Найти эти числа, если разность первого и третьего чисел равна 1, 8.
2. Решите уравнения.
- 7, 7 – ( 3, 8 +х )= - 1, 1 :
- -4, 2 + ( х – 5, 8) = 2, 5 :
- 9, 4 + ( 8, 7 – х) = 0, 1;
3. Индивидуальный опрос на местах.
Нам же не стоит терять время зря. Начнём последнюю разминку перед восхождением. Правда,(называются фамилии четырёх учеников, они получают задание и выполняют его на местах в тетрадях для самостоятельных работ) решили позаниматься сами, без группы.
(Задания на карточках в двух вариантах)
1 вариант.
1. Решите уравнение: 9, 6 - (2, 6 – у)= 4.
2. Раскройте скобки и вычислите:
- 0, 7+ ( 4, 8 – 6 1/8);
- 2 7/15 – ( 2 2/15 – 8 1/9).
2 вариант.
1. Решите уравнение: 8, 1 – ( 3, 1 – у )= 1.
2. Раскройте скобки и вычислите
- 1, 8 + (- 3 1/7 – 5 , 2);
- –(9 4/13 – 3 5/26 ) + 6 4/13. )
4. Устная работа.
1. Какие числа называются положительными,какие отрицательными?
2. Как сложить 2 отрицатедьных числа, 2 числа с разными знаками ?
3. Что значит – из одного числа вычесть другое?
4. Как перемножить (разделить) 2 отрицательных числа, 2 числа с разными знаками ?
5. Вычислите:
-6 – 1/2 ; | 1- (- 1/2) | ; 1/3 – (-!) ; | 2 – 1/2 | ; - 1/6 – 1/3 ; | - 1 –(-1/2) ; |
-3: (-1/2) ; | -2/3 : 2 ; | 1/3 : (-1); | -6 : 1/2; | -1/2 : (-2/3); | -1: (-6); |
6. Как раскрыть скобки , перед которыми стоит знак “+”? знак “-“?
7. Раскройте скобки в выражении:
0, 5+(1, 7-х) | х – (х – у) | 8а – (х – 5а) + (-4а + х) |
-1, 4+(-1,7 +0,6а) | -7 – (а – 7) | -2(а + в – 3) |
8+а+(8-а) | -р + 3 –( - х – р + 3) | -6(3 – у) |
х + (х – у) | а – (у+ а) – (у – а) | ( а – в)14 |
(Прослушать ответы у доски, проверить работы на местах).
5. Работа в тетрадях .
Итак, КСС передала по рации, что большой опасности на маршруте нет, можно начинать восхождение. В случае возникновения трудностей её ребята всегда начеку. Итак, в путь!
Здесь вам не равнина,
Здесь климат иной,
Идут задачи одна за другой.
И здесь за примером
Снова спешит пример.
И можно свернуть,
Сей пик обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Где скобки и дроби,
Где икс в той задаче
Нас с вами давно уже ждут.
На каждом участке есть первопроходец, который прокладывает путь остальным, от действий которого зависит, на сколько быстрым будет наше продвижение.
(Каждое задание соответствует одному участку на карте. Как только задание выполнено, участок считается пройденным, что отмечается переносом флажка на карте вверх, к началу следующего отрезка пути).
Задания:
1. Раскройте скобки и найдите значение выражения.
- – ( 8 7/15 – 4 5/9 ) + 1 7/15;
- – 13, 96 – ( - 15,87 – 2,51 ) ;
- 8,7 + ( 13,7 – 15,2 ) – ( 24,6 – 20,1 );
2. Решите уравнения.
- – 8,9 – ( 3,7 – х ) = - 13,6;
- – 3,8 + ( х – 4,2 ) = 3,6;
- – 5,4 – ( х – 7,2 ) = 1,9.
3. Решите задачу
В тёплом хлеве у бабуси
Жили кролики и гуси.
Бабка странною была –
Счёт животных так вела:
Выйдет утром за порог,
Сосчитает 300 ног,
А потом без лишних слов
Насчитает 100 голов.
И со спокойною душой
Идёт снова на покой.
Кто ответит поскорей,
Сколько было там гусей?
Кто ответит из ребят,
Сколько было там крольчат?
( Задачу записать на внутренней доске заранее)
И вот мы на пике Знаний. Кто же зажжёт сигнальный костёр и водрузит знамя 6 “Б”?
(Приглашается один ученик, он выполняет вместе с классом задание “Упростите выражение” , условия выражений записаны на “поленах”; ученик берёт “полено”,списывает условие, упрощает выражение, класс вместе с ним). Задания на “поленах”:
а) (- 3,2 – с) + (с + 4,8); | |
б) – (4,9 + х) + (х + 5,4); | (Когда все задания решены, ученик укрепляет на карте |
в) (4,8 + у) – (- 6,3 + у); | значок костра и флажок. ) |
г) – ( - р + 3,8) – (4,8 + р); | |
д) – 0,6 + (- 4,4 + а); |
6. Подведение итогов урока.
Задаётся задание на дом, объявляются оценки за урок.
Пришла пора весенняя,
Вновь все цветы распустятся,
Но задачи и уравнения
С вами на всю жизнь.
Так будьте очень стойкими,
Не знайтесь больше с двойками!
Как здорово, что все вы
На пик сей поднялись!