В приложении 1 представлена презентация для проведения открытого урока. (Приложение 1)
В приложении 2 представлен материал для команд, участвующих в уроке. (Приложение 2-1, Приложение 2-2, Рисунок 1)
В приложении 3 изложена информация для справочной службы. (Приложение 3-1, Приложение 3-2)
В приложении 4 предоставляется материал для жюри. (Приложение 4-1, Приложение 4-2, Приложение 4-3)
Цель: расширить знания о знаменитых людях, в честь которых названы улицы города.
Задачи:
- Образовательная: расширить исторические знания об улицах города, названых в честь знаменитых людей, географические знания – местонахождение улиц, памятников культуры и архитектуры, их приуроченность к районам.
- Развивающая: формирование личных качеств школьников: тренировка памяти, развитие умений в осуществлении таких мыслительных операций, как синтез, сравнение, сопоставление, выделение главного, обобщение, выводы.
- Воспитательная: реализация патриотического воспитания, через знакомство с судьбой знаменитых людей родного города, сыгравших огромную роль в культуре, политике, науке нашей Отчизны.
Оборудование: ИТО, дополнительная литература, фотографии, план города.
Ход мероприятия
I Вступление:
Сегодня редакция нашего журнала решила провести игру по теме “Их имена в названиях улиц, скверов, площадей”, которая выявит самых эрудированных читателей.
Познакомимся с участниками:
- две команды читателей: синие и красные (ученики старших классов).
- зрители – гости, жетоны (красные и синие) в ваших руках дают право участвовать в игре на стороне той или иной команды.
- справочная служба
- жюри
II Ход игры:
Страница 1 – Кто? Где? Когда? (слайд 2)
Задача команд в этом конкурсе определить, о каких деятелях идет речь в предложенных заданиях и где находится улица, названная именем этого человека. Команда должна ответить сразу, если у команды нет верного ответа право ответа переходит противоположной команде, если ответа нет - на помощь приходят зрители. (после каждого правильного ответа на экране появляется ФИО деятеля). Начинаем с команды синих. Жюри оценивает правильный ответ команды 2 балла, дополнительный ответ зрителей 1 балл.
Наибольшая сумма балла в этом конкурсе 6 баллов.
Подведение итогов первого конкурса. (на доске результаты первого конкурса)
I команда Красноярский писатель; один из основоположников Красноярского отделения Союза писателей; его произведение “Аромат земли”, “Лесная жизнь”, “В краю далёком” повествуют о трудной но богатой “маленькими радостями” жизни охотников, таёжников, звероловов и рыбаков. Его именем названа улица в Зеленой Роще. (Устинович) |
II команда Советский партийный и государственный деятель; с 1907 года член ЦК РСДРП; за активную революционную деятельность был сослан в Сибирь – село Бельское ,Енисейского уезда, с Тасеево; был одним из руководителей октябрьской революции в Петрограде (1917г.); с декабря 1917 председатель ВЧК; с 1919 - нарком внутренних дел. Его именем названа улица в центре. (Дзержинский) |
Интернационалист, активный участник Гражданской войны в Красноярском крае. Родился в Венгрии; в 1918-м участвовал в боях с белочехами на Мариинском фронте; после падения красного фронта был схвачен, заключен в Мариинскую, затем в Красноярскую тюрьму, бежал, принял командование партизанским отрядом под руководством Щетинкина; на Южном фронте воюет против Деникина, Врангеля; известный венгерский писатель (написал роман “Добердо” о ПМВ); участвовал в национально-революционной войне в Испании (Под псевдонимом Лукач). Настояшее имя Бела Франкль. (Мате Залка) | 2. Герой Советского Союза; генерал майор
авиации; участник спасения челюскинцев (1934г.);
впервые совершил полёт с Диксона до Красноярска
(1929г.); в годы ВОВ – командир авиадивизии. (Молоков) |
Герой Гражданской войны; активный участник
установления Советской власти в Красноярске,
Енисейской и Иркутской губернии, в Забайкалье; в
годы Гражданской войны командовал Советскими
войсками в Забайкалье, которые вели борьбу с
бандитами атамана Семенова и чехами; в 1919-1920 гг.
возглавил партизанские движения на Дальнем
Востоке; захвачен японскими интервентами во
Владивостоке; зверски замучен белогвардейцами и
японцами 1920году; улица в Советском районе. (Лазо) |
3.Революционерка. За пропагандистскую
революционную деятельность была выслана в
Сибирь (с. Казачинское, Минусинск); во время
революции – председатель Красноярского
уездного совета крестьянских депутатов. В начале
1917 вступает в партию большевиков. С ноября 1917
года возглавила организацию Красногвардейских
отрядов и дружин в Красноярской и Енисейской губ.
В июне 1918 года во время мятежа чехословацкого
корпуса убита на берегу р. Кача. Улица в центре
города. (Лебедева) |
2 страница – конкурс картографов (слайд 3 – карта центра города)
Командам раздаются карты города, без названий улиц, которые необходимо подписать, для ориентировки предлагаются известные памятники культуры и архитектуры.(Рисунок 1) Время выполнения 2 минуты. По истечении времени 2 человека из команды представляют результаты работы (один держит план, второй отвечает). Начинаем с красной команды 1. улица названа - ….. и т.д. (справочная служба приходит на помощь)
На экране появляется карта города. (4 слайд). Дополнительные задания для команд:
На карте цветом команд(синие – Каратанов, красные - Урицкий) выделены названия улиц, что вы можете сказать об этих личностях. (помощь справочной службы)
Стоимость правильного ответа – 1 балл, наибольшая сумма балла в этом конкурсе 11 баллов. За дополнительное задание дается 1 балл.
Подведение итогов второго конкурса. (на доске результаты второго конкурса)
3 страница – “фотоконкурс” (домашнее задание)
Командам даны были задания принести фотографии культурных памятников, расположенных на улицах названых в честь знаменитых людей. Команда-соперник должна в ходе конкурса определить объект, улицу, район ее местонахождения, в честь кого названа эта улица. Каждой команде необходимо было подготовить по одной фотографии(или более). Фотографии представляется поочередно. Если у соперников нет верного ответа, команда дает ответ сама. Начинаем с команды синих.1-ый слайд команды синих– Покровская церковь улица Сурикова, 2-ой слайд команда красных– кинотеатр “Пикра” улица Перенсона, и т.д.
Жюри оценивает правильность конкурса следующим образом: полный ответ- объект, улицу, район ее местонахождения, в честь кого названа эта улица – 2 балла, неполный ответ – 1 балл.
Подведение итогов третьего конкурса. (на доске результаты третьего конкурса)
4 страница – “Великолепная пятерка”
Суть конкурса состоит в следующем: из предложенного списка названий улиц выбрать не менее пяти, объединенных общим признаком.(14 слайд – со списком улиц для команд).
Каждая правильно названная улица оценивается в два балла. Время работы команд – 1 минута. Правильные ответы выделяются в предложенном списке, указывается признак.
Команды поочередно озвучивают выполненные задания, начинаем с команды красных. Обращаемся к жюри: верно выполнено задание? Если не верно мы просим помочь зрителей. Далее команда синих. Обращаемся к жюри: верно выполнено задание? Если не верно мы просим помочь зрителей.
Подведение итогов четвертого конкурса. (на доске результаты четвертого конкурса)
Подведение общего итога игры.
Заключительное слово
Я надеюсь, ваши знания об улицах города и их названиях пополнились, и они вам помогут лучше ориентироваться в родном городе и его истории.