Урок-игра в 8-м классе по истории России на тему "Россия в начале XIX века"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Повторить материал по времени правления Александра I и Николая I;
  2. Вспомнить основные события того периода времени, исторических деятелей;
  3. Вспомнить основные события того периода времени, связанные с историей родного края;
  4. Развивать умения работать с документами, с исторической картой;
  5. Развивать умения обобщать и делать выводы;
  6. Воспитание учащихся на примере героизма российского народа

Урок повторно-обобщающий. Урок-игра.

Оборудование урока:

  • Портреты героев Отечественной войны 1812 года;
  • Портреты императоров Александра I и Николая I;
  • Историческая карта “Отечественная война 1812 года”
  • Исторические картины

План проведения урока:

  1. Учитель объявляет название урока, звучит музыка, в зал входит муза Клио.
  2. Муза обращается с приветствием к присутствующим, объявляет начало игры.
  3. Учитель представляет команды, объявляет правила игры.
  4. Муза Клио разыгрывает право первого хода.
  5. Ход игры.
  6. Подведение итогов.

Правила игры:

  1. В игре участвует две команды.
  2. Право первого хода разыгрывается музой Клио.
  3. Каждая команда отвечает на поставленные вопросы.
  4. Если команда затрудняется с ответом или дает неправильный ответ, право ответа переходит другой команде.
  5. Побеждает команда, сумевшая ответить на большее количество вопросов и набрать большее количество баллов.

Ход урока

Входит муза Клио. Приветствие Клио участникам игры.

Вам, пришедшим сюда,
К состязанью готовым,
Слово привета свое обращаю.
Вам пожелаю я, о сыновья Геродота,
Честно сражайтесь под сводами храма науки.
И благородством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки.
Пусть же дарует Великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней.

Вопрос на право первого хода:

Где находится монумент, воздвигнутый в 1848 году в память Отечественной войны 1812 года, на котором начертано: “На сем месте российское воинство, укрепясь, спасло Россию и Европу”?

Ответ: В Лейпциге.

Конкурс “Всякая всячина”

Команда должна правильно ответить на 10 вопросов.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1 команда

  1. Воспитатель Александра I. (Ф.С.Лагарп)
  2. Место проведения торговли. (Ярмарка)
  3. Чьи это слова “Дней Александровых прекрасное начало…” (А.С.Пушкин)
  4. Поэт, гусар, партизан. (Д.Давыдов)
  5. Командующий 1-ой русской армией в Отечественной войне 1812 года. (М.Б.Барклай-де-Толли)
  6. Первое тайное общество декабристов. (“Союз спасения”)
  7. Как назывался программный документ Южного общества. (“Русская правда”)
  8. Самый крупный город России в начале XIX века. (Санкт – Петербург)
  9. Министр финансов при Николае I. (Е.Ф.Канкрин)
  10. Как современники прозвали цензурный устав 1826 года. (“чугунным”)

2 команда

  1. Бабушка Николая I. (Екатерина II)
  2. Кружок единомышленников Александра I в начальный период его царствования. (Негласный комитет)
  3. Командующий 2-ой русской армией в Отечественной войне 1812 года. (П.Багратион)
  4. Автор книги “Записки кавалерист – девицы”. (Н.А.Дурова)
  5. Кого называли “Светило русской бюрократии”. (М.М.Сперанского)
  6. Как назывался программный документ Северного общества. (“Конституция”)
  7. Министр государственных имуществ. Автор реформы введения крестьянского самоуправления. (П.Д.Киселев)
  8. Сколько длилась Отечественная война 1812 года. (7 месяцев)
  9. О ком сказал П.Вяземский: “Сфинкс, не разгаданный до гроба”. (Об Александре I)
  10. Политический строй России в начале XIX века. (Самодержавная монархия)

Конкурс “О ком идет речь?”

Команда вытягивает карточку и зачитывает слова, посвященные какому - либо историческому деятелю. Учащиеся должны догадаться о ком идет речь. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Он мало царствовал, но много начудесил: Сто двадцать пять в Сибирь сослал и пятерых повесил. (О Николае I)

2. Общество желало его назначения, и я его назначил, сам же я умываю руки. (О М.И.Кутузове)

3. “Канцелярским Наполеоном” именовали его современники. О ком идет речь? (О М.М.Сперанском)

4.Все, что он делает, он делает наполовину. Он слишком слаб, чтобы управлять и слишком силен, чтобы быть управляемым. (Об Александре I)

5.О его подвигах под Москвой слагали легенды. Служил в одном из первых летучих кавалерийских отрядов. Он писал о себе: “Я был рожден для рокового 1812 года”. (О Д.Давыдове)

6. О ком писал А.С.Пушкин:

Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель,
И совета он учитель,
А царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести.
(Об А.А.Аракчееве)

Конкурс “Отечественная война 1812 года в пословицах”

О событиях войны 1812 года сложено много песен, стихов, поэм. Перед вами пословицы, связанные с этим периодом, но…распавшиеся на две части. Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. На француза а) бить французов.
2. От Бородинской пушки под Москвой б) растерял свои подвязки.
3. Приехал Кутузов в) да оступился.
4. Француз боек, г) а замерз на Березине.
5. Наступил на землю русскую, д) земля дрожала.
6. Отогрелся в Москве, е) и вилы ружье.
7. Бонапарту не до пляски - ж) да русский стоек.

(Ответ: 1-е, 2-д, 3-а, 4-ж, 5-в, 6-г, 7-б)

Конкурс “Кто больше знает”

Каждая команда получает лист бумаги и в течение 3 – 4 минут должна написать максимальное число имен участников Отечественной войны 1812 года.

Конкурс “Загадки Хроноса”

Нужно назвать слово. Для этого необходимо расставить в хронологической последовательности следующие события и точно назвать их даты. Каждое событие – на отдельной карточке. За правильный ответ команда получает 2 балла – (1 балл – за слово, 1 балл – за даты).

Это вольный человек, работавший по найму, несший военную службу в пограничных районах России.

К – Указ об учреждении министерств 1802 год
А – Указ о вольных хлебопашцах 1803 год
З - Начало Отечественной войны июнь 1812 года
А - Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года
К – Кодификация законов январь 1833 года

 Это почетное или жалованное звание.

Т – Тильзитский договор 1807 год
И – Окончание русско-шведской войны 1809 год
Т – Создание Государственного Совета 1810 год
У – Начало заграничных походов русской армии 1813 год
Л – Начало правления Николая I 1825 год

Конкурс “Неотосланная депеша”

Необходимо угадать кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений. За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно. (Наполеон из Москвы осенью 1812 года)
  2. Войска выведены на площадь. Где Трубецкой. (Декабристы с Сенатской площади 14 декабря 1825 года)
  3. Свод законов одобрен на заседании Государственного Совета. Николай снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил на меня. (М.М.Сперанский 19 января 1833 года)
  4. Война закончена. Нанесли поражение противнику. Бессарабия наша. (1812 год. Кутузов после окончания русско-турецкой войны)
  5. Нас пятеро. Бог и государь решили нашу судьбу. Мы должны умереть. Не ропщите. (Декабристы, приговоренные к казни в июле 1826 года)
  6. Атакующая сторона несет большие потери. Имеем перевес в количестве пушек. (Русская армия с Бородинского сражения 26 августа 1812 года)

 Конкурс “Кубом покати”

Берется куб. Команда бросает куб. Сумма выпавших цифр – номер вопроса, на который необходимо ответить. Времени на раздумывание не дается. За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы:

  1. Какие народы проживали на территории Казанской губернии в начале XIX века.
  2. Кто составлял основное население Казанской губернии в начале XIX века.
  3. Назовите имена татарских предпринимателей начала XIX века.
  4. Назовите крупнейшие предприятия Казанской губернии.
  5. Чем торговали купцы Казанской губернии.
  6. Когда начинает формироваться народное ополчение в Казани.
  7. Кто был губернским начальником ополчения.
  8. Кто впервые из женщин был удостоен офицерского звания.
  9. Что жертвовали на нужды армии жители Казанской губернии.
  10. В каких сражениях участвовали наши земляки.

Конкурс “Исторический портрет” - конкурс капитанов

По данной характеристике узнать исторического деятеля. За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Фельдмаршал, военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, поляков, французов. Был дважды тяжело ранен. Имел все русские награды. Дипломат. Был послом в Константинополе, Берлине, сопровождал короля Швеции в поездках по России. Александр откликнулся на его кончину: “Благодарное Отечество никогда не забудет его заслуг. Европа и весь свет не перестанут ему удивляться и внесут его в число знаменитейших полководцев”. (М.И.Кутузов)
  2. Царь. Ему принадлежат слова: “ Благосостояние государств не играет никакой роли в управлении делами. Существует только неограниченная власть, которая творит все шиворот – навыворот”. В годы его правления к России были присоединены восточная Грузия, Бессарабия, Финляндия. Наполеон о нем говорил: “Это истинный византиец, тонкий притворщик, хитрец. Он гораздо умнее, чем о нем думают”. (Александр I)
  3. Он был другом опального декабриста М.Орлова и доверенным лицом Николая I. Получил прозвище “келейный реформатор”, был назначен “начальником штаба по крестьянской части”. В конце своей карьеры был русским послом в Париже. Добился издания царского указа 1842 года, который историки назвали “своеобразным памятником неудавшейся попытки отмены крепостного права в России”. (П.Д.Киселев)
  4. Он свою карьеру начал в армии, был участником военных действий в Грузии и войн против Наполеона. Говорил на нескольких языках, но не умел правильно писать ни на одном из них. Он вообще в распространении знаний видел лишь опасность для существующего строя. Взлет его карьеры состоялся в июне 1826 года, когда он возглавил два государственных органа. (А.Бенкендорф)

Конкурс “Документ”

Узнать, о чем идет речь в данном документе. За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Продаются кровные жеребцы, при них кучер и конюх. Продается свора собак и при них доезжий. (Объявление в газете о продаже крепостных крестьян)
  2. Крестьяне на господскую работу должны являться летом с восходом и уходить домой с захождением солнца. Зимой же до рассвета обмолачивать хлеб. (О работе крепостных крестьян. Из наставления управляющему помещичьим хозяйством)
  3. Александр образовал род тайного совета, составленного из лиц, которых он считал своими личными друзьями, разделявшими его взгляды и убеждения. Всех нас сближало сознание необходимости сгруппироваться вокруг императора и всеми силами поддерживать в нем искреннее стремление к реформам. (О Негласном комитете. Из записок князя А. Чарторыйского)
  4. Чистота и опрятность есть первая добродетель в этом поселении. В этом поселении повивальные бабки, носилки, отхожие места – все царское. (О военных поселениях. Из “Записок генерал – майора С.Маевского)
  5. Если кто из помещиков пожелает отпустить крестьян своих поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок то, сделав с ними условия, какие признаются лучшими, имеет представить их для рассмотрения. (Указ о вольных хлебопашцах)
  6. Бой пехотный, ручной, на штыках, кавалерийские атаки, артиллерийский непрерывный огонь. Убитые и раненные падали с обеих сторон, по ним скакали орудия и кавалерия и давили раненных. Груды, горы убитых лежали на пространстве четырех верст. (О Бородинском сражении. Воспоминания русского офицера Муравьева)

Подведение итогов игры. Награждение команд.

Список использованной литературы:

  1. Игры и занимательные задания по истории, Дрофа, Москва,2003.
  2. Г.А.Кулагина, Сто игр по истории, Пособие для учителя, Москва, Просвещение, 1983.
  3. Журнал “Преподавание истории и обществознания в школе”, №8 – 2003.