Цели урока:
- Повторить материал по времени правления Александра I и Николая I;
- Вспомнить основные события того периода времени, исторических деятелей;
- Вспомнить основные события того периода времени, связанные с историей родного края;
- Развивать умения работать с документами, с исторической картой;
- Развивать умения обобщать и делать выводы;
- Воспитание учащихся на примере героизма российского народа
Урок повторно-обобщающий. Урок-игра.
Оборудование урока:
- Портреты героев Отечественной войны 1812 года;
- Портреты императоров Александра I и Николая I;
- Историческая карта “Отечественная война 1812 года”
- Исторические картины
План проведения урока:
- Учитель объявляет название урока, звучит музыка, в зал входит муза Клио.
- Муза обращается с приветствием к присутствующим, объявляет начало игры.
- Учитель представляет команды, объявляет правила игры.
- Муза Клио разыгрывает право первого хода.
- Ход игры.
- Подведение итогов.
Правила игры:
- В игре участвует две команды.
- Право первого хода разыгрывается музой Клио.
- Каждая команда отвечает на поставленные вопросы.
- Если команда затрудняется с ответом или дает неправильный ответ, право ответа переходит другой команде.
- Побеждает команда, сумевшая ответить на большее количество вопросов и набрать большее количество баллов.
Ход урока
Входит муза Клио. Приветствие Клио участникам игры.
Вам, пришедшим сюда,
К состязанью готовым,
Слово привета свое обращаю.
Вам пожелаю я, о сыновья Геродота,
Честно сражайтесь под сводами храма науки.
И благородством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки.
Пусть же дарует Великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней.
Вопрос на право первого хода:
Где находится монумент, воздвигнутый в 1848 году в память Отечественной войны 1812 года, на котором начертано: “На сем месте российское воинство, укрепясь, спасло Россию и Европу”?
Ответ: В Лейпциге.
Конкурс “Всякая всячина”
Команда должна правильно ответить на 10 вопросов.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1 команда
- Воспитатель Александра I. (Ф.С.Лагарп)
- Место проведения торговли. (Ярмарка)
- Чьи это слова “Дней Александровых прекрасное начало…” (А.С.Пушкин)
- Поэт, гусар, партизан. (Д.Давыдов)
- Командующий 1-ой русской армией в Отечественной войне 1812 года. (М.Б.Барклай-де-Толли)
- Первое тайное общество декабристов. (“Союз спасения”)
- Как назывался программный документ Южного общества. (“Русская правда”)
- Самый крупный город России в начале XIX века. (Санкт – Петербург)
- Министр финансов при Николае I. (Е.Ф.Канкрин)
- Как современники прозвали цензурный устав 1826 года. (“чугунным”)
2 команда
- Бабушка Николая I. (Екатерина II)
- Кружок единомышленников Александра I в начальный период его царствования. (Негласный комитет)
- Командующий 2-ой русской армией в Отечественной войне 1812 года. (П.Багратион)
- Автор книги “Записки кавалерист – девицы”. (Н.А.Дурова)
- Кого называли “Светило русской бюрократии”. (М.М.Сперанского)
- Как назывался программный документ Северного общества. (“Конституция”)
- Министр государственных имуществ. Автор реформы введения крестьянского самоуправления. (П.Д.Киселев)
- Сколько длилась Отечественная война 1812 года. (7 месяцев)
- О ком сказал П.Вяземский: “Сфинкс, не разгаданный до гроба”. (Об Александре I)
- Политический строй России в начале XIX века. (Самодержавная монархия)
Конкурс “О ком идет речь?”
Команда вытягивает карточку и зачитывает слова, посвященные какому - либо историческому деятелю. Учащиеся должны догадаться о ком идет речь. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Он мало царствовал, но много начудесил: Сто двадцать пять в Сибирь сослал и пятерых повесил. (О Николае I)
2. Общество желало его назначения, и я его назначил, сам же я умываю руки. (О М.И.Кутузове)
3. “Канцелярским Наполеоном” именовали его современники. О ком идет речь? (О М.М.Сперанском)
4.Все, что он делает, он делает наполовину. Он слишком слаб, чтобы управлять и слишком силен, чтобы быть управляемым. (Об Александре I)
5.О его подвигах под Москвой слагали легенды. Служил в одном из первых летучих кавалерийских отрядов. Он писал о себе: “Я был рожден для рокового 1812 года”. (О Д.Давыдове)
6. О ком писал А.С.Пушкин:
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель,
И совета он учитель,
А царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести.
(Об А.А.Аракчееве)
Конкурс “Отечественная война 1812 года в пословицах”
О событиях войны 1812 года сложено много песен, стихов, поэм. Перед вами пословицы, связанные с этим периодом, но…распавшиеся на две части. Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. На француза | а) бить французов. |
2. От Бородинской пушки под Москвой | б) растерял свои подвязки. |
3. Приехал Кутузов | в) да оступился. |
4. Француз боек, | г) а замерз на Березине. |
5. Наступил на землю русскую, | д) земля дрожала. |
6. Отогрелся в Москве, | е) и вилы ружье. |
7. Бонапарту не до пляски - | ж) да русский стоек. |
(Ответ: 1-е, 2-д, 3-а, 4-ж, 5-в, 6-г, 7-б)
Конкурс “Кто больше знает”
Каждая команда получает лист бумаги и в течение 3 – 4 минут должна написать максимальное число имен участников Отечественной войны 1812 года.
Конкурс “Загадки Хроноса”
Нужно назвать слово. Для этого необходимо расставить в хронологической последовательности следующие события и точно назвать их даты. Каждое событие – на отдельной карточке. За правильный ответ команда получает 2 балла – (1 балл – за слово, 1 балл – за даты).
Это вольный человек, работавший по найму, несший военную службу в пограничных районах России.
К – Указ об учреждении министерств | 1802 год |
А – Указ о вольных хлебопашцах | 1803 год |
З - Начало Отечественной войны | июнь 1812 года |
А - Восстание на Сенатской площади | 14 декабря 1825 года |
К – Кодификация законов | январь 1833 года |
Это почетное или жалованное звание.
Т – Тильзитский договор | 1807 год |
И – Окончание русско-шведской войны | 1809 год |
Т – Создание Государственного Совета | 1810 год |
У – Начало заграничных походов русской армии | 1813 год |
Л – Начало правления Николая I | 1825 год |
Конкурс “Неотосланная депеша”
Необходимо угадать кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений. За каждый правильный ответ 1 балл.
- Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно. (Наполеон из Москвы осенью 1812 года)
- Войска выведены на площадь. Где Трубецкой. (Декабристы с Сенатской площади 14 декабря 1825 года)
- Свод законов одобрен на заседании Государственного Совета. Николай снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил на меня. (М.М.Сперанский 19 января 1833 года)
- Война закончена. Нанесли поражение противнику. Бессарабия наша. (1812 год. Кутузов после окончания русско-турецкой войны)
- Нас пятеро. Бог и государь решили нашу судьбу. Мы должны умереть. Не ропщите. (Декабристы, приговоренные к казни в июле 1826 года)
- Атакующая сторона несет большие потери. Имеем перевес в количестве пушек. (Русская армия с Бородинского сражения 26 августа 1812 года)
Конкурс “Кубом покати”
Берется куб. Команда бросает куб. Сумма выпавших цифр – номер вопроса, на который необходимо ответить. Времени на раздумывание не дается. За каждый правильный ответ 1 балл.
Вопросы:
- Какие народы проживали на территории Казанской губернии в начале XIX века.
- Кто составлял основное население Казанской губернии в начале XIX века.
- Назовите имена татарских предпринимателей начала XIX века.
- Назовите крупнейшие предприятия Казанской губернии.
- Чем торговали купцы Казанской губернии.
- Когда начинает формироваться народное ополчение в Казани.
- Кто был губернским начальником ополчения.
- Кто впервые из женщин был удостоен офицерского звания.
- Что жертвовали на нужды армии жители Казанской губернии.
- В каких сражениях участвовали наши земляки.
Конкурс “Исторический портрет” - конкурс капитанов
По данной характеристике узнать исторического деятеля. За каждый правильный ответ 1 балл.
- Фельдмаршал, военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, поляков, французов. Был дважды тяжело ранен. Имел все русские награды. Дипломат. Был послом в Константинополе, Берлине, сопровождал короля Швеции в поездках по России. Александр откликнулся на его кончину: “Благодарное Отечество никогда не забудет его заслуг. Европа и весь свет не перестанут ему удивляться и внесут его в число знаменитейших полководцев”. (М.И.Кутузов)
- Царь. Ему принадлежат слова: “ Благосостояние государств не играет никакой роли в управлении делами. Существует только неограниченная власть, которая творит все шиворот – навыворот”. В годы его правления к России были присоединены восточная Грузия, Бессарабия, Финляндия. Наполеон о нем говорил: “Это истинный византиец, тонкий притворщик, хитрец. Он гораздо умнее, чем о нем думают”. (Александр I)
- Он был другом опального декабриста М.Орлова и доверенным лицом Николая I. Получил прозвище “келейный реформатор”, был назначен “начальником штаба по крестьянской части”. В конце своей карьеры был русским послом в Париже. Добился издания царского указа 1842 года, который историки назвали “своеобразным памятником неудавшейся попытки отмены крепостного права в России”. (П.Д.Киселев)
- Он свою карьеру начал в армии, был участником военных действий в Грузии и войн против Наполеона. Говорил на нескольких языках, но не умел правильно писать ни на одном из них. Он вообще в распространении знаний видел лишь опасность для существующего строя. Взлет его карьеры состоялся в июне 1826 года, когда он возглавил два государственных органа. (А.Бенкендорф)
Конкурс “Документ”
Узнать, о чем идет речь в данном документе. За каждый правильный ответ 1 балл.
- Продаются кровные жеребцы, при них кучер и конюх. Продается свора собак и при них доезжий. (Объявление в газете о продаже крепостных крестьян)
- Крестьяне на господскую работу должны являться летом с восходом и уходить домой с захождением солнца. Зимой же до рассвета обмолачивать хлеб. (О работе крепостных крестьян. Из наставления управляющему помещичьим хозяйством)
- Александр образовал род тайного совета, составленного из лиц, которых он считал своими личными друзьями, разделявшими его взгляды и убеждения. Всех нас сближало сознание необходимости сгруппироваться вокруг императора и всеми силами поддерживать в нем искреннее стремление к реформам. (О Негласном комитете. Из записок князя А. Чарторыйского)
- Чистота и опрятность есть первая добродетель в этом поселении. В этом поселении повивальные бабки, носилки, отхожие места – все царское. (О военных поселениях. Из “Записок генерал – майора С.Маевского)
- Если кто из помещиков пожелает отпустить крестьян своих поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок то, сделав с ними условия, какие признаются лучшими, имеет представить их для рассмотрения. (Указ о вольных хлебопашцах)
- Бой пехотный, ручной, на штыках, кавалерийские атаки, артиллерийский непрерывный огонь. Убитые и раненные падали с обеих сторон, по ним скакали орудия и кавалерия и давили раненных. Груды, горы убитых лежали на пространстве четырех верст. (О Бородинском сражении. Воспоминания русского офицера Муравьева)
Подведение итогов игры. Награждение команд.
Список использованной литературы:
- Игры и занимательные задания по истории, Дрофа, Москва,2003.
- Г.А.Кулагина, Сто игр по истории, Пособие для учителя, Москва, Просвещение, 1983.
- Журнал “Преподавание истории и обществознания в школе”, №8 – 2003.