Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим "Африка" (подготовительная группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • обогащать словарный запас детей через ознакомление с животным и растительным миром Африки, развитие связной речи через составление описательных рассказов и загадок.

Задачи:

  • обогатить словарный запас новым выражением – “корабль пустыни” (верблюд);
  • закрепить знания детей о зонах Африки, её растительном и животном мирах;
  • закреплять умение составлять описательные рассказы, загадки;
  • совершенствовать умение составлять логические связи;
  • закреплять умение рисовать нетрадиционными приемами (ладонью).

Оборудование:

Иллюстрации и слайды с изображением животных Африки (Презентация), иллюстрации для игры с изображением белки, лисы, пингвина, черепахи, воробья, зайца, змеи, верблюда, мышки; карточки с изображением птиц (3шт.) , травоядных животных (3 шт.) , хищников (3 шт.)., схема для составления описательных рассказов, мяч, листы для рисования с фоном саванны, реки, краски, губки, кисти.

Предварительная работа:

Сроки выполнения Тема занятия Словарная работа
1 неделя
  1. Ознакомление с окружающим - саванна
  2. Вечер загадок “животные Африки”
  3. Рассматривание иллюстраций с пейзажами саванны, её обитателями, охотой хищников
Саванна, травоядные, хищники, страусы, львиный прайд, баобаб
2 неделя
  1. Беседа о животных саванны и их детенышах, рассматривание иллюстраций. Рассказы детей о повадках животных
  2. Чтение сказки Р. Киплинга “Слоненок”
Д/игра “Звериная семья”
Слон – слониха – слоненок
Лев – львица – львенок
Бегемот – бегемотиха – бегемотик
Жираф – жирафа – жирафенок
Зебра – жеребенок
Гепард – котенок и т.д.
3 неделя
  1. Составление описательных рассказов о животных по опорной схеме
  2. Рисование животных (слон, жираф) с использованием нетрадиционных методов (ладонь)
Подбор глаголов – бежит, охотится, прячется и др., и прилагательных – хитрый, быстрый, стремительный и др.
4 неделя
  1. Ознакомление с окружающим – тропический лес
  2. Чтение сказки Р. Киплинг “Маугли” (отрывки)
  3. Составление описательных рассказов о животных по опорной схеме
Тропики, экватор, джунгли, лианы, папоротники
5 неделя
  1. Беседа о животных тропического леса с использованием энциклопедий
  2. Рисование леса с использованием нетрадиционных методов (изонить)
  3. Чтение сказки Киплинга “Рикки – тикки – тави”
“Царство обезьян”
6 неделя
  1. Ознакомление с окружающим – пустыня
  2. Чтение сказки Р. Киплинга “Отчего у верблюда горб”
Верблюд, верблюжья колючка, оазис, ящерица
7 неделя
  1. Составление описательных рассказов о животных с использованием опорной схемы
  2. Рисование “верблюд”
Жара, раскаленный воздух, верблюжий горб, мозоли на ногах верблюда
8 неделя Итоговое занятие по обобщению знаний “Корабль пустыни”

Предварительная работа с родителями включает в себя чтение энциклопедий серии “Животный мир”; просмотр мульфильмов “Маугли”, “33 попугая”, “Рикки - тикки – тави”.

Ход занятия

Воспитатель:

- Ребята, я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.

- Он высокий и пятнистый,
С длинной - длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями деревьев

(жираф)

-В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит …

(крокодил)

-Лошадь как лошадь,
Но только в полоску.
Видел когда - нибудь
Лошадь - матроску?

(зебра)

- Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб - не горб, амбар!
Еды в них на семь суток!

(верблюд)

Воспитатель: – Где живут эти животные?

Дети: в Африке.

Воспитатель: Правильно, а вы хотите отправиться снова в путешествие по Африке?

Но сначала необходимо вспомнить, на какие зоны делится Африка.

Дети: пустыня, тропики, саванна.

Воспитатель: Закройте глаза и мы отправляемся. ( звук летящего самолета)

Воспитатель: Прилетели, открывайте глаза. Что это за местность перед нами? (приложение №1).

Дети: Пустыня

Воспитатель: Чем она отличается от других зон?

Дети: В пустыне очень жарко - это царство песков, здесь жарко круглый год. В пустыне мало воды, поэтому растений очень мало. Одно из них – верблюжья колючка. У неё очень длинный корень, чтобы добывать воду глубоко из земли. Но в пустыне есть островок зелени – это оазис, здесь есть вода, пальмы, травы и цветы. Животные пустыни приспособлены к жаре. Одно из таких животных – верблюд. Его горб – настоящая кладовая, поэтому верблюд может много дней обходиться без воды и пищи. Его желудок приспособлен к перевариванию грубой пищи. На ногах у верблюда мозоли из плотной кожи. Они предохраняют ноги от ожогов и не дают верблюжьим ногам проваливаться в песок.

Вос - ль: А вы знаете, что верблюда называют “кораблем пустыни”? Как вы думаете, почему?(дети высказывают свои предположения).

Летим дальше? Закрывайте глаза(звук летящего самолета). Открывайте глаза. Как называется это место? (приложение №2).

Дети: Саванна.

Воспитатель: Чем отличается саванна от других зон?

Дети: саванна – это степь. Лето здесь длинное, жаркое и засушливое. Зима – короткая, дождливая. В саванне растут различные травянистые растения, но попадаются островки деревьев. Среди этих деревьев встречаются великаны – баобабы. В саванне живет много животных – жирафов, слонов, носорогов, гепардов, леопардов и др.

Воспитатель: Может, продолжим наш полет? Куда это мы попали? (приложение №3)

Дети: В тропический лес

Воспитатель: Чем отличается тропический лес от других зон?

Дети: Тропический лес ещё называют джунглями. Здесь большая влажность и тепло. В джунглях растут очень высокие деревья, различные травы, грибы, лианы, папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева, обвивается вокруг него и постепенно как бы ползет по нему. Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много. Обезьяны живут на ветвях деревьев и здесь же находят пропитание. На краю тропического леса живут леопарды

Воспитатель: Предлагаю немного размяться и поиграть в игру “Звериная семья”

Вос - ль: Звериные семьи вы вспомнили, а попробуйте рассказать про животных(слайды презентации) Подсказкой будет схема (приложение№4).

Дети: слон – Серо-черного цвета. Он очень большой и тяжелый. Туловище у него похоже на овал, ноги мощные, толстые. Кожа у слона морщинистая, в складках. У слонов длинный хобот – нос. Питается слон травой, листьями и корой деревьев, кустарниками и ветками деревьев. Живут слоны около 60 лет, в саванне.

Зебра – это полосатая лошадь. У неё полоски белого и черного цвета. В остальном зебры мало, чем отличаются от обычных лошадей. У них рождается 1 жеребенок. Питается зебра травой и осокой. Живут зебры около 25 лет в саванне.

Шимпанзе – человекообразная обезьяна. У неё шерсть черного цвета, которая с возрастом седеет. Она отличается умом и сообразительностью, умением пользоваться простейшими орудиями труда (палкой, камнями и т.д.). Питается шимпанзе фруктами, листьями, цветками, семенами, иногда некоторыми животными(мартышками, бабуинами, дикими свиньями и антилопами). Живут шимпанзе около 45 лет в тропическом лесу.

Воспитатель: ребята, вы просто здорово все рассказали про животных. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете повадки животных, если их сравнивать с людьми. Я буду вам говорить повадки животных, а вы угадывать про кого идет речь.

Задиристый, как… петух
Визжит, как … поросенок
Топает, как… слон
Бегает, как… конь
Извивается, как… змея
Выносливый, как.. верблюд
Здоровый, как… бык
Толстый, как… бегемот
Медлительный, как… черепаха
Повторяет, как… попугай
Кривляется, как… обезьяна
Лохматый, как… лев

Воспитатель: У вас все хорошо получается, а давайте считалочкой выберем 3 -х человек, а они загадают нам загадки про животных? (дети выбирают картинки с животными и загадывают составленные ими загадки) Пока они думают, мы с вами поиграем в игру “Что лишнее?” Назвав ответ, объясните, почему вы его выбрали.

Лев, гепард, пантера, жираф
Тропики, горы, саванна
Носорог, жираф, крокодил, обезьяна
Павлин, страус, пингвин и т.д.

Воспитатель: ребята, со всеми заданиями вы справились успешно. Предлагаю вам сыграть со мной в такую игру: я буду называть животное, а вы на доске находите животное с противоположным качеством. Например, у жирафа шея длинная, а у … мышки – короткая.

Гепард быстрый -

Бегемот тяжелый -

Жираф травоядный -

У крокодила хвост длинный -

Бегемот толстый -

У обезьяны хвост тонкий -

У страуса ноги длинные -

Слон большой -

…черепаха медлительная

…воробей легкий

…лиса хищница

…у зайца короткий

… змея тонкая

… у лисы толстый

…у пингвина короткие

…мышка маленькая

Воспитатель: вы молодцы, у вас все отлично получается. Давайте устроим выставку картин? Вы разделитесь карточками на группы и нарисуете их.(дети выбирают карточки и делятся на группы).

Группа, у которой хищники будут рисовать крокодила ладошкой, травоядные – жирафа, а птицы – павлина. (дети проходят за столы, наносят контур ладошкой и дорисовывают кисточкой необходимые детали (приложение №5).

Воспитатель: ваши рисунки замечательные. Попробуйте оценить свои способности карточками и объяснить, почему вы выбрали эту карточку. Дети оценивают себя карточками (солнце – все хорошо, кулак с поднятым вверх большим пальцем – ты молодец; солнце заходит за тучу – не все хорошо получилось; из тучи идет дождь – сегодня у тебя не получилось; бегущие зайцы – ты поторопился; черепаха – не все успел сделать) (приложение №6).

Воспитатель: наше путешествие по Африке подходит к концу, закройте глаза, отправляемся домой. Ну вот, мы и дома. Надеюсь, что свои знания вы передадите друзьям.