Цель:
- обогащать словарный запас детей через ознакомление с животным и растительным миром Африки, развитие связной речи через составление описательных рассказов и загадок.
Задачи:
- обогатить словарный запас новым выражением – “корабль пустыни” (верблюд);
- закрепить знания детей о зонах Африки, её растительном и животном мирах;
- закреплять умение составлять описательные рассказы, загадки;
- совершенствовать умение составлять логические связи;
- закреплять умение рисовать нетрадиционными приемами (ладонью).
Оборудование:
Иллюстрации и слайды с изображением животных Африки (Презентация), иллюстрации для игры с изображением белки, лисы, пингвина, черепахи, воробья, зайца, змеи, верблюда, мышки; карточки с изображением птиц (3шт.) , травоядных животных (3 шт.) , хищников (3 шт.)., схема для составления описательных рассказов, мяч, листы для рисования с фоном саванны, реки, краски, губки, кисти.
Предварительная работа:
Сроки выполнения | Тема занятия | Словарная работа |
1 неделя |
|
Саванна, травоядные, хищники, страусы, львиный прайд, баобаб |
2 неделя |
|
Д/игра “Звериная семья” Слон – слониха – слоненок Лев – львица – львенок Бегемот – бегемотиха – бегемотик Жираф – жирафа – жирафенок Зебра – жеребенок Гепард – котенок и т.д. |
3 неделя |
|
Подбор глаголов – бежит, охотится, прячется и др., и прилагательных – хитрый, быстрый, стремительный и др. |
4 неделя |
|
Тропики, экватор, джунгли, лианы, папоротники |
5 неделя |
|
“Царство обезьян” |
6 неделя |
|
Верблюд, верблюжья колючка, оазис, ящерица |
7 неделя |
|
Жара, раскаленный воздух, верблюжий горб, мозоли на ногах верблюда |
8 неделя | Итоговое занятие по обобщению знаний | “Корабль пустыни” |
Предварительная работа с родителями включает в себя чтение энциклопедий серии “Животный мир”; просмотр мульфильмов “Маугли”, “33 попугая”, “Рикки - тикки – тави”.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.
- Он высокий и пятнистый,
С длинной - длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями деревьев
(жираф)
-В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит …
(крокодил)
-Лошадь как лошадь,
Но только в полоску.
Видел когда - нибудь
Лошадь - матроску?
(зебра)
- Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб - не горб, амбар!
Еды в них на семь суток!
(верблюд)
Воспитатель: – Где живут эти животные?
Дети: в Африке.
Воспитатель: Правильно, а вы хотите отправиться снова в путешествие по Африке?
Но сначала необходимо вспомнить, на какие зоны делится Африка.
Дети: пустыня, тропики, саванна.
Воспитатель: Закройте глаза и мы отправляемся. ( звук летящего самолета)
Воспитатель: Прилетели, открывайте глаза. Что это за местность перед нами? (приложение №1).
Дети: Пустыня
Воспитатель: Чем она отличается от других зон?
Дети: В пустыне очень жарко - это царство песков, здесь жарко круглый год. В пустыне мало воды, поэтому растений очень мало. Одно из них – верблюжья колючка. У неё очень длинный корень, чтобы добывать воду глубоко из земли. Но в пустыне есть островок зелени – это оазис, здесь есть вода, пальмы, травы и цветы. Животные пустыни приспособлены к жаре. Одно из таких животных – верблюд. Его горб – настоящая кладовая, поэтому верблюд может много дней обходиться без воды и пищи. Его желудок приспособлен к перевариванию грубой пищи. На ногах у верблюда мозоли из плотной кожи. Они предохраняют ноги от ожогов и не дают верблюжьим ногам проваливаться в песок.
Вос - ль: А вы знаете, что верблюда называют “кораблем пустыни”? Как вы думаете, почему?(дети высказывают свои предположения).
Летим дальше? Закрывайте глаза(звук летящего самолета). Открывайте глаза. Как называется это место? (приложение №2).
Дети: Саванна.
Воспитатель: Чем отличается саванна от других зон?
Дети: саванна – это степь. Лето здесь длинное, жаркое и засушливое. Зима – короткая, дождливая. В саванне растут различные травянистые растения, но попадаются островки деревьев. Среди этих деревьев встречаются великаны – баобабы. В саванне живет много животных – жирафов, слонов, носорогов, гепардов, леопардов и др.
Воспитатель: Может, продолжим наш полет? Куда это мы попали? (приложение №3)
Дети: В тропический лес
Воспитатель: Чем отличается тропический лес от других зон?
Дети: Тропический лес ещё называют джунглями. Здесь большая влажность и тепло. В джунглях растут очень высокие деревья, различные травы, грибы, лианы, папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева, обвивается вокруг него и постепенно как бы ползет по нему. Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много. Обезьяны живут на ветвях деревьев и здесь же находят пропитание. На краю тропического леса живут леопарды
Воспитатель: Предлагаю немного размяться и поиграть в игру “Звериная семья”
Вос - ль: Звериные семьи вы вспомнили, а попробуйте рассказать про животных(слайды презентации) Подсказкой будет схема (приложение№4).
Дети: слон – Серо-черного цвета. Он очень большой и тяжелый. Туловище у него похоже на овал, ноги мощные, толстые. Кожа у слона морщинистая, в складках. У слонов длинный хобот – нос. Питается слон травой, листьями и корой деревьев, кустарниками и ветками деревьев. Живут слоны около 60 лет, в саванне.
Зебра – это полосатая лошадь. У неё полоски белого и черного цвета. В остальном зебры мало, чем отличаются от обычных лошадей. У них рождается 1 жеребенок. Питается зебра травой и осокой. Живут зебры около 25 лет в саванне.
Шимпанзе – человекообразная обезьяна. У неё шерсть черного цвета, которая с возрастом седеет. Она отличается умом и сообразительностью, умением пользоваться простейшими орудиями труда (палкой, камнями и т.д.). Питается шимпанзе фруктами, листьями, цветками, семенами, иногда некоторыми животными(мартышками, бабуинами, дикими свиньями и антилопами). Живут шимпанзе около 45 лет в тропическом лесу.
Воспитатель: ребята, вы просто здорово все рассказали про животных. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете повадки животных, если их сравнивать с людьми. Я буду вам говорить повадки животных, а вы угадывать про кого идет речь.
Задиристый, как… | петух |
Визжит, как … | поросенок |
Топает, как… | слон |
Бегает, как… | конь |
Извивается, как… | змея |
Выносливый, как.. | верблюд |
Здоровый, как… | бык |
Толстый, как… | бегемот |
Медлительный, как… | черепаха |
Повторяет, как… | попугай |
Кривляется, как… | обезьяна |
Лохматый, как… | лев |
Воспитатель: У вас все хорошо получается, а давайте считалочкой выберем 3 -х человек, а они загадают нам загадки про животных? (дети выбирают картинки с животными и загадывают составленные ими загадки) Пока они думают, мы с вами поиграем в игру “Что лишнее?” Назвав ответ, объясните, почему вы его выбрали.
Лев, гепард, пантера, жираф
Тропики, горы, саванна
Носорог, жираф, крокодил, обезьяна
Павлин, страус, пингвин и т.д.
Воспитатель: ребята, со всеми заданиями вы справились успешно. Предлагаю вам сыграть со мной в такую игру: я буду называть животное, а вы на доске находите животное с противоположным качеством. Например, у жирафа шея длинная, а у … мышки – короткая.
Гепард быстрый - Бегемот тяжелый - Жираф травоядный - У крокодила хвост длинный - Бегемот толстый - У обезьяны хвост тонкий - У страуса ноги длинные - Слон большой - |
…черепаха медлительная …воробей легкий …лиса хищница …у зайца короткий … змея тонкая … у лисы толстый …у пингвина короткие …мышка маленькая |
Воспитатель: вы молодцы, у вас все отлично получается. Давайте устроим выставку картин? Вы разделитесь карточками на группы и нарисуете их.(дети выбирают карточки и делятся на группы).
Группа, у которой хищники будут рисовать крокодила ладошкой, травоядные – жирафа, а птицы – павлина. (дети проходят за столы, наносят контур ладошкой и дорисовывают кисточкой необходимые детали (приложение №5).
Воспитатель: ваши рисунки замечательные. Попробуйте оценить свои способности карточками и объяснить, почему вы выбрали эту карточку. Дети оценивают себя карточками (солнце – все хорошо, кулак с поднятым вверх большим пальцем – ты молодец; солнце заходит за тучу – не все хорошо получилось; из тучи идет дождь – сегодня у тебя не получилось; бегущие зайцы – ты поторопился; черепаха – не все успел сделать) (приложение №6).
Воспитатель: наше путешествие по Африке подходит к концу, закройте глаза, отправляемся домой. Ну вот, мы и дома. Надеюсь, что свои знания вы передадите друзьям.