Цели урока:
Образовательная
- научить применять имеющиеся знания к различным теоретическим и практическим заданиям;
- повторить основные законы, определения, понятия и формулы в ходе игры;
- совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач;
- закрепить межпредметные связи с алгеброй (чтение графиков)
Воспитательная
- формирование навыков коллективной работы;
- формирование сознательной дисциплины;
- воспитание уважительного отношения друг к другу, к точке зрения товарищей;
- повышение познавательной деятельности и активности учащихся;
- воспитание умения достойно проигрывать, анализировать пробелы и промахи
Развивающая
- развитие интереса к физике;
- развитие речи учащихся, навыков выступления перед аудиторией;
- развитие логического мышления;
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие культуры общения;
- рефлексия событий.
Форма урока: урок – соревнование
Организация игры:
1. Класс делится на три команды по 5-6 человек. Из числа отличников формируется группа консультантов-наблюдателей (по числу команд). Экран соревнования оформляется секретарем игры.
2. Формирование команд целесообразно проводить по принципу равных интеллектуальных возможностей.
3. С группой консультантов-наблюдателей заранее проводится “экзамен”-инструктаж.
- Они должны знать ответы на все вопросы игры
- В процессе игры они ведут наблюдение за участием каждого участника команды в обсуждении и решении вопроса, отмечая активность каждого в специальной ведомости игры
- Они дают консультации членам команды в случае неясности вопроса или задания
- Вместе с учителем подводят промежуточные и окончательные итоги игры
4. Кабинет физики для проведения игры оснащается
- Экраном соревнования
- Графиками движения
- Музыкальным сопровождением
- Песочными или иного вида часами
5. Бланки игры
- Для каждой команды должны быть распечатаны листы с заданиями
- Для каждого консультанта надо подготовить Ведомость игры, где отмечается активность каждого члена команды
- Для учителя готовится также бланк, где отмечается активность учащихся, их ответы, участие в дополнениях и т.д.
- Для секретаря игры надо подготовить таблицу подведения итогов, идентичную экрану соревнования
6. Подготовительный этап
Учителю необходимо:
- разбить класс на команды “по силам”
- объяснить условия игры
- провести подготовительную работу с консультантами
Команды должны:
- Провести выбор капитана команды и названия команды
- Подготовиться к участию в игре по данной теме. Повторить законы, определения, формулы, методы решения задач.
Ход игры
Игра проходит в кабинете физики. Подготовительный этап желательно провести заранее, чтобы урочное время использовать для игры.
1. Представление команд (название, капитан)
2. Представление консультантов
3. Ознакомление с правилами игры:
- игра проводится в виде соревнования между командами
- в игре 5 туров; на каждый тур команда получает задание, которое выполняется за фиксированное время. Капитан команды должен организовать обсуждение и решение вопроса, обеспечить участие каждого в игре.
- по окончании указанного времени выполненное задание сдается учителю для подведения итогов
- ответы на сложные вопросы дают консультанты или учитель при подведении итогов тура
- результаты удобно подводить по числу правильных ответов
- досрочные ответы можно поощрить дополнительным баллом
- побеждает команда, которая наберет большее количество очков
- в конце урока выставляется оценка каждому ученику с учетом мнения консультантов
Тур 1: “Говори правильно”
Законы или определения, приведенные ниже, имеют ряд неточностей и недостатков. Попробуйте с помощью дополнительного блока дать правильные формулировки. Время выполнения – 7 мин.
- Перемещением тела называется отрезок, соединяющий начальное и конечное положения тела.
- Скорость равномерного прямолинейного движения – это путь, пройденный телом за единицу времени.
- Механическим движением тела называется изменение его положения в пространстве.
- Прямолинейным равномерным движением называется движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит одинаковые пути.
- Если тело движется по прямой, то его путь и перемещение совпадают.
- Ускорение – это величина, численно равная отношению скорости ко времени.
- Тело, у которого малые размеры, называется материальной точкой.
- Движение, при котором скорость с течением времени меняется, называется равнопеременным движением.
- Основная задача механики состоит в том, чтобы знать положение тела.
- Ускорение всегда совпадает по направлению со скоростью.
Дополнительный блок
- Перемещение
- Системы отсчета
- Скорость меняется одинаково
- Не действуют другие тела
- Вдоль одной и той же прямой
- Направленный
- Можно пренебречь в данной задаче
- В любой момент времени
- Любые
- Относительно других тел
- Равные промежутки времени
- Одинаковые перемещения
- Величина, численно равная
- Не всегда
- Одинаково
- В одну сторону
- Прямой
Тур 2: “Исправленному верить”
В приведенных формулах имеются ошибки. Найдите их и исправьте. Время – 3 мин
- при равнозамедленном движении v=v0+t
- при равноускоренном движении a=v/t
- при равноускоренном движении по вертикали h=v0t+ t2/2
- при равноускоренном движении v=at2/2
- средняя скорость v=?s/?t
- при равноускоренном движении s= (v-v0)2/2a
- при равнозамедленном движении s= v0+ at2/2
Тур 3: “Озадаченный”
Вам предстоит решить задачи на относительное движение тел. Время выполнения – 8мин
Задача №1
Самолет летит от пункта А до пункта В, расположенного на расстоянии l=300 км к востоку. Найти продолжительность полета, если:
- ветра нет
- ветер дует с севера на юг
- ветер дует с запада на восток.
Скорость ветра u=20 м/с, а скорость самолета относительно воздуха v0= 600 км/ч
Решение:
- t=l/v0; t=0,5 ч
- v02=(l/t)2+u2, отсюда найдем t=(l2/(v02-u2))1/2 или t=0,504 ч = 30,2 мин
- t=l/(v0+u)
Задача №2
Тело 1 движется равноускоренно, имея начальную скорость v10 и ускорение a1. Одновременно с телом 1 начинает двигаться равнозамедленно тело 2, имея начальную скорость v20 и ускорение a2. Через какое время после начала движения оба тела будут иметь одинаковую скорость?
Решение:
- Для первого тела v=v10+a1t
- Для второго тела v=v20-a2t, следовательно, v10+a1t=v20-a2t, откуда t=(v20-v10)/(a1+a2); v20>v10, т.к. t>0
Тур 4: “Тайнопись”
В кроссворде записаны ответы на вопросы. Слова могут располагаться по горизонтали и вертикали (диагональ запрещена). Найдите эти ответы, отметив их. В скобках указано количество букв в словах. Время выполнения – 6 мин
о | о | р | д | а | с |
к | о | р | и | т | и |
с | к | о | н | а | е |
п | ь | с | т | ь | и |
у | т | ч | а | с | н |
у | с | к | о | р | е |
- скорость изменения скорости (9 букв)
- длина траектории (4)
- ds/dt (8)
- единица времени (3)
- одна из величин, определяющих положение точки в пространстве (10)
- Международная система единиц (2)
Тур 5: Аукцион
Время проведения – 15мин.
Вам предстоит участие в аукционе. На аукцион выставляется лот. Задача команд: найти как можно больше информации по этому вопросу. Команды отвечают поочередно. Лот переходит к той команде, которая дает последний правильный ответ.
Лот №1 Стоимость вопроса – 3 балла
Задача: Поезд движется со скоростью 36 км/ч. Если выключить ток, то поезд остановится через 20 с. Найдите все возможные кинематические характеристики.
Лот №2 Стоимость вопроса - 2 балла
Дан график движения тела. Какая команда сможет прочитать по нему максимум информации?