Урок-соревнование по теме: "Основы кинематики"

Разделы: Физика


Цели урока:

Образовательная

  • научить применять имеющиеся знания к различным теоретическим и практическим заданиям;
  • повторить основные законы, определения, понятия и формулы в ходе игры;
  • совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач;
  • закрепить межпредметные связи с алгеброй (чтение графиков)

Воспитательная

  • формирование навыков коллективной работы;
  • формирование сознательной дисциплины;
  • воспитание уважительного отношения друг к другу, к точке зрения товарищей;
  • повышение познавательной деятельности и активности учащихся;
  • воспитание умения достойно проигрывать, анализировать пробелы и промахи

Развивающая

  • развитие интереса к физике;
  • развитие речи учащихся, навыков выступления перед аудиторией;
  • развитие логического мышления;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • развитие культуры общения;
  • рефлексия событий.

Форма урока: урок – соревнование

Организация игры:

1. Класс делится на три команды по 5-6 человек. Из числа отличников формируется группа консультантов-наблюдателей (по числу команд). Экран соревнования оформляется секретарем игры.

2. Формирование команд целесообразно проводить по принципу равных интеллектуальных возможностей.

3. С группой консультантов-наблюдателей заранее проводится “экзамен”-инструктаж.

  • Они должны знать ответы на все вопросы игры
  • В процессе игры они ведут наблюдение за участием каждого участника команды в обсуждении и решении вопроса, отмечая активность каждого в специальной ведомости игры
  • Они дают консультации членам команды в случае неясности вопроса или задания
  • Вместе с учителем подводят промежуточные и окончательные итоги игры

4. Кабинет физики для проведения игры оснащается

  • Экраном соревнования
  • Графиками движения
  • Музыкальным сопровождением
  • Песочными или иного вида часами

5. Бланки игры

  • Для каждой команды должны быть распечатаны листы с заданиями
  • Для каждого консультанта надо подготовить Ведомость игры, где отмечается активность каждого члена команды
  • Для учителя готовится также бланк, где отмечается активность учащихся, их ответы, участие в дополнениях и т.д.
  • Для секретаря игры надо подготовить таблицу подведения итогов, идентичную экрану соревнования

6. Подготовительный этап

Учителю необходимо:

  • разбить класс на команды “по силам”
  • объяснить условия игры
  • провести подготовительную работу с консультантами

Команды должны:

  • Провести выбор капитана команды и названия команды
  • Подготовиться к участию в игре по данной теме. Повторить законы, определения, формулы, методы решения задач.

Ход игры

Игра проходит в кабинете физики. Подготовительный этап желательно провести заранее, чтобы урочное время использовать для игры.

1. Представление команд (название, капитан)

2. Представление консультантов

3. Ознакомление с правилами игры:

  • игра проводится в виде соревнования между командами
  • в игре 5 туров; на каждый тур команда получает задание, которое выполняется за фиксированное время. Капитан команды должен организовать обсуждение и решение вопроса, обеспечить участие каждого в игре.
  • по окончании указанного времени выполненное задание сдается учителю для подведения итогов
  • ответы на сложные вопросы дают консультанты или учитель при подведении итогов тура
  • результаты удобно подводить по числу правильных ответов
  • досрочные ответы можно поощрить дополнительным баллом
  • побеждает команда, которая наберет большее количество очков
  • в конце урока выставляется оценка каждому ученику с учетом мнения консультантов

Тур 1: “Говори правильно”

Законы или определения, приведенные ниже, имеют ряд неточностей и недостатков. Попробуйте с помощью дополнительного блока дать правильные формулировки. Время выполнения – 7 мин.

  1. Перемещением тела называется отрезок, соединяющий начальное и конечное положения тела.
  2. Скорость равномерного прямолинейного движения – это путь, пройденный телом за единицу времени.
  3. Механическим движением тела называется изменение его положения в пространстве.
  4. Прямолинейным равномерным движением называется движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит одинаковые пути.
  5. Если тело движется по прямой, то его путь и перемещение совпадают.
  6. Ускорение – это величина, численно равная отношению скорости ко времени.
  7. Тело, у которого малые размеры, называется материальной точкой.
  8. Движение, при котором скорость с течением времени меняется, называется равнопеременным движением.
  9. Основная задача механики состоит в том, чтобы знать положение тела.
  10. Ускорение всегда совпадает по направлению со скоростью.

Дополнительный блок

  • Перемещение
  • Системы отсчета
  • Скорость меняется одинаково
  • Не действуют другие тела
  • Вдоль одной и той же прямой
  • Направленный
  • Можно пренебречь в данной задаче
  • В любой момент времени
  • Любые
  • Относительно других тел
  • Равные промежутки времени
  • Одинаковые перемещения
  • Величина, численно равная
  • Не всегда
  • Одинаково
  • В одну сторону
  • Прямой

Тур 2: “Исправленному верить”

В приведенных формулах имеются ошибки. Найдите их и исправьте. Время – 3 мин

  • при равнозамедленном движении v=v0+t
  • при равноускоренном движении a=v/t
  • при равноускоренном движении по вертикали h=v0t+ t2/2
  • при равноускоренном движении v=at2/2
  • средняя скорость v=?s/?t
  • при равноускоренном движении s= (v-v0)2/2a
  • при равнозамедленном движении s= v0+ at2/2

Тур 3: “Озадаченный”

Вам предстоит решить задачи на относительное движение тел. Время выполнения – 8мин

Задача №1

Самолет летит от пункта А до пункта В, расположенного на расстоянии l=300 км к востоку. Найти продолжительность полета, если:

  • ветра нет
  • ветер дует с севера на юг
  • ветер дует с запада на восток.

Скорость ветра u=20 м/с, а скорость самолета относительно воздуха v0= 600 км/ч

Решение:

  1. t=l/v0; t=0,5 ч
  2. v02=(l/t)2+u2, отсюда найдем t=(l2/(v02-u2))1/2 или t=0,504 ч = 30,2 мин
  3. t=l/(v0+u)

Задача №2

Тело 1 движется равноускоренно, имея начальную скорость v10 и ускорение a1. Одновременно с телом 1 начинает двигаться равнозамедленно тело 2, имея начальную скорость v20 и ускорение a2. Через какое время после начала движения оба тела будут иметь одинаковую скорость?

Решение:

  1. Для первого тела v=v10+a1t
  2. Для второго тела v=v20-a2t, следовательно, v10+a1t=v20-a2t, откуда t=(v20-v10)/(a1+a2); v20>v10, т.к. t>0

Тур 4: “Тайнопись”

В кроссворде записаны ответы на вопросы. Слова могут располагаться по горизонтали и вертикали (диагональ запрещена). Найдите эти ответы, отметив их. В скобках указано количество букв в словах. Время выполнения – 6 мин

о о р д а с
к о р и т и
с к о н а е
п ь с т ь и
у т ч а с н
у с к о р е
  • скорость изменения скорости (9 букв)
  • длина траектории (4)
  • ds/dt (8)
  • единица времени (3)
  • одна из величин, определяющих положение точки в пространстве (10)
  • Международная система единиц (2)

Тур 5: Аукцион

Время проведения – 15мин.

Вам предстоит участие в аукционе. На аукцион выставляется лот. Задача команд: найти как можно больше информации по этому вопросу. Команды отвечают поочередно. Лот переходит к той команде, которая дает последний правильный ответ.

Лот №1 Стоимость вопроса – 3 балла

Задача: Поезд движется со скоростью 36 км/ч. Если выключить ток, то поезд остановится через 20 с. Найдите все возможные кинематические характеристики.

Лот №2 Стоимость вопроса - 2 балла

Дан график движения тела. Какая команда сможет прочитать по нему максимум информации?