Интересная ассоциация при введении понятия функции

Разделы: Математика


При введении понятия функции можно сравнить функцию… с рыбой, заглатывающей независимую переменную Х (аргумент) и выделяющей зависимую переменную Y (значение функции) (рис.1).

Рис.1

У разных рыбок – разное пищеварение, по разным формулам по разному делают подсчеты, значит на разных рыбках нужно написать формулы различных функций (рис.2).

Рис.2

Ученики с интересом находят значения аргумента и значения функции, отвечая на вопросы типа: “Если рыбка проглотит 2, 3, -1, a, b, m-n и т.д., то что она выделит? Рыбка переваривает, а мы считаем”. “А если рыбка выделит (называем), то что она проглотила?”. Нажатием клавиши мышки проверяем ответы учеников (Приложение1).

К этому же материалу можно возвратиться при формировании понятия области определения функции. Аргумент – это, конечно же, независимая переменная, но не абсолютно. У каждой рыбки свои пищевые пристрастия: одна любит травку, другая – червячков из ила, а третья, простите, других рыбок. Рацион рыбок – это и есть область определения функции. То, что в их рацион не входит, что они не едят – мы им предлагать не можем, это не входит в область определения функции.

Что мы не можем предложить рыбке-функции Y=2/X?

Нуль.

А что можем?

Все другие числа.

Значит

Число нуль изображаем на рисунке за пределами поля D (рис.3).

Рис.3