Цели урока:
- Формировать умение видеть проблему.
- Учить анализировать, делать вывод, самостоятельно формулировать правило.
- Воспитывать внимательное отношение к людям.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. 1. Включение в деятельность. 2. Выделение содержательной области. |
Ребята, зачем в нашей жизни нужны
правила? Помогают ли вам правила, которые вы знаете? Сегодня мы будем говорить о необычном правиле – “Золотом правиле общения”. Слова этого правила произнёс великий китайский мудрец Конфуций 24 столетия назад. Будда проповедовал это на берегах священного Ганга за 50 лет до Рождества Христова. Эти слова записаны в Библии. И эти слова я хочу услышать от вас. Не удивляйтесь, сегодня вы будете маленькими мудрецами! Для этого вам нужно уметь делать вывод и понятно излагать свои мысли. Итак, вы готовы к великому и, одновременно, простому открытию? |
Отвечают на вопрос (чтобы знать, как
делать, чтобы не ошибиться, сделать правильно и
т.д.) Да.
Да. |
II. Актуализация знаний. | Мы говорим о правиле общения и,
наверное, в вашей жизни были такие ситуации,
когда вы ждали поддержки и одобрения от
окружающих, но не получали этого. Я попрошу каждого из вас ответить на вопрос: “Что я жду от людей?” (родных, друзей, учителей и т.д.) – Приложение 1. Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Записываю на доске.) |
Рассказывают подобные ситуации. Заполняют листы. Диктуют свои ответы. |
III. Постановка проблемы. | Получается, что от окружающих мы ждём
любовь, заботу, понимание, уважение, сочувствие. А
всегда ли мы это получаем? Выходит, вокруг нас – невнимательные, равнодушные люди? В каком случае мы дождёмся такого отношения к себе, о котором написали? |
Нет. Высказывают своё мнение. |
IV. “Открытие” детьми нового знания. | Сначала попробуйте это отразить на
рисунке-схеме. Теперь мы стоим на пороге открытия – простого и великого. Предлагаю записать вывод из всего сказанного. Это и будет “Золотое правило общения”. Прочитайте, что у вас получилось. (не комментирую) Чтобы узнать, правильно ли вы выразили свои мысли, сравните ответы с высказываниями великих: “Те поступки других, которых человек для себя не желает, пусть не делает другим людям.” “Что ненавистно тебе самому – того не делай никому.” “И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.” Совпали ли ваши мысли с высказываниями мудрейших людей? Я рада за вас. Вы сегодня “открыли” для себя “Золотое правило общения”. |
Дорисовывают стрелки в обратную
сторону. Записывают правило. Читают правило. Читают, сравнивают. Да! |
V. Первичное закрепление. | С первой задачей вы справились –
правило сформулировано. Но для нас важно, чтобы
правило применялось в жизни. Давайте разберём
конкретные ситуации. Ситуация 1. Мне подарили красивый пенал. Я хочу поделиться радостью с соседкой по парте и демонстрирую её новую вещь. Соседка смотрит равнодушно. Чего я жду? А теперь мы разыграем эту же ситуацию, применив то правило, которое записали. Ситуация 2. У меня возникла проблема (дети предлагают проблему сами), и я хочу поделиться с другом. А друг, не слыша меня, говорит о своём пенале. Чего я жду? А сейчас эта же ситуация, но с использованием золотого правила. А как быть, если я хорошо относилась к человеку, а он меня в трудную минуту не поддержал. Значит, надо выбирать и хорошо относиться только тому, кто тебе этим же и отплатит? |
Чтобы она обратила внимание и сказала
что-то приятное. Разыгрывают ситуацию. Участия, чтобы он пожалел, да совет. Разыгрывают разные варианты. Высказывают своё мнение. (когда делаешь добро, не ждёшь за него платы.) |
VI. Итог. | Какую проблему мы пытались решить на
уроке? Почему это правило называется “Золотым”? Это правило существует на протяжении всей истории человечества и помогает людям общаться. |
Как надо относиться друг к другу. Высказывают свои предположения. |
VII. Домашнее задание. | На выбор: 1) Записать пословицы, смысл которых повторяет “Золотое правило общения”. 2) Написать небольшой рассказ, сказку, где было бы использовано “Золотое правило общения”. |
Записывают задание. |