Цели:
- познакомить учащихся с комнатными растениями, историей их названий, родиной;
- расширить кругозор знаний о комнатных растениях;
- развить умение фантазировать сочинять сказки на примере приспособленности растений к различным условиям обитания.
Оборудование:
- комнатные растения;
- лабораторное оборудование для проведения опытов;
- театрализованные декорации для показа спектаклей по сочиненным сказкам.
Ход мероприятия
Проводят мероприятие ученики 6 или 7 классов. Они выбирают комнатное растение кабинета биологии, о котором они хотели бы больше узнать или просто понравившееся им. Вот один из них.
Кактусы.
В пустыне находится страна кактусов. Эти кактусы очень большие, высотой 1,5 - 2 метра и имеют разные формы.
Кактусы необычны своей выносливостью и замечательными цветками. Они приспособлены к таким условиям жизни, в каких другие растения не могут существовать. В пустыне три четверти года не бывает дождей. Все строение кактусов приспособлено к сохранению влаги. У кактусов большие толстые стебли, где они запасают много влаги. И листья в виде иголок, чтобы меньше испарять влаги.
В нашем кабинете тоже живут кактусы. Это опунция. У нее вытянутые овально стебли. Миммиллярии – вечноцветущие кактусы. Сейчас они украшены плодами.
В день проведения мероприятия, ученики младших классов приглашаются в кабинет биологии. Где их ждет увлекательное путешествие с комнатными растениями.
Начинается путешествие со знакомством наукой ботаникой. Ребята узнают, что это наука о растениях, появились они на земле очень давно и сейчас очень много и они самые разнообразные. О тех, что растут в нашем школьном кабинете, расскажут ребята старших классов.
Во время рассказов ребята демонстрируют живые растения. Показывают занимательные опыты, подготовленные с растениями заранее.
Между рассказами ребят зрителям предлагаются различные состязательные конкурсы “Кто больше назовет комнатных растений”, “Угадай название растений” все они содержат подвижные элементы.
В конце путешествия разгадывается викторина и кроссворд. Все ответы можно получить, если внимательно слушать рассказы ребят.
Викторина “Комнатные растения”.
- Родина этого растения – Африка. (Узамбарские горы)
- Комнатное растение, которое часто называют “огонек”, “ванька мокрый”.
- Растение, цветочные стрелки которого растут очень быстро, словно выскакивают из земли.
- Очень распространенный вид кактусов. Его стебли состоят из плоских члеников. Цветет в декабре.
- Растение названо в честь итальянского князя Сансевиеро.
- Широко известное комнатное растение. Обладает лекарственными формами. Считается, что цветет один раз в сто лет.
- Лиана с листьями, похожими на листья березы.
- Растение с очень красивыми крупными цветами. Его название можно перевести как “кавалер со звездой”.
- Растение имеет замечательные цветки, напоминающие бабочек. Листья у него с серебристым узором.
- Растение с яркими, пестрыми листьями, по форме напоминающими листья крапивы.
В заключении старшеклассники показывают инсценированные сказки в виде театра на столе.
Всем активным участникам путешествия выдаются жетоны, которые будут обменены в конце декады на оценки.
Праздник “Птицы зимой”
6,7 классы.Цели:
- познакомить ребят с классом птиц, как особой группой животных;
- познакомить с видами птиц по способу приспособления к неблагоприятным условиям (перелетными, кочующими, оседлыми);
- познакомить с видами зимующих птиц в нашей местности и умением их распознавать;
- научить изготовлять кормушки и правильно подкармливать птиц зимой.
Оборудование:
На классной доске размещаются рисунки ребят о птицах, готовится выставка чучел зимующих птиц, проводится выставка сделанных ребятами совместно с родителями кормушек, демонстрируется выставка книг “Мир птиц”.
Ход мероприятия
Праздник начинается с видео фильма о птицах, с рассказа об ох основных отличиях от других животных, что жизнь птиц можно разделить на периоды: подготовка к размножению, период вывода молодых, период линьки, подготовку к зимовке и зимовка. Рассказывается о видах птиц в зависимости их приспособленности к перенесению зимних условий.
Ребята седьмого класса рассказывают о зимних видах птиц нашей местности, показывают их чучела или картинки.
Затем учащиеся младших классов рассказывают стихи о птицах.
Ведется рассказ, как правильно приготовить кормушку, демонстрируются кормушки. Как правильно и каким кормом нужно подкармливать птиц.
Кормушки ребята после выставки унесли и развесили домой, а часть на территории школы. Было очень любопытно наблюдать, как на кормушки прилетали стайками воробьи, парочками сойки, по одиночке синицы.
На праздник приглашается библиотекарь. Она рассказывает о книгах про птиц, которые можно прочитать в библиотеке. Демонстрируется выставка книг “Мир птиц”.
Подводятся итоги викторины “Птицы”.
Разгадывается кроссворд “Птичья столовая”.
Великие мужи биологии.
5-9 классы.Цели:
- познакомить с историей жизни выдающихся ученых биологов, их научными достижениями;
- привить уважение ребят к людям науки, умение знать и узнавать ученых-биологов по портретам;
- развивать умение выступать перед аудиторией, уметь кратко и интересно рассказывать, выделять важное из прочитанной литературы.
Оборудование:
На классной доске вывешиваются портреты ученых биологов, о которых будут вестись рассказы. Изготовляются маленькие флажки стран родины ученых.
Во время подготовки к мероприятию ученикам 7-9 классов предлагаются выбрать сообщения об одном из ученых биологов, обязательно учитывается значение научного достижения в изучении учебного материала. Ребята работают с дополнительной литературой, составляют краткие исторические справки о биографии ученого и его научных достижениях. Историческая справка аккуратно оформляется на альбомном листе.
Рисуются небольшие флажки страны родины ученого и закрепляются на небольших стоиках.
Во время проведения мероприятия ребята рассказывают об ученых. Портрет ученого размещают на доске перед выступлением и ставят флажок на стол. Каждое выступление длится не больше 5-7 минут.
Между выступлениями проводятся разминки с аудиторией. Это могут быть загадки, плакаты зоошутки, что в черном ящике и т. д.
В конце разгадывается кроссворд, он связан с информацией полученной во время выступлений.
Активным участникам раздаются жетоны, которые будут разыгрываться в конце месяца.
Кроссворд “Великие мужи биологии”.
- Ключевое слово “биология жизнь”
- Какой ученый открыл закон зародышевого сходства?
- Кто из ученых создал научные основы современной селекции и учение о центрах происхождения?
- “Влюбленные часов не наблюдают”. Какой закон деятельности нервной системы объясняет эту поговорку?
- Кто из русских ученых был первым удостоен Нобелевской премии в 1904г?
- Какой ученый, исследуя животных Средиземного моря доказал, что ланцетник – представитель низших хордовых животных?
- В области, какой науки работал И. М. Сеченов?
- Кикой ученый кормил мышей искусственными смесями, полученными из химических веществ. Таким образом, открыл причину их заболевания, связанную с неполноценным питанием?
- Сорта какого это растения: “Бельфлер-китайка”, “Пепин шафранный”, “Кандиль-китайка” - выведенные И. В. Мичуриным?
- Что являлось объектом исследования А. О. Ковалевского?
- Русский биолог, один из основоположников эволюционной эмбриологии и иммунологии, создатель учения о воспалительных процессах в организме и фагоцитозе?
- Какой ученый сделал выдающееся научное открытие в области фотосинтеза?
- Какой из великих мужей является основоположником учения о биосфере и ноосфере?
- Человек, занимающийся исследованием явлений природы.
Суд над бутылкой пива.
7-9 классы.Цель: пропаганда здорового образа жизни, раскрыть влияние алкоголя на организм подрастающего поколения.
Оформление:
На доске размещаются пословицы и поговорки:
- Беспечная голова хуже врага.
- В здравом теле здравый дух.
- Всему свое время.
- Всяк по своему с ума сходит.
- Где беспечный поступок, там и наказание.
- Дурной пример заразителен.
- Запретный плод сладок, а человек падок.
- Умный учится на чужом опыте, а дурак – на своем
- Здоровье – самое большое богатство.
- На то и человек, чтобы держать себя в руках.
- Развлеченье без труда – как пища без соли.
- Цена молодости познается в старости.
- Человек сам кузнец своего счастья.
Привычка – то, что человек повторяет многократно. Привычки бывают вредные и полезные. О каких привычках говорится в этих пословицах и поговорках? Самые вредные привычки для здоровья человека это – курение, употребление алкоголя и наркотики.
Употребление пива в подростковом возрасте связано с подражанием старшим товарищам, особенно тем, на которых хотелось бы быть похожими; желанием быть независимыми; желанием быть “как все в компании”; выпивка может быть причиной запрета - “запретный плод сладок”.Но всегда забывается то, что наносится сокрушительный вред здоровью. Цена молодости познается в старости. Этому мы посвящаем сегодняшнее мероприятие. Игру “Суд над бутылкой пива”.
Секретарь: Встать. Суд идет (входят представители суда и рассаживаются).
Судья: Соотечественники! Сегодня вы будете свидетелями необычного судебного процесса по делу над Бутылкой пива. Ее вина состоит в том, что она является причиной пагубного влияния на подрастающее поколение. Трудно говорить о вредности того продукта, который ярко и красочно рекламируется по телевидению. Но ведь мы можем понять и представлять тот факт, что реклама - это двигатель торговли. А торговля – это серьезный бизнес. Чтобы заставить купить, надо запрограммировать необходимость товара на уровне подсознания. А вот эта злодейка проникла в рекламу! Подростки – самая внушаемая часть покупателей. Их можно “зацепить” фразами, которые говорят о том, что кто пьет определенное пиво, может быть успешным в жизни, современным., стильным, ловким, сильным, удачным. Только вот на самом ли это деле так?
Это наглая ложь и обман! Современные врачи говорят о вреде пивного алкоголизма и разрабатывают методы его лечения. Страдают жизненно важные органы: печень, сердце, почки и др. Пивной алкоголизм – крайне коварная болезнь. Развивается она медленно, вызывая, сперва, психологическую, а потом уже физиологическую зависимость. А лечение затрудняет тот факт, что человеку приходится полностью менять привычный и комфортный образ жизни. В этом наркологи видят схожесть пивного алкоголизма с наркоманией. К тому же отмечено, что питие пива – это прямая дорога к героиновой наркомании.
Человечество стоит у роковой черты!
Судья: Ввести подсудимую! (Стражники вводят подсудимую)
Бутылка пива: Не виновата я, не виновата! Я хотела как лучше. Я старалась выполнить прихоти человека!
Прокурор. Выступает с обвинительной речью.
Адвокат: Но она же действовала из лучших побуждений. Известна ли вам ее история происхождения…
Прокурор: Товарищи судьи! Товарищи заседатели! Я прошу вас выслушать свидетелей.
Судья: Пригласите свидетелей.
Печень: Клянусь говорить правду и только правду и ничего кроме правды. Я печень главная пищеварительная железа человека. Я работаю, превращая глюкозу в гликоген в процессе обмена веществ. Я помогаю кишечнику в переваривании жиров. Для этого я выделяю желчь. Но, самое главное, я задерживаю и обезвреживаю вредные продукты обмена и ядовитые вещества. Как только пиво с алкоголем попадают в кровь. Она сразу несет их ко мне, чтобы я задержала яд. Но они меня испортили. Мои клетки подверглись жировому перерождению, и я обросла жиром. Я вся сморщилась, мои клетки гибнут, а на их месте появляется рубцовая ткань.
А она работать, как я не может. Это тяжелое заболевание называется цирроз. Мой хозяин начал употреблять пиво еще подростком. Я так быстро состарилась, а была такой бодрой и здоровой. Ой, горе мне, горе.
Прокурор: Можно привести справку. Алкоголь один из сильнейших ядов. Проникнув в организм, алкоголь быстро сгорает, отнимая у клеток кислород и воду. Обезвоженные клетки сморщиваются, деятельность их затрудняется, а при частом употреблении алкоголя клетки различных органов могут, в конце концов, погибнуть.
Бутылка пива: Я хотела как лучше. Я старалась сделать общение между подростками более свободным, раскованным. Употребив меня девушкам и юношам легче стать “своими” в кругу сверстников. К ним приходит балдежное настроение, они кайфуют!
Судья: Пригласите следующего свидетеля.
Сердце: Под влиянием даже небольшого количества алкоголя сердце сильно изменяется. Оно жиреет и увеличивается в объеме иногда в полтора-два раза по сравнению с сердцем здорового человека. Расширенное сердце плохо работает.
Выступают ребята по защите плакатов.
Особый вред наносит алкоголь центральной нервной системе. При этом в первую очередь страдает кора больших полушарий головного мозга. Нервные клетки, насыщенные алкоголем перестают нормально работать, а со временем погибают.
Подростки, употребляющие пиво, становятся раздражительными, часто жалуются на головную боль, беспокойно спят, быстро утомляются. Теряют интерес к учебе, порученные задания выполняют небрежно. К пиву страсть и интерес, ждите скоро нервный стресс.
Адвокат: Я протестую. Тут все сговорились!
Судья: Протест отклоняется. Пригласите следующего свидетеля.
Вбегает. Где эта обманщица, вот я ей сейчас покажу! Обещала балдеж, райскую жизнь, кайф. А что со мной сделала, на кого я сейчас похожу, с кем общаюсь?
Судья: Успокойтесь. Объясните все по порядку.
Юной девушкой я стала дружить с этой преступницей. Где мы только не побывали? Во всех компаниях были своими. Все парни компании были нам лучшие друзья. Приду я на дискотеку, возьму ее в руки, хожу, отпиваю. Мне казалось, что привлекательнее меня нет. А она шепчет: “Отпей еще глоточек”, - красавицей станешь, не будет тебя краше и желаннее. Первое время так и было. А потом! У меня появилось постоянное чувство жажды, которое стало сниматься только пивом. Как только увижу ее, так слюнки и текут. Соблазнительница! У меня ослабла память, появилась рассеянность, забывчивость. Я стала грубая, хвастливая. Да и кавалеры мои быстро к другим сбежали. И осталась я одна. И все из-за нее (набрасывается).
Судья: Уведите!
Экология: Можно мне слово.
Адвокат: Я протестую! Самозванка какая-то!
Судья: Протест отклоняется. Представьтесь.
Экология: Я экология – наука о сохранении чистоты окружающей среды. Клянусь говорить правду и только правду.
Рассказывает о загрязнении территорий пивными бутылками с приведением различных фактов из прессы и рейда по территории нашего села.
Судья: Слово предоставляется подсудимому.
Подсудимый: Я полностью раскаиваюсь в содеянном. Оправдания мне нет. Прошу при вынесении приговора учесть мое чистосердечное признание.
Судья: Именем вселенного разума! Факты, изложенные на сегодняшнем процессе вопиющи. Следует учесть, что только часть их была оглашена. Вина бутылки пива перед человеком велика и нет ей прощения за содеянное. Но мы видим, что раскаяние бутылки пива искреннее и поэтому суд постановил. Осудить бутылку пива, за всеобщее содеянное и пожизненно условить: дать шанс исправить свои ошибки. Применять свои действия только на благо человеку: быть напитком только слабоалкогольным для людей достигших 21 года, когда у человека сформировались все важные физиологические процессы. Запретить выступать в рекламных роликах, а пластиковые бутылки пустить в переработку.