Декада биологии

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • познакомить учащихся с комнатными растениями, историей их названий, родиной;
  • расширить кругозор знаний о комнатных растениях;
  • развить умение фантазировать сочинять сказки на примере приспособленности растений к различным условиям обитания.

Оборудование:

  • комнатные растения;
  • лабораторное оборудование для проведения опытов;
  • театрализованные декорации для показа спектаклей по сочиненным сказкам.

Ход мероприятия

Проводят мероприятие ученики 6 или 7 классов. Они выбирают комнатное растение кабинета биологии, о котором они хотели бы больше узнать или просто понравившееся им. Вот один из них.

Кактусы.

В пустыне находится страна кактусов. Эти кактусы очень большие, высотой 1,5 - 2 метра и имеют разные формы.

Кактусы необычны своей выносливостью и замечательными цветками. Они приспособлены к таким условиям жизни, в каких другие растения не могут существовать. В пустыне три четверти года не бывает дождей. Все строение кактусов приспособлено к сохранению влаги. У кактусов большие толстые стебли, где они запасают много влаги. И листья в виде иголок, чтобы меньше испарять влаги.

В нашем кабинете тоже живут кактусы. Это опунция. У нее вытянутые овально стебли. Миммиллярии – вечноцветущие кактусы. Сейчас они украшены плодами.

В день проведения мероприятия, ученики младших классов приглашаются в кабинет биологии. Где их ждет увлекательное путешествие с комнатными растениями.

Начинается путешествие со знакомством наукой ботаникой. Ребята узнают, что это наука о растениях, появились они на земле очень давно и сейчас очень много и они самые разнообразные. О тех, что растут в нашем школьном кабинете, расскажут ребята старших классов.

Во время рассказов ребята демонстрируют живые растения. Показывают занимательные опыты, подготовленные с растениями заранее.

Между рассказами ребят зрителям предлагаются различные состязательные конкурсы “Кто больше назовет комнатных растений”, “Угадай название растений” все они содержат подвижные элементы.

В конце путешествия разгадывается викторина и кроссворд. Все ответы можно получить, если внимательно слушать рассказы ребят.

Викторина “Комнатные растения”.

  1. Родина этого растения – Африка. (Узамбарские горы)
  2. Комнатное растение, которое часто называют “огонек”, “ванька мокрый”.
  3. Растение, цветочные стрелки которого растут очень быстро, словно выскакивают из земли.
  4. Очень распространенный вид кактусов. Его стебли состоят из плоских члеников. Цветет в декабре.
  5. Растение названо в честь итальянского князя Сансевиеро.
  6. Широко известное комнатное растение. Обладает лекарственными формами. Считается, что цветет один раз в сто лет.
  7. Лиана с листьями, похожими на листья березы.
  8. Растение с очень красивыми крупными цветами. Его название можно перевести как “кавалер со звездой”.
  9. Растение имеет замечательные цветки, напоминающие бабочек. Листья у него с серебристым узором.
  10. Растение с яркими, пестрыми листьями, по форме напоминающими листья крапивы.

В заключении старшеклассники показывают инсценированные сказки в виде театра на столе.

Всем активным участникам путешествия выдаются жетоны, которые будут обменены в конце декады на оценки.

Праздник “Птицы зимой” 6,7 классы.

Цели:

  • познакомить ребят с классом птиц, как особой группой животных;
  • познакомить с видами птиц по способу приспособления к неблагоприятным условиям (перелетными, кочующими, оседлыми);
  • познакомить с видами зимующих птиц в нашей местности и умением их распознавать;
  • научить изготовлять кормушки и правильно подкармливать птиц зимой.

Оборудование:

На классной доске размещаются рисунки ребят о птицах, готовится выставка чучел зимующих птиц, проводится выставка сделанных ребятами совместно с родителями кормушек, демонстрируется выставка книг “Мир птиц”.

Ход мероприятия

Праздник начинается с видео фильма о птицах, с рассказа об ох основных отличиях от других животных, что жизнь птиц можно разделить на периоды: подготовка к размножению, период вывода молодых, период линьки, подготовку к зимовке и зимовка. Рассказывается о видах птиц в зависимости их приспособленности к перенесению зимних условий.

Ребята седьмого класса рассказывают о зимних видах птиц нашей местности, показывают их чучела или картинки.

Затем учащиеся младших классов рассказывают стихи о птицах.

Ведется рассказ, как правильно приготовить кормушку, демонстрируются кормушки. Как правильно и каким кормом нужно подкармливать птиц.

Кормушки ребята после выставки унесли и развесили домой, а часть на территории школы. Было очень любопытно наблюдать, как на кормушки прилетали стайками воробьи, парочками сойки, по одиночке синицы.

На праздник приглашается библиотекарь. Она рассказывает о книгах про птиц, которые можно прочитать в библиотеке. Демонстрируется выставка книг “Мир птиц”.

Подводятся итоги викторины “Птицы”.

Разгадывается кроссворд “Птичья столовая”.

Великие мужи биологии. 5-9 классы.

Цели:

  • познакомить с историей жизни выдающихся ученых биологов, их научными достижениями;
  • привить уважение ребят к людям науки, умение знать и узнавать ученых-биологов по портретам;
  • развивать умение выступать перед аудиторией, уметь кратко и интересно рассказывать, выделять важное из прочитанной литературы.

Оборудование:

На классной доске вывешиваются портреты ученых биологов, о которых будут вестись рассказы. Изготовляются маленькие флажки стран родины ученых.

Во время подготовки к мероприятию ученикам 7-9 классов предлагаются выбрать сообщения об одном из ученых биологов, обязательно учитывается значение научного достижения в изучении учебного материала. Ребята работают с дополнительной литературой, составляют краткие исторические справки о биографии ученого и его научных достижениях. Историческая справка аккуратно оформляется на альбомном листе.

Рисуются небольшие флажки страны родины ученого и закрепляются на небольших стоиках.

Во время проведения мероприятия ребята рассказывают об ученых. Портрет ученого размещают на доске перед выступлением и ставят флажок на стол. Каждое выступление длится не больше 5-7 минут.

Между выступлениями проводятся разминки с аудиторией. Это могут быть загадки, плакаты зоошутки, что в черном ящике и т. д.

В конце разгадывается кроссворд, он связан с информацией полученной во время выступлений.

Активным участникам раздаются жетоны, которые будут разыгрываться в конце месяца.

Кроссворд “Великие мужи биологии”.

  1. Ключевое слово “биология жизнь”
  2. Какой ученый открыл закон зародышевого сходства?
  3. Кто из ученых создал научные основы современной селекции и учение о центрах происхождения?
  4. “Влюбленные часов не наблюдают”. Какой закон деятельности нервной системы объясняет эту поговорку?
  5. Кто из русских ученых был первым удостоен Нобелевской премии в 1904г?
  6. Какой ученый, исследуя животных Средиземного моря доказал, что ланцетник – представитель низших хордовых животных?
  7. В области, какой науки работал И. М. Сеченов?
  8. Кикой ученый кормил мышей искусственными смесями, полученными из химических веществ. Таким образом, открыл причину их заболевания, связанную с неполноценным питанием?
  9. Сорта какого это растения: “Бельфлер-китайка”, “Пепин шафранный”, “Кандиль-китайка” - выведенные И. В. Мичуриным?
  10. Что являлось объектом исследования А. О. Ковалевского?
  11. Русский биолог, один из основоположников эволюционной эмбриологии и иммунологии, создатель учения о воспалительных процессах в организме и фагоцитозе?
  12. Какой ученый сделал выдающееся научное открытие в области фотосинтеза?
  13. Какой из великих мужей является основоположником учения о биосфере и ноосфере?
  14. Человек, занимающийся исследованием явлений природы.

Суд над бутылкой пива. 7-9 классы.

Цель: пропаганда здорового образа жизни, раскрыть влияние алкоголя на организм подрастающего поколения.

Оформление:

На доске размещаются пословицы и поговорки:

  • Беспечная голова хуже врага.
  • В здравом теле здравый дух.
  • Всему свое время.
  • Всяк по своему с ума сходит.
  • Где беспечный поступок, там и наказание.
  • Дурной пример заразителен.
  • Запретный плод сладок, а человек падок.
  • Умный учится на чужом опыте, а дурак – на своем
  • Здоровье – самое большое богатство.
  • На то и человек, чтобы держать себя в руках.
  • Развлеченье без труда – как пища без соли.
  • Цена молодости познается в старости.
  • Человек сам кузнец своего счастья.

Привычка – то, что человек повторяет многократно. Привычки бывают вредные и полезные. О каких привычках говорится в этих пословицах и поговорках? Самые вредные привычки для здоровья человека это – курение, употребление алкоголя и наркотики.

Употребление пива в подростковом возрасте связано с подражанием старшим товарищам, особенно тем, на которых хотелось бы быть похожими; желанием быть независимыми; желанием быть “как все в компании”; выпивка может быть причиной запрета - “запретный плод сладок”.Но всегда забывается то, что наносится сокрушительный вред здоровью. Цена молодости познается в старости. Этому мы посвящаем сегодняшнее мероприятие. Игру “Суд над бутылкой пива”.

Секретарь: Встать. Суд идет (входят представители суда и рассаживаются).

Судья: Соотечественники! Сегодня вы будете свидетелями необычного судебного процесса по делу над Бутылкой пива. Ее вина состоит в том, что она является причиной пагубного влияния на подрастающее поколение. Трудно говорить о вредности того продукта, который ярко и красочно рекламируется по телевидению. Но ведь мы можем понять и представлять тот факт, что реклама - это двигатель торговли. А торговля – это серьезный бизнес. Чтобы заставить купить, надо запрограммировать необходимость товара на уровне подсознания. А вот эта злодейка проникла в рекламу! Подростки – самая внушаемая часть покупателей. Их можно “зацепить” фразами, которые говорят о том, что кто пьет определенное пиво, может быть успешным в жизни, современным., стильным, ловким, сильным, удачным. Только вот на самом ли это деле так?

Это наглая ложь и обман! Современные врачи говорят о вреде пивного алкоголизма и разрабатывают методы его лечения. Страдают жизненно важные органы: печень, сердце, почки и др. Пивной алкоголизм – крайне коварная болезнь. Развивается она медленно, вызывая, сперва, психологическую, а потом уже физиологическую зависимость. А лечение затрудняет тот факт, что человеку приходится полностью менять привычный и комфортный образ жизни. В этом наркологи видят схожесть пивного алкоголизма с наркоманией. К тому же отмечено, что питие пива – это прямая дорога к героиновой наркомании.

Человечество стоит у роковой черты!

Судья: Ввести подсудимую! (Стражники вводят подсудимую)

Бутылка пива: Не виновата я, не виновата! Я хотела как лучше. Я старалась выполнить прихоти человека!

Прокурор. Выступает с обвинительной речью.

Адвокат: Но она же действовала из лучших побуждений. Известна ли вам ее история происхождения…

Прокурор: Товарищи судьи! Товарищи заседатели! Я прошу вас выслушать свидетелей.

Судья: Пригласите свидетелей.

Печень: Клянусь говорить правду и только правду и ничего кроме правды. Я печень главная пищеварительная железа человека. Я работаю, превращая глюкозу в гликоген в процессе обмена веществ. Я помогаю кишечнику в переваривании жиров. Для этого я выделяю желчь. Но, самое главное, я задерживаю и обезвреживаю вредные продукты обмена и ядовитые вещества. Как только пиво с алкоголем попадают в кровь. Она сразу несет их ко мне, чтобы я задержала яд. Но они меня испортили. Мои клетки подверглись жировому перерождению, и я обросла жиром. Я вся сморщилась, мои клетки гибнут, а на их месте появляется рубцовая ткань.

А она работать, как я не может. Это тяжелое заболевание называется цирроз. Мой хозяин начал употреблять пиво еще подростком. Я так быстро состарилась, а была такой бодрой и здоровой. Ой, горе мне, горе.

Прокурор: Можно привести справку. Алкоголь один из сильнейших ядов. Проникнув в организм, алкоголь быстро сгорает, отнимая у клеток кислород и воду. Обезвоженные клетки сморщиваются, деятельность их затрудняется, а при частом употреблении алкоголя клетки различных органов могут, в конце концов, погибнуть.

Бутылка пива: Я хотела как лучше. Я старалась сделать общение между подростками более свободным, раскованным. Употребив меня девушкам и юношам легче стать “своими” в кругу сверстников. К ним приходит балдежное настроение, они кайфуют!

Судья: Пригласите следующего свидетеля.

Сердце: Под влиянием даже небольшого количества алкоголя сердце сильно изменяется. Оно жиреет и увеличивается в объеме иногда в полтора-два раза по сравнению с сердцем здорового человека. Расширенное сердце плохо работает.

Выступают ребята по защите плакатов.

Особый вред наносит алкоголь центральной нервной системе. При этом в первую очередь страдает кора больших полушарий головного мозга. Нервные клетки, насыщенные алкоголем перестают нормально работать, а со временем погибают.

Подростки, употребляющие пиво, становятся раздражительными, часто жалуются на головную боль, беспокойно спят, быстро утомляются. Теряют интерес к учебе, порученные задания выполняют небрежно. К пиву страсть и интерес, ждите скоро нервный стресс.

Адвокат: Я протестую. Тут все сговорились!

Судья: Протест отклоняется. Пригласите следующего свидетеля.

Вбегает. Где эта обманщица, вот я ей сейчас покажу! Обещала балдеж, райскую жизнь, кайф. А что со мной сделала, на кого я сейчас похожу, с кем общаюсь?

Судья: Успокойтесь. Объясните все по порядку.

Юной девушкой я стала дружить с этой преступницей. Где мы только не побывали? Во всех компаниях были своими. Все парни компании были нам лучшие друзья. Приду я на дискотеку, возьму ее в руки, хожу, отпиваю. Мне казалось, что привлекательнее меня нет. А она шепчет: “Отпей еще глоточек”, - красавицей станешь, не будет тебя краше и желаннее. Первое время так и было. А потом! У меня появилось постоянное чувство жажды, которое стало сниматься только пивом. Как только увижу ее, так слюнки и текут. Соблазнительница! У меня ослабла память, появилась рассеянность, забывчивость. Я стала грубая, хвастливая. Да и кавалеры мои быстро к другим сбежали. И осталась я одна. И все из-за нее (набрасывается).

Судья: Уведите!

Экология: Можно мне слово.

Адвокат: Я протестую! Самозванка какая-то!

Судья: Протест отклоняется. Представьтесь.

Экология: Я экология – наука о сохранении чистоты окружающей среды. Клянусь говорить правду и только правду.

Рассказывает о загрязнении территорий пивными бутылками с приведением различных фактов из прессы и рейда по территории нашего села.

Судья: Слово предоставляется подсудимому.

Подсудимый: Я полностью раскаиваюсь в содеянном. Оправдания мне нет. Прошу при вынесении приговора учесть мое чистосердечное признание.

Судья: Именем вселенного разума! Факты, изложенные на сегодняшнем процессе вопиющи. Следует учесть, что только часть их была оглашена. Вина бутылки пива перед человеком велика и нет ей прощения за содеянное. Но мы видим, что раскаяние бутылки пива искреннее и поэтому суд постановил. Осудить бутылку пива, за всеобщее содеянное и пожизненно условить: дать шанс исправить свои ошибки. Применять свои действия только на благо человеку: быть напитком только слабоалкогольным для людей достигших 21 года, когда у человека сформировались все важные физиологические процессы. Запретить выступать в рекламных роликах, а пластиковые бутылки пустить в переработку.