Цели:
- Формировать умения действовать при различных ЧС (землетрясениях, извержениях вулкана, обвалах, оползнях, селях, ураганах, бурях смерчах), а также научить проектировать предстоящую деятельность по выходу из ЧС;
- Совершенствовать умения рефлексии;
- Развивать навыки совместной деятельности в микрогруппах.
Вопросы урока:
- Землетрясения, извержения вулканов и их поражающие факторы.
- Обвалы, оползни, сели и их поражающие факторы.
- Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы.
- Действия населения при угрозе землетрясения, извержения вулканов, обвалов, оползней, селей.
- Последствия землетрясений, извержений вулканов, обвалов, оползней, селей.
Вид урока: урок обобщения и закрепления изученного материала.
Учебно-материальное обеспечение:
ТСО (компьютеры и проектор), карточки с заданиями для групповой работы и карточки контроля на каждого ученика, памятки.
Ход урока
В зависимости от количества детей – класс делится на группы по 5 – 6 человек. В группы входят учащиеся разного уровня обученности – повышенного (1), среднего (2), низкого (3), может быть 2-3 группы одного уровня обученности. Каждой группе предлагается выполнить ряд заданий (как индивидуальных, так и групповых).
Результаты выполнения заданий учащимися фиксируются в индивидуальной карточке контроля, которая выдается каждому ученику.
1. Организационный момент. Сообщение целей, задач урока. (1 мин.)
- Здравствуйте, садитесь. Ребята, на предыдущих уроках мы с вами изучали причины возникновения ЧС природного характера, а также рассматривали правила поведения населения, при этих ЧС. Сегодня перед нами стоит задача закрепить имеющиеся знания. Для этого вам предстоит работа в микрогруппах.
- Но сначала я вам предлагаю вспомнить основные характеристики природных стихий. Для этого предлагаю вам внимательно просмотреть слайд – фильм. (показ слайд – фильма – 5 мин.)
Инструктаж по работе с картами контроля. (1 мин.) < Рисунок 1>
Итак, распределитесь по микрогруппам и займите место у компьютеров.
Внимание! Каждому из вас я выдаю индивидуальные карты контроля в которых вы видите есть три колонки для оценок. Ваша задача после выполнения каждого задания оценить себя и выставить оценку во вторую колонку, затем ваши товарищи по группе оценят вашу деятельность и тоже поставят оценку в соседнюю колонку. После того, как вы выполните все задания, вы поставите среднюю оценку, она и будет вашей оценкой за урок.
3. Работа в микрогруппах.
3.1. Выполнение тестового задания. (12 мин.) Запустите программу тестового задания. Перед вами тест. На некоторые вопросы может быть несколько правильных ответов. Поэтому будьте внимательны. Если в процессе выполнения теста вы будете испытывать затруднения, то обращайтесь ко мне. После того, как вы выполните задание, поднимете руку, вам будет дано следующее задание. Приступили к выполнению задания.
3.2. Выполнение лабиринта. (8 мин.) При выполнении лабиринта вам необходимо на каждое утверждение ответить “да”, либо “нет”. Если вы правильно ответили на все вопросы, то в итоге вы увидите финальный слайд, если вы допустили ошибку при ответе, то вам придется вернуться на начало задания. Желаю всем удачи!
4. Решение ситуативных задач. Вы успешно справились с заданием, и теперь вам предстоит решить ситуативные задачи. Для того, чтобы вы нашли правильное решение по выходу из сложной ситуации, вам предлагаются памятки. Консультанты получите памятки, и помните, что ваша задача заключается в том, чтобы не самим сообщить ответ группе, а помочь его найти товарищам.
Задача № 1
Ваш дом находится в нескольких километрах от горы. Глядя в окно, вы увидели, что с вершины вулкана вырываются клубы пепла и земля начинает дрожать.
Разработайте проект действий по выходу из сложившейся ситуации.
Задача № 2
Находясь дома, вы услышали по радио сообщение о том, что примерно через час в вашем районе начнется ураган.
Составьте проект действий в данной ситуации.
Задача № 3
Вы находитесь на лыжном курорте. Спускаясь вниз по склону горы на лыжах, услышали сзади гул, обернувшись, увидели, что с вершины горы начинает спускаться снежная лавина. У вас есть время около 15 минут, чтобы предпринять какие-либо действия. Что вы будете делать?
Задача № 4
Во время землетрясения вы оказались под завалом. Здание сильно повреждено. В помещении вас 5 человек, из них двое раненых. Один человек без сознания, а у второго открытый перелом бедра.
Разработайте проект действий по выходу из сложившейся ситуации.
Задача № 5
При движении на личном автомобиле вы попали в снежную бурю.
Как вы поступите?
Разработайте проект действий по выходу из сложившейся ситуации.
Задача № 6
Вы решили отдохнуть с друзьями на природе. Разбили палатки, разожгли костер, а сами пошли купаться в реке. Неожиданно подул сильный ветер.
Составьте проект действий в данной ситуации.
После окончания работы в группе, вы поднимаете руку и сообщаете, что готовы к обсуждению своей задачи с классом. Если сегодня мы не успеем выслушать ответы всех групп, то эту работу мы продолжим на следующем уроке. Желаю удачи. (5 мин. на обсуждение в группе, 7мин. работа с классом.)
5. Подведение итогов.
Молодцы, ребята! Спасибо за урок. Прошу сдать индивидуальные карты с оценками. До свидания! (1мин.)