Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения.
Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.
В содержании программы культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.
Культурно-гигиенические навыки предусматривают содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви. Культуру еды относят к гигиеническим навыкам. но её значения не только в выполнении физиологических потребностей. Культура еды имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
Дети лишенные родительского попечения уже на первом году жизни отличаются от своих ровесников проживающих в семье: они вялые, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, слабо проявляются эмоции. Также для этих детей характерно нарушение социализации: они не умеют вести себя за столом, не способны адаптироваться в незнакомой среде и новым обстоятельствам. В последствии это приводит к проявлению дивиантного поведения в более старшем возрасте.
Таких детей необходимо приучить сначала к режимным моментам – умывание, одевание, сон, питание и т.д., которые предоставляют благоприятные возможности для воспитания культуры поведения.
В нашей семье проживает 11 детей:
от 3 до 5 лет – 4 ребёнка,
от 5 до 6 лет – 7 детей.
Наблюдения показывают, что 50 % детей не владеют культурно – гигиеническими навыками, у 90 % - детей не развита культура общения, а культура деятельности не развита у 30 % детей.
Анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу показал, что этой проблемой занимались Мудрик А.В., Буре Р.С., и другие. Изучение трудов этих авторов, а также изучение программ “Детство”, “Азбука общения” позволило сделать вывод, что решение проблемы “Воспитание культуры поведения” в условиях образовательных учреждений для детей – сирот дошкольного возраста недостаточно проработано. Поэтому возникла необходимость в создании программы “Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста в условиях Петропавловского детского дома”.
Цель: Формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения детей в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Задачи:
- Привитие навыков культурного общения.
- Формирование культурно – гигиенических навыков.
- Формирование начальных элементов трудовой деятельности.
Программа рассчитана для занятий с детьми от 3 до 6 лет в течение 3 лет. В основу тематического плана второго и третьего года занятий с детьми взята программа “Азбука общения” Шипициной Л.М.
В данной программе предусматриваются следующие направления воспитательной работы:
- культура деятельности;
- культура общения;
- культурно-гигиенические навыки.
При реализации программы очень важно учитывать следующее:
- При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям.
- Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Для предупреждения плохого поведения важное значение имеет профилактическое обучение. Занимаясь профилактическим обучением с маленькими детьми необходимо превращать это в игру. Такое обучение предполагает следующие этапы:
Сначала надо обсудить с ребёнком, что мы хотим от него, пояснить на конкретной ситуации. Далее – надо объяснить, почему он должен так делать, постараться придумать довод, близкий и понятный ребёнку. А затем должна быть практика – игра. Проводить такое обучение лучше перед самой ситуацией, так как впрок дети обучаются плохо.
Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение. Предполагается использование следующих методов в процессе проведения занятий:
- разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов;
- пример правильного поведения других детей;
- специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.
Занятия будут проводиться со всеми детьми одновременно.
Критерии результативности программы
Возраст Культура общения Культура деятельности Культурно-гигиенические навыки 3 – 4 года Пользоваться словами вежливого обращения. Быть приветливым и вежливым со всеми взрослыми. Соблюдать чистоту и порядок в своём игровом уголке, за своим столом. Везде и всегда бережно относиться к вещам, игрушкам. Содержать в чистоте лицо, руки, одежду, обувь. Пользоваться салфеткой во время еды. За столом сидеть прямо, не класть локти на стол. после прогулки тщательно вытирать ноги. 4 - 5 лет Не перебивать взрослых, не вмешиваться а их разговор. Подать стул или уступить место вошедшему взрослому. Поднять и вежливо подать оброненный кем-то предмет. Слушать старших внимательно, стоять спокойно, смотреть в лицо собеседнику. Доводить начатое дело до конца. Выполнять работу только хорошо. Если что-то не понял, переспросить старших или товарищей. Быть настойчивым в достижении цели. Вставать утром всегда в одно и то же время. делать утреннюю гимнастику. Тщательно умываться, чистить зубы, аккуратно причёсываться. Правильно пользоваться столовыми приборами. Кушать не торопясь, аккуратно, бесшумно, тщательно пережевывать пищу.
Возраст Культура общения Культура деятельности Культурно-гигиенические навыки 5 – 6 лет Мальчикам пропускать вперёд девочек. Помогать малышу или сверстнику застегнуть, надеть пальто, повязать шарф. В общественных местах говорить спокойно, негромко. С уважением относиться к труду старших, не мешать взрослым. Не сидеть без дела. Никогда не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Любить природу, заботиться о животных. Пользоваться книгами за столом, беря её чистыми руками, не загибая углы страниц. Закончив еду класть прибор в тарелку, а не на скатерть. Вечером прежде чем лечь спать, привести в порядок свою одежду и обувь. Чистить свою обувь, аккуратно вешать свою одежду. Спускаться по лестнице, держа спину прямо, придерживаться за перила.
Диагностика перечисленных навыков будет проводиться один раз в год: в марте месяце с использованием метода наблюдения и методики изучения личностного поведения ребёнка.
Тематический план
Тематический план первого года занятий с детьми: | ||
1 | Культура общения | 4 часа |
2 | Культура деятельности | 4 часа |
3 | Гигиена и этикет | 4 часа |
Итого: | 12 часов | |
Тематический план второго года занятий с детьми: | ||
1 | Мир познания | 4 часа |
2 | Языки общения | 4 часа |
3 | Тайна моего “Я” | 4 часа |
4 | Этот странный взрослый мир | 6 часов |
Итого: | 18 часов | |
Тематический план третьего года занятий с детьми: | ||
1 | Как мы видим друг друга | 4 часа |
2 | Фантазия характеров | 5 часов |
3 | Умение владеть собой | 4 часа |
4 | Культура общения | 5 часов |
Итого: | 18 часов |
Содержание программы первого года реализации:
Тема 1 “Культура общения”
Теоретическая часть:
- знакомство с правилами общения;
Практическая часть:
подвижная игра “Горелки”;
- сюжетно-ролевая игра “Библиотека”;
- игра-драматизация.
Тема 2 “Культура деятельности”
Теоретическая часть:
- знакомство с нормами поведения;
- обучение первоначальным навыкам совместной деятельности;
Практическая часть:
- коллективная лепка “Три медведя”;
- чтение и обсуждение стихотворения “Что такое хорошо и что такое плохо”.
Тема 3 “Культурно-гигиенические навыки”.
Теоретическая часть:
- знакомство с режимом дня;
- знакомство с правилами поведения за столом;
Практическая часть:
- формирование первичных санитарно-гигиенических навыков;
- формирование навыков самообслуживания;
- сюжетно-дидактическая игра “Накорми куклу”.
Содержание программы второго года реализации:
Тема 1 “Мир познания”.
Теоретическая часть:
- знакомство с четырьмя временами года и их отличительными особенностями;
- знакомство с поговорками, загадками, стихами о природных явлениях;
- знакомство с видами домашних и диких животных, особенностями их поведения;
- знакомство с разными видами растений.
Практическая часть:
- обучение выразительным движениям и звукоподражанию;
- обучение навыкам составления рассказа и изображения его на бумаге (дидактические и подвижные игры).
Тема 2 “Языки общения”
Теоретическая часть:
- дать представление о роли зрения, о возможности человека различать цвета;
- знать для чего в разных ситуациях нужны человеку глаза, уши, рот, нос, руки;
- знакомство с первоначальными знаниями о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций.
Практическая часть:
- развитие зрительной и эмоциональной памяти;
- обучение правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
- обучение по выражению лица, жестам, эмоциям понимать своего собеседника;
- формирование правильной осанки.
Тема 3 “Тайна моего “Я”
Теоретическая часть:
- дать представление о чувстве собственного достоинства;
- дать представления об индивидуальных особенностях внешности человека.
Практическая часть:
- развитие умений понимать себя, свой внутренний мир;
- обучение детей средствами пантомимы изображать себя, других людей;
- обучение детей отражению своих фантазий в рисунках.
Тема 4 “Этот странный взрослый мир”
Теоретическая часть:
- дать начальные представления о нормах поведения между взрослыми людьми: о необходимости уважения, доверия, взаимопонимания, взаимопомощи, заботливом отношении к людям;
- познакомить с профессиями взрослых.
Практическая часть:
- обучение речевому общению, развитие связной речи;
- обучение навыкам совместной деятельности по ведению домашнего хозяйства.
Содержание программы третьего года реализации:
Тема 1 “Как мы видим друг друга”.
Теоретическая часть:
- дать детям представления о существовании и значении индивидуальных способностей своих сверстников, об умении высказывать свое мнение о друзьях, замечая их плохие и хорошие стороны, об умении и необходимости общаться друг с другом, не смотря на разницу желаний и возможностей.
Практическая часть:
- развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные способности других детей;
- формировать у детей понятия “друг”, “дружба”.
- научить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения;
- расширять диапазон эмоций через понимание и переживание радости, положительных чувств.
Тема 2 “Фантазия характеров”
Теоретическая часть:
- дать представления о том, что можно, а что нельзя делать, о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от плохих привычек.
Практическая часть:
- обучение навыкам пользования общими игрушками и вещами, делиться ими с другими детьми;
- воспитание дружеских отношений между детьми в процессе общения;
- обучение правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях;
- воспитание таких качеств личности как щедрость, честность, доброта, справедливость.
Тема 3 “Умение владеть собой”
Теоретическая часть:
- дать понятие о необходимости контроля своего поведения;
Практическая часть:
- обучение детей быть внимательными, быстро сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации и адекватно реагировать на нее;
- формирование положительных привычек.
Тема 4 “Культура общения”
Теоретическая часть:
- дать представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами этикета;
Практическая часть:
- формирование у детей представлений и потребностей в доброжелательном общении с окружающими;
- обучения правилам этикета;
- развитие умения ведения диалога, с использованием различных средств выразительности.
Список литературы:
- Дорохов А.С. Как себя вести: беседа о вежливости и правилах поведения. – М. 1979.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – М. 1947.
- Они И.А. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. – М.1990
- Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Перевод с англ.-М.1991.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.
- Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми. Методические рекомендации. – Л.1991.
- Развитие личности ребёнка. Перевод с англ. М.-1987.
- Шакуров Р.Х. Человек формируется с детства. М. 1972.
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения.- С-П.2003