Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизнедеятельности общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России. Духовность заключается в любящем отношении к другому человеку, в приоритетности интересов другого человека над собственными интересами, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей.
Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем “извлечения” из книг или чужого опыта.
Моральные качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части, остаются в нем на всю жизнь. На основе этих подходов и разработана данная программа работы лагеря дневного пребывания для детей 7-12 лет. Основная цель - пробудить духовность, пробудить в ребенке внутреннюю творческую активность к осознанию себя, смысла своей жизни, к цели духовного развития своей личности.
Форма организация деятельности - сюжетно-ролевая игра “Здравствуй, Цветочный город”.
Детям предлагается построить и отправиться в путешествие по Цветочному городу, в котором их ждет много приключений, множество интересных и увлекательных встреч, в котором будут жить все дружно, заботясь, друг о друге и об окружающих.
Участники смены: дети 7-12 лет. В ходе игры они становятся гражданами Цветочного города - “малышами и малышками”.
Место проведения: детский оздоровительный лагерь дневного пребывания “Солнышко” МОУ “Дмитриевская средняя школа” Сакмарского района Оренбургской области.
Цель программы: духовное и физическое оздоровление детей в условиях лагеря дневного пребывания.
Принципы, на основе которых разработана программа летнего отдых в лагере “Солнышко”:
- Гуманизма – отношение к каждому ребенку как самоценности;
- Духовности – формирование у детей и подростков гуманистических духовных ориентаций, потребностей к присвоению общечеловеческих ценностей;
- Учет динамики состояния здоровья в физическом, психоэмоциональном, социальном аспектах;
- Толерантности – терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни;
- Вариативности – многообразие форм работы, отдыха и развлечений, различные варианты технологии и содержания воспитания.
Задачи:
- развитие навыков здорового образа жизни;
- формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих
- ценностей;
- воспитание любви к духовному наследию предков;
- формирование потребности изучения духовно нравственных традиций;
- развитие коммуникативных навыков в совместной творческой деятельности.
Кадровое обеспечение “Совет старейшин Цветочного города”:
- Руководитель программы – “Волшебник”
- Начальник лагеря – “Знайка”.
- Воспитатели - “Феи цветов”, хранители волшебного огонька.
- Вожатые - “Росинки”
- Педагогов дополнительного образования по разным направлениям образовательной и досуговой деятельности с учетом интересов детей – “Садовники”.
Структура смены.
Организационный период - 2 дня.
В организационный период лагеря идут “поиски нового места” для Цветочного города – места для проживания “малышей и малышек”. В поисках участвуют все “малыши и малышки”, им помогают “Феи цветов”, “Знайка”, “Росинки” и “Волшебник”.
Прием детей ведется в одной комнате, где ведется регистрация - “полянке”. Все “малыши и малышки” будут строить Цветочный город - город добра и милосердия.
Строительство домиков: дети, воспитанники лагеря, делятся на домики. Они распределяются по желанию к воспитателям. Он становится хранителем волшебного огонька. Из детей выбирается помощник хранителя - пчелка, которая будет помогать хранителю в организации жизнедеятельности домика. Проводится анкетирование, где собираются основные сведения о ребенке. (Приложение №1)
Разработка правил жизнедеятельности в Цветочном городе - знакомство с режимом дня. (Приложение №2)
Распределение обязанностей среди жителей домиков - составление графика дежурства, выявление талантов, желаний и способностей.
Знакомство с планом строительства города - основные дела “малышей и малышек”. (Приложение №3)
В основной период идет строительство города. Каждый день жители домиков проводят свои интересные дела или участвуют в общих делах. Все это отражается на “клумбах”. В “корзинке цветка” записываются основные дела, проведенные в этот день, на лепестках отмечаются активные “малыши и малышки”, на бутончиках цветов даются пожелания тому, у кого еще не все получается.
Итоги каждого дня подводятся совместно в домике у “волшебного огонька” (в виде низкой свечи) и заносятся на “листья цветочка”, который в конце дня “высаживается” в клумбу (прикрепляется на общий стенд).
В заключительный этап смены проводится сдача и приемка Цветочного города - подведение итогов работы домиков (открытие выставок художественного творчества), анализ рабочих тетрадей, тестирование детей, проведение экспресс анкеты, результаты педагогических наблюдений. На полянке стоят домики, вокруг которых разбиты цветочные клумбы. Так как Цветочный город возрожден в гости прилетели насекомые и рассказали:
Бабочки – о самых активных ребятах, которые участвовали во всех делах и выступали в роли организаторов (определяется по количеству раз упоминаний на цветочках).
Стрекозы - самые творческие ребята (достигшие успехов в работе у садовников),
Кузнечики - спортсмены (участники спортивных дел, ведущие здоровый образ жизни),
Божьи коровки - добрые и милосердные,
Пчелки - веселые.
Муравьи - настоящие друзья. (Количество насекомых может изменяться). Составляются списки ребят для награждения дипломами. Готовится угощение и подарки для новоселья.
В последний день - закрытие смены – расцветает розовый куст, на цветах которого фото ребенка.
Условия реализации программы.
Одно из основных условий - это малочисленные группы (не более 15 человек). Это позволит осуществить индивидуальный подход к ребенку, и будет способствовать коррекции его поведения.
Каждое утро в лагере начинается с зарядки. После зарядки - проведение совета домика “Чистота помыслов”. Каждый хранитель проводит занятия в свом домике. Они ведутся по рабочим тетрадям, которые есть у каждого “малыша и малышки”. Они учатся отличать добро от зла, уметь анализировать свои поступки, поступки своих товарищей и т.п. (Приложение №6). После завтрака проводится общая линейка, где дети знакомятся с планом работы и домик высаживает свой “цветочек” (план работы) в общую клумбу. После обеда - подводятся итоги дня у “волшебного огонька” (в форме низкой свечи), где ребята отмечают, что хорошего сделал каждый из них, в чем ошибся, что узнал нового, чему кого-то научил, с кем поделился добротой, сочувствием. Вручаются солнышки разного цвета (желтое - подарил радость другим; красное - сделал открытие, оранжевое - вел себя в соответствии с правилами). Эти солнышки прикрепляются в рабочей тетради на лист соответствующий данному дню. В “цветочек”, на котором отмечены главные события дня, заносятся новые данные - кого отметили у “волшебного огонька” и кому рекомендуют подумать над своим поведением.
Предполагаемые результаты:
- дети получат навыки здорового образа жизни;
- познакомятся с нравственными основами общества, попробуют заглянуть в свою “душу”, научатся анализировать и оценивать свои поступки, и поступки своих товарищей;
- познакомятся с основами общечеловеческой культуры;
- сформирована потребность в изучении духовно-нравственных традиций;
- научатся строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной творческой деятельности.
Оформление игры:
- Домики Цветочного города и клумбы в виде стенда.
- Цветы и бутоны (для каждого домика своего цвета по количеству дней смены), розовый куст. С их помощью возрождается цветочный город.
- Информационный стенд (уголок родителей, план дел лагерной смены, режим дня, списки детей “домикам” и т.п.)
- Фотографии всех детей, для “розового куста”.
- Рабочие тетради для каждого ребенка “Чистота помыслов” (Приложение №4).
- Различные насекомые (из бумаги).
- Солнышки разного цвета (из бумаги).
- Пакет диагностических методик для педагогов и детей. Предоставляется социальным педагогом школы или психологом.
Обязательные условия для успешной реализации программы:
- Подготовка педагогических кадров к реализации программы лагеря (Семинар- практикум).
- Особое обучение хранителей очага (Спецкурс).
- Деление всего детского коллектива на домики.
- Ведение каждым хранителем занятий “Чистота помыслов”.
- Создание благоприятной обстановки внутри каждого домика и в городе (нельзя осуждать и ругать детей). Главное создать атмосферу взаимопонимания, вызвать у ребенка желание разобраться в своих поступках и самому понять и исправить свои недостатки.
- Постоянные педагогические наблюдения (в том числе и по рабочим тетрадям) и коррекция поведения жителей домиков, формирование нравственных качеств личности.
Что можно изменять в программе:
- количество домиков (в зависимости от общего числа отдыхающих);
- их название (по желанию и договоренности жителей домика);
- количества садовников (в зависимости от интересов детей);
- количество насекомых (в зависимости от итогов и положительных качеств, которые проявляют дети).
Литература:
- Афанасьев СП., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. М.. Изд-во “Новая школа”. 1994.
- Педагогика каникул. // Народное образование №3, 2002.
- Школьный летний лагерь/Е.И. Гончарова, Е.В.Савченко, О.Е. Жиренко. – М.: , 2004г.
- Бильгильдеева Т. Здравствуй, Цветочный город!: развивающие занятия для адаптации детей в развивающей среде – М:Чистые пруды, 2006.