Тема урока: “Умножение на 0 и на 1”
Цели урока:
- Познакомить учащихся со случаями умножения на 0 и на 1 через создание проблемной ситуации. Закреплять умение составлять чертеж к задаче; закреплять умение сложения многозначных чисел.
- Развивать мыслительную деятельность учащихся, внимание, умение анализировать, сопоставлять и делать вывод
- Формировать познавательный интерес, любовь к предмету.
Оборудование:
- Маршрутный лист-карта “Океан Математических Знаний”.
- Макет корабля “Отважный”.
- Аудиозапись “Морской прибой”.
- Компьютер с выходом на экран телевизора.
- Карточки для словарной работы с понятиями “экспедиция”, “бухта”, “пристань”, “гавань”.
- Толковый словарь В. И. Даля.
- Детская энциклопедия “Мир животных”.
- Рисунок синего кита.
Ход урока
1. Психологический настрой.
Звучит аудиозапись “Морской прибой”. На доске открывается план-карта Море Математических Знаний. (Рисунок 1).
Математика - удивительная и загадочная страна, которая хранит в своих недрах великое множество неизведанного и неразгаданного. На этом уроке мы отправляемся бороздить Море Математических Знаний на непотопляемом корабле “Отважный”. Море – это бездна проблем, тайн, непонятных вещей, неясных вопросов и увлекательных загадок. Наша экспедиция побывает в бухте “Копилка знаний”, остановится на “Острове сокровищ”, где отыщет новые знания в области математики, бросит якорь на пристани “Проверь себя”, посетит порт “Вопрос – ответ”. Удивительные звуки моря сделают наше путешествие более реалистическим и незабываемым.
2. Словарная работа.
- Я сказала, что мы отправляемся в экспедицию. А кто знает, что обозначает слово “экспедиция” (карточка со словом появляется на доске)?
- Экспедиция – (лат.) это отправка вдаль, сама поездка с целью исследований и получения новых сведений. (Даль В. И. Толковый словарь русского языка.
Современная версия. – М.: изд-во Эксмо, 2002.)
3. Проверка домашнего задания.
- Но для начала необходимо проверить все ли готовы стать участниками экспедиции.
ТПМ 2. № 67,стр.26. Взаимопроверка.
- Вставь числа в окошки, чтобы получились верные равенства:
6 + 6 + 6 + 6 + 6 + _= 6 * 7
19 + 19 + 19 +_ = 19 * 3
17 + 17 +17 + 17 +_ = 17 * 5
13 * 4 = 13 + 13 + 13 + 13 +_
64 * 3 = 64 * _+ 64
4. Устный счет. Фронтальная работа. Задания на доске.
- Ну что ж, все готовы, и мы отправляемся в великое плавание за новыми открытиями. Нам необходимо посетить бухту “Копилка знаний”. Здесь мы должны захватить те знания, без которых мы не сможем проводить исследования.
1.- Найдите лишнее выражение в каждом столбике:
19 + 91 + 911 + 199 + 991 | 11 + 11 + 11 + 11 |
56 + 46 + 86 + 26 | 42 + 42 + 24 + 42 +42 |
33 + 33 + 33 | 15 + 15 + 15 |
4 + 14 + 24 + 34 + 44 | 30 + 30 + 30 + 30 + 30 |
Что можно сказать про выражения с одинаковыми слагаемыми? (Их можно заменить умножением.)
Что такое “умножение”?
Что показывает каждое число при умножении?
Заменим, где можно, сложение умножением. Найдем значение выражений.
2. - Какие числовые выражения можно составить по рисунку?
Прочитаем выражения по-разному:
3 + 3 + 3
3 * 3
5. Работа над новым материалом.
1.Фронтальная работа.
- Мы незаметно подплыли к “Острову Сокровищ”. На доске записаны выражения. Вычислим значения произведений, заменив умножение сложением. Догадайтесь, почему некоторые выражения выделены:
8 * 2 | 5 * 3 | 12 * 1 |
7 * 4 | 6 * 1 | 13 * 4 |
8 * 0 | 9 * 3 | 15 * 0 |
(Особый упор делать на чтение: “по 8 взять 2 раза”)
Какой вывод можно сделать об умножении чисел на 0, на 1?
2. Работа с учебником.
- Прочитаем вывод в учебнике на стр.123 и сопоставим со своим.
- Запишите вывод в общем виде в тетрадь, используя свою символику.
6. Закрепление нового материала.
- Пора бросить якорь в гавани “Проверь себя”.
1. Самостоятельная работа.
- Составьте 6 выражений на новое правило, по три на каждый случай.
(Трое учащихся работают у доски)
2. Работа в парах.
ТПМ 2. № 68 (2 столбик), стр. 26
7. Физкультминутка.
Игра “Море волнуется”.
8. Решение задачи.
- Пришло время посетить порт “Вопрос – ответ”. Какое самое большое животное на нашей планете? (синий кит).
- Несмотря на свой очень внушительный вид, киты прекрасные пловцы, они могут обогнать даже пароход.
Задача записана на доске:
“Длина взрослого кита 30 метров. Детеныш рождается длиной 7 метров”.
- Можно ли это назвать задачей?
- Составим схему к условию задачи.
(Учитель составляет на компьютере с помощью учащихся. На экране появляется схема к задаче, составленная в программе презентации. Приложение 1).
- Одинаковой ли длины возьмем отрезки?
- Что обозначает первый отрезок (второй отрезок)?
- Какие наименования поставим?
- Чего не хватает в задаче?
- Какой вопрос можно поставить к задаче?
Как можно изменить задачу, чтобы в ее решении появилось действие умножения?
30 * 2
30 * 2 + 7
7 * 2 + 30
9. Итог урока.
Мы вернулись в свою гавань не с пустыми руками, а с новым багажом знаний. Что нового узнали на уроке?
С каким новым словом познакомились? Значение слов “бухта”, “гавань”, “порт”, “остров” вы можете узнать из толкового словаря В. И. Даля. А много интересного и полезного об обитателях моря и не только о них вы можете узнать из “Энциклопедии для маленьких. Мир животных”
Что понравилось на уроке?
10. Домашнее задание.
ТПМ 2. № 68 (1), стр.26