Не в количестве знаний
заключается образование,
в полном понимании и искусном
применении того, что знаешь.А. Дистервег
С чего начинается исследование? С удивления…
Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования…
Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. [1]
Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения. В фундаменте исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения. Л.С. Выготский писал об учебной мотивации. "... Психологический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность".[2]
Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин — “исследовательское обучение”. Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Таким образом, понимание учебного исследования как образовательной технологии общего образования, способствующего развитию личности, повышению ее творческого потенциала, самоидентификации и самоопределения, задает современный контекст ее рассмотрения как эффективного способа общего образования.
Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. [2]
Перечислим их:
- постановка проблемы;
- изучение теории, посвященной данной проблематике;
- овладение методикой исследования;
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
- собственные выводы и их сравнение с литературными данными;
- создание конечного продукта исследования.
Исследовательская деятельность учащихся направлена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов, открытие и систематизацию субъективно и объективно новых знаний, поиск закономерностей, описание, объяснению, описанию, проектированию.
Понятно, что правильно структурировать исследовательскую деятельность учащегося может только грамотный и заинтересованный в этом отношении учитель.
Главной целью учителя в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- формирование интереса и склонности учащихся к исследовательской деятельности, умений и навыков проведения исследований;
- развитие интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений;
- развитие умений самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
- формирование у учащихся потребности к самопознанию, саморазвитию, самореализации;
- способствовать мотивационному выбору профессии.
Пути достижения целей:
- знакомство учащихся с методами научного познания;
- реализация принципов педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения при организации учебно-воспитательного процесса.
- организация коллективных и индивидуально-групповых исследований на уроке;
- разработка системы домашних заданий исследовательского и творческого характера;
- развитие научного сотрудничества со специалистами, учеными
Таким образом, исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого происходит формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Исследовательское обучение направлено на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Первой стадией исследовательской деятельности является формирование исследовательских умений. Для развития исследовательских умений необходима такая организация учебного процесса, при которой учащиеся вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний. Такое обучение способствует созданию внутренних условий для продуктивного использования стратегий поиска, понимания, восприятия, запоминания нового. Учитель должен лишь задавать направление исследования, а его осуществление должно предоставляться самому ученику.
Существуют различные толкования термина “исследовательские умения”. Вот некоторые из них:
- способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач;
- исследовательские умения представляют собой умения применять тот или иной метод исследования при решении данной проблемы или исследовательского задания.
- владение сложной системой психологических и практических действий, необходимых для познавательной деятельности во всех видах учебного труда;
- базовые компоненты личности, выражающие ведущие характеристики процесса профессионального её становления, отражающие универсальность её связей с окружающим миром, инициирующие способность к творческой самореализации, определяющие эффективность познавательной деятельности в любую область познавательной и практической деятельности. [3]
Таким образом, под исследовательскими умениями мы понимаем системное образование личности учащихся, включающее в себя готовность к мотивированной, осознанной, интегрированной исследовательской деятельности в соответствии с поставленной целью.
Исследовательские умения включают два основных компонента:
- мотивационный, который формируется под воздействием целей новой деятельности;
- содержательный, включающий уже имеющуюся у человека систему умений и навыков.
К исследовательским обычно относят умения:
- видеть противоречия
- устанавливать предмет и объект исследования
- формулировать проблему, цель и задачи исследования
- самостоятельно планировать деятельность по этапам
- оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия
- собирать и анализировать информацию
- использовать общенаучные и частнонаучные методы
- оформить результаты творческих достижений
- обосновывать собственную точку зрения
- оценивать свою деятельность, рефлексировать
Исследовательские умения служат основой включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность, в результате которой осуществляется процесс познания мира, своего “я” и себя в этом меняющемся мире.
Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. В наиболее обобщенном виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, знакомится с литературой по данной проблеме, анализирует собранный материал, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения.
Рассмотрим формирование умений и навыков исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения исследовательской работы.
Этапы исследовательской работы | Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося |
выбора темы исследования, постановка проблемы | способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования |
постановка целей и задач исследования | умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам |
знакомство с литературой ( книги, архивы, СМИ, Интернет) | собирать, анализировать, систематизировать новую информацию |
выбор методов исследования, планирование эксперимента | объективность, логичность и абстрактность мышления; |
проведение исследований | трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия |
формулирование выводов | умение кратко и логично излагать мысли |
оформление отчета и презентации исследования | умение оформить результаты достижений, творческий подход |
защита исследовательской работы | ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать |
Конечно, обучение учебному исследованию следует начинать с малого. Например, в обучении географии я осуществляю трёхуровневую систему развития умений исследовательской деятельности:1 уровень - предполагает выполнение заданий минимального уровня (на уровне различения); 2 уровень - частично-поисковый, предполагающий умение сравнивать, анализировать, где предполагается задание типа: выбрать в учебном тексте главную мысль, указать в изучаемом явлении причину и следствие; 3 уровень - исследовательский, предполагающий умение сформулировать вывод из серии наблюдений, экспериментов, умение прогнозировать ситуацию, опираясь на теорию. По результатам контроля осуществляю коррекционную деятельность, которая состоит из 2-х взаимосвязанных процессов: коррекция деятельности учащегося и коррекция собственной деятельности.
В своей практике я реализую учебные исследования следующих направлений:
- полевые исследования
- экологические исследования
- исследования в рамках предмета
В процессе организации полевой и экологической исследовательской работы учащихся
- нами был определен алгоритм поисковой деятельности учащихся:
1) изучение специальной литературы;
2) выбор района исследования;
3) выбор объекта исследования;
4) составление плана работы;
5) изучение карты района исследования, изготовление схемы маршрута;
6) выбор методов и оборудования для проведения исследования;
7) выбор алгоритма обработки и подачи материалов исследования;
8) проведение полевых мероприятий;
9) внесение данных полевых исследований;
10) анализ района исследования;
11) корректирование карты района исследования;
12) составление и оформление документации исследования;
13) оформление тематических карт и исследовательской работы в целом.
В рамках данного направления учащиеся нашей школы исследуют географические закономерности Московской области, а также экологические проблемы Рязанского района г.Москвы. На основе результатов исследования в школе оформляется музейная экспозиция “География и экология Москвы и Московской области”
В силу обширности географических знаний и разносторонности интересов учащихся, мы практикуем исследования в рамках предмета. В этом направлении учащиеся выполняют проектно-исследовательские работы, например “Этногеография моей школы” , “География олимпийских игр”, “ Улица моего детства” и др.
В результате обучения географии с применением исследовательского подхода учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:
- работать с различными источниками географической информации для получения необходимых сведений;
- назвать основные закономерности возникновения и развития отдельных компонентов природы Земли, делать на основе этого простейшие прогнозы их дальнейшего развития;
- устанавливать роль и значение географических знаний в решении хозяйственных и социальных проблем общества и отдельных территорий;
- характеризовать отдельные компоненты природы и хозяйства, пространственной организации природы, населения и хозяйства отдельной территории или страны;
- устанавливать связи между отдельными компонентами природного комплекса;
- прогнозировать влияние природных условий на человеческую деятельность и наоборот; излагать суть экологических проблем отдельных территорий и основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- применять простейшие приемы анализа статистических данных , сравнивать полученные показатели, рассматривать их изменение во времени, на их основе делать простейшие прогнозы развития природных, хозяйственных и социальных проблем;
- пользоваться картой (ориентироваться по карте и на местности, разрабатывать маршруты движения, измерять расстояния по карте, определять по карте количественные и качественные характеристики изображаемых объектов и процессов, находить различные географические объекты, использовать картографические источники для прогнозирования развития событий, для решения простейших производственных и бытовых задач, знают номенклатуру карты);
- представлять результаты исследовательской работы с использованием информационных технологий.
О вполне осознанном выборе и значении исследовательской деятельности для собственного личностного развития свидетельствуют следующие результаты анкетирования учащихся школы: на вопрос “что я ожидал и что получил от проектно-исследовательской деятельности” ребята ответили:
- полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и несомненно повлияют на выбор профессии (52% респондентов);
- работа над исследованием помогла моей самореализации (34%);
- в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми –исследователями, учеными, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях (13%);
- в процессе научного исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать (43%).
Исследовательская деятельность учащихся, цель которой – влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка – создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.
Закончить я хочу словами В.А.Сухомлинского: “Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества”. [5] И мы, вслед за В.А.Сухомлинским, не уставали удивляться нашим ребятам: как быстро они менялись, становясь исследователями, как по-новому открывались нам своими, прежде не замечаемыми нами, талантами, как уверенно и красиво говорили, как преображались внутренне и внешне.
Библиографические ссылки:
- Савенков А.И Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.,2003. С.10-1
- Выготский Л.С. Проблема обучения и творческого развития в школьном возрасте // Избран, психол. исследования. М., 1982. Т.1. С.24
- Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. М.,2004. №4. С. 83-84.
- Вединеева Н.А. Развитие научно-исследовательской деятельности учителя и учащегося в школьной практике // Оренбург, 2004. №3. С.6-7.
- Сухомлинский В.А Павлышская средняя школа. М., 1979. с. 106.