Конспект урока географии в 10-м классе по теме "Китай"

Разделы: География


Цели и задачи урока:

  • продолжить формирование представлений об особенностях географии и экономики крупнейших стран мира;
  • сформировать представление о роли Китая в истории мировой цивилизации и экономики;
  • рассмотреть факторы и причины, определяющие важнейшие экономико-географические особенности Китая;
  • в ходе практической работы рассмотреть важнейшие демографические проблемы Китая;
  • проанализировать экономику Китая и её особенности – структуру, уровень развития, географию, направления развития;
  • продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.

Учебно-наглядный комплекс: учебник “Экономическая и социальная география мира” (Максаковский В.П., изд. “Просвещение”, 2004), карты: политическая Азии, компьютер, медиапроектор, экран, электронный учебник “Экономическая и социальная география мира” (Образовательная коллекция ! С) презентация урока (Microsoft Power Point)

Структура урока

  1. Организационный момент.
  2. Общие сведения о стране, ЭГП и ПГП.
  3. Состав территории, форма административно-территориального деления и правления.
  4. Население Китая: демографические особенности; национальный и религиозный состав; язык и письменность; самостоятельная практическая работа “Характеристика населения Китая” по тексту учебника.
  5. Экономика Китая: промышленность, сельское хозяйство.
  6. Внешнеторговые связи.
  7. Китая страна древней культуры.
  8. Закрепление материала, задание “Расшифруй карту”.

Ход урока

1. Организационный момент

Учащиеся настраиваются на урок, учитель объявляет тему и форму проведения урока, знакомит с планом урока.

2. Общие сведения о стране, ЭГП и ПГП.

Учитель: Китай… Древняя и немного загадочная страна…

Пять тысяч лет китайской цивилизации, и всего 55 лет Китайской Народной Республике,

рожденной революцией. Какой же сегодня Китай?

Общие сведения о стране: (слайд 1 Приложение)

  • Площадь - 9561 тыс.кв.км (3 место)
  • Численность населения-1500 млн. человек (1 место)
  • Столица - Пекин

Знакомство с текстом учебника: стр. 235 п.1.

Состав территории, форма административно-территориального деления и правления.

Слайд 2, 3 - Форма правления и административно-территориальное устройство Китайской Народной Республики

3. Знакомство с текстом учебника: стр. 235 п.1

Учитель: Для сравнения численности населения китайских провинций и европейских стран приведу пример: “Провинции Хенань, Шадунь и Сычуань по численности жителей (соответственно 92, 87 и 84 млн. человек) превосходят самую большую по числу жителей страну Европы – Германию. А в провинциях Хебей, Цзянсу, Аньхой, Хубей, Хунань, Гуадун численность населения больше, чем во Франции, Великобритании или Италии).

Прочтём пример (18) в тексте учебника на стр. 261, также отражающий особенности численности населения китайских провинций.

Население Китая: демографические особенности; национальный и религиозный состав; язык и письменность; самостоятельная практическая работа “Характеристика населения Китая” по тексту учебника.

Слайд 4, 5 - Особенности языка и письменности населения Китая (Приложение)

  • Самоназвание – “хань”
  • 2/5 – молодёжь
  • В языке 7 основных диалектов
  • Единая иероглифическая письменность – “путунхуа” (“общепонятный язык”)
  • Количество чёрточек в иероглифе может доходить до 30
  • Каждый иероглиф произносится определённым тоном (“ма” - мама; конопля; лошадь; ругать)
  • По этническому составу большинство населения – китайцы .
  • Национальных меньшинств - 6%- 80 млн. человек
  • Неграмотных в стране - 250 млн.
  • Китайская иероглифическая письменность – 50 тыс. знаков
  • Оканчивая начальную школу ребёнок должен знать – 3,5 тыс.знаков

Учитель: Ваша задача охарактеризовать население Китая по указанным пунктам плана и источникам информации (слайд 6 Приложение).

Практическая работа “Характеристика населения Китая”

Пункт плана
  • Численность населения
  • Тип воспроизводства
  • Демографическая политика
  • Возрастной и половой состав
  • Обеспеченность трудовыми ресурсами
  • Коэффициент урбанизации
  • Главные города и агломерации
  • Общий вывод и перспективы
Источник данных
  • Форзац, текст стр.235
  • Стр. 63
  • Стр.64
  • Стр. 63, 66-67
  • Стр. 63
  • Стр.77
  • Стр.76
  • Самостоятельно

5. Экономика Китая: промышленность, сельское хозяйство.

Учитель: Современный Китай - мощная индустриально-аграрная страна, занимающая важные позиции в мировом хозяйстве. Ныне Китай образует третий по мощи центр мирового хозяйства. Китай занимает 1 место в мире по производству 26 видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Пречислм их – стр.262 п.(19) учебника.

Слайд 7 (Приложение)

1 место - по добыче угля и железной руды, выплавке стали,выпуску хлопчатобумажных тканей, телевизоров, радиоприемников, валовому сбору зерновых.

2 место - по производству электроэнергии, химических удобрений, синтетических материалов и т.д.

Учитель: По диаграмме на слайде охарактеризуйте структуру занятости по отраслям экономик Китая

Слайд 8 (Приложение)

Характеристика тяжёлой промышленности по предложенной схеме

Учитель: (рассказ по слайду 8 и карте добывающей промышленности и энергетики Китая) электронного учебника для 10 класса (1С): Основу ТЭК Китая образует угольная промышленность сосредоточенная на севере страны, крупнейший бассейн Датунский. Нефть Китая рассредоточена по территории, главное месторождение (Дацин - 1/3 добычи. Производство электроэнергии на 4/5 базируется на ТЭС; главные каскады ГЭС сооружены на Янцзыи и Хуанхэ; сооружены первые АЭС. Металлургия в основном представлена комбинатами полного цикла, крупнейший из которых Аньшанский. В машиностроении преобладают универсальные предприятия, а также производство бытовой техники.

На основе текста учебника кратко охарактеризуйте химическую и лёгкую промышленность Китая.

Слайд 9 (примерные ответы) (Приложение)

  • Химическая промышленность (производство удобрений, бытовой химии, фармацевтика)
  • Текстильная промышленность- главная отрасль лёгкой промышленности Китая

Учитель: Выполните задание, указанное на слайде, чтобы охарактеризовать территориальную структуру хозяйства Китая

Экономические зоны Китая

По рис. 65 стр.237 учебника охарактеризуйте распределение населения и промышленности по экономическим зонам.

Учитель: Значительную роль в экономике Китая играет сельское хозяйство, в котором занято около 450 млн. человек. На слайде (10) представлена краткая характеристика сельского хозяйства Китая.

Главные земледельческие районы:

“Жёлтый Китай” - выращивание пшеницы, кукурузы

“Зелёный Китай” - посевы риса, чайные плантации.

Учитель: прочтите примеры, приведённые в учебнике на стр. 239

Учитель: Я хочу Вас познакомить с китайскими наставлениями о чае Сюй Цзэшу:

Время для пития чая

Чай можно пить в такое время: 

  • когда ты празден; 
  • когда слушаешь скучные стихи; 
  • когда мысли спутаны; 
  • когда отбиваешь такт, слушая песню; 
  • когда музыка умолкает; 
  • когда живешь в уединении; 
  • когда живешь жизнью ученого мужа; 
  • когда беседуешь поздно ночью; 
  • когда занимаешься учеными изысканиями днем; 
  • в брачных покоях; 
  • принимая у себя ученого мужа или воспитанных певичек; 
  • когда посещаешь друга, возвратившегося из дальних странствий; 
  • в хорошую погоду; 
  • в сумерки дня; 
  • когда созерцаешь лодки, скользящие по каналу; 
  • среди раскидистых деревьев и бамбуков; 
  • когда распускаются цветы; 
  • в жаркий день, у зарослей лотоса; 
  • возжигая благовония во дворе; 
  • когда младшие покинули комнату; 
  • когда посещаешь уединенный храм; 
  • когда созерцаешь потоки и камни, составляющие живописную картину

Характеристика карты сельскохозяйственных районов Китая электронного учебника для 10 класса (1С).

6. Внешнеторговые связи.

Слайд 12 – Главные внешнеэкономические партнёры Китая – Япония, США, Россия.

7. Китай - страна древней культуры.

Учитель: Китай не только не только мощная индустриально-аграрная страна, но и прежде всего страна древней культуры.

Слайд 13 – достижения культуры Китая. (Приложение)

Учитель: посмотрите на фотографию (слайд 14 (Приложение)), на мой взгляд автор фотографии хотел показать, что Китай страна крайне разносторонняя, сочетающая и мощную промышленность и богатое культурное наследие.

Закрепление материала, задание “Расшифруй карту”

Учитель: что нового вы узнали сегодня на уроке?

Слайд 15 – задание расшифруй карту: (Приложение)