Цели и задачи урока:
- продолжить формирование представлений об особенностях географии и экономики крупнейших стран мира;
- сформировать представление о роли Китая в истории мировой цивилизации и экономики;
- рассмотреть факторы и причины, определяющие важнейшие экономико-географические особенности Китая;
- в ходе практической работы рассмотреть важнейшие демографические проблемы Китая;
- проанализировать экономику Китая и её особенности – структуру, уровень развития, географию, направления развития;
- продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.
Учебно-наглядный комплекс: учебник “Экономическая и социальная география мира” (Максаковский В.П., изд. “Просвещение”, 2004), карты: политическая Азии, компьютер, медиапроектор, экран, электронный учебник “Экономическая и социальная география мира” (Образовательная коллекция ! С) презентация урока (Microsoft Power Point)
Структура урока
- Организационный момент.
- Общие сведения о стране, ЭГП и ПГП.
- Состав территории, форма административно-территориального деления и правления.
- Население Китая: демографические особенности; национальный и религиозный состав; язык и письменность; самостоятельная практическая работа “Характеристика населения Китая” по тексту учебника.
- Экономика Китая: промышленность, сельское хозяйство.
- Внешнеторговые связи.
- Китая страна древней культуры.
- Закрепление материала, задание “Расшифруй карту”.
Ход урока
1. Организационный момент
Учащиеся настраиваются на урок, учитель объявляет тему и форму проведения урока, знакомит с планом урока.
2. Общие сведения о стране, ЭГП и ПГП.
Учитель: Китай… Древняя и немного загадочная страна…
Пять тысяч лет китайской цивилизации, и всего 55 лет Китайской Народной Республике,
рожденной революцией. Какой же сегодня Китай?
Общие сведения о стране: (слайд 1 Приложение)
- Площадь - 9561 тыс.кв.км (3 место)
- Численность населения-1500 млн. человек (1 место)
- Столица - Пекин
Знакомство с текстом учебника: стр. 235 п.1.
Состав территории, форма административно-территориального деления и правления.
Слайд 2, 3 - Форма правления и административно-территориальное устройство Китайской Народной Республики
3. Знакомство с текстом учебника: стр. 235 п.1
Учитель: Для сравнения численности населения китайских провинций и европейских стран приведу пример: “Провинции Хенань, Шадунь и Сычуань по численности жителей (соответственно 92, 87 и 84 млн. человек) превосходят самую большую по числу жителей страну Европы – Германию. А в провинциях Хебей, Цзянсу, Аньхой, Хубей, Хунань, Гуадун численность населения больше, чем во Франции, Великобритании или Италии).
Прочтём пример (18) в тексте учебника на стр. 261, также отражающий особенности численности населения китайских провинций.
Население Китая: демографические особенности; национальный и религиозный состав; язык и письменность; самостоятельная практическая работа “Характеристика населения Китая” по тексту учебника.
Слайд 4, 5 - Особенности языка и письменности населения Китая (Приложение)
- Самоназвание – “хань”
- 2/5 – молодёжь
- В языке 7 основных диалектов
- Единая иероглифическая письменность – “путунхуа” (“общепонятный язык”)
- Количество чёрточек в иероглифе может доходить до 30
- Каждый иероглиф произносится определённым тоном (“ма” - мама; конопля; лошадь; ругать)
- По этническому составу большинство населения – китайцы .
- Национальных меньшинств - 6%- 80 млн. человек
- Неграмотных в стране - 250 млн.
- Китайская иероглифическая письменность – 50 тыс. знаков
- Оканчивая начальную школу ребёнок должен знать – 3,5 тыс.знаков
Учитель: Ваша задача охарактеризовать население Китая по указанным пунктам плана и источникам информации (слайд 6 Приложение).
Практическая работа “Характеристика населения Китая”
Пункт плана
|
Источник данных
|
5. Экономика Китая: промышленность, сельское хозяйство.
Учитель: Современный Китай - мощная индустриально-аграрная страна, занимающая важные позиции в мировом хозяйстве. Ныне Китай образует третий по мощи центр мирового хозяйства. Китай занимает 1 место в мире по производству 26 видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Пречислм их – стр.262 п.(19) учебника.
Слайд 7 (Приложение)
1 место - по добыче угля и железной руды, выплавке стали,выпуску хлопчатобумажных тканей, телевизоров, радиоприемников, валовому сбору зерновых.
2 место - по производству электроэнергии, химических удобрений, синтетических материалов и т.д.
Учитель: По диаграмме на слайде охарактеризуйте структуру занятости по отраслям экономик Китая
Слайд 8 (Приложение)
Характеристика тяжёлой промышленности по предложенной схеме
Учитель: (рассказ по слайду 8 и карте добывающей промышленности и энергетики Китая) электронного учебника для 10 класса (1С): Основу ТЭК Китая образует угольная промышленность сосредоточенная на севере страны, крупнейший бассейн Датунский. Нефть Китая рассредоточена по территории, главное месторождение (Дацин - 1/3 добычи. Производство электроэнергии на 4/5 базируется на ТЭС; главные каскады ГЭС сооружены на Янцзыи и Хуанхэ; сооружены первые АЭС. Металлургия в основном представлена комбинатами полного цикла, крупнейший из которых Аньшанский. В машиностроении преобладают универсальные предприятия, а также производство бытовой техники.
На основе текста учебника кратко охарактеризуйте химическую и лёгкую промышленность Китая.
Слайд 9 (примерные ответы) (Приложение)
- Химическая промышленность (производство удобрений, бытовой химии, фармацевтика)
- Текстильная промышленность- главная отрасль лёгкой промышленности Китая
Учитель: Выполните задание, указанное на слайде, чтобы охарактеризовать территориальную структуру хозяйства Китая
Экономические зоны Китая
По рис. 65 стр.237 учебника охарактеризуйте распределение населения и промышленности по экономическим зонам.
Учитель: Значительную роль в экономике Китая играет сельское хозяйство, в котором занято около 450 млн. человек. На слайде (10) представлена краткая характеристика сельского хозяйства Китая.
Главные земледельческие районы:
“Жёлтый Китай” - выращивание пшеницы, кукурузы
“Зелёный Китай” - посевы риса, чайные плантации.
Учитель: прочтите примеры, приведённые в учебнике на стр. 239
Учитель: Я хочу Вас познакомить с китайскими наставлениями о чае Сюй Цзэшу:
Время для пития чая
Чай можно пить в такое время:
- когда ты празден;
- когда слушаешь скучные стихи;
- когда мысли спутаны;
- когда отбиваешь такт, слушая песню;
- когда музыка умолкает;
- когда живешь в уединении;
- когда живешь жизнью ученого мужа;
- когда беседуешь поздно ночью;
- когда занимаешься учеными изысканиями днем;
- в брачных покоях;
- принимая у себя ученого мужа или воспитанных певичек;
- когда посещаешь друга, возвратившегося из дальних странствий;
- в хорошую погоду;
- в сумерки дня;
- когда созерцаешь лодки, скользящие по каналу;
- среди раскидистых деревьев и бамбуков;
- когда распускаются цветы;
- в жаркий день, у зарослей лотоса;
- возжигая благовония во дворе;
- когда младшие покинули комнату;
- когда посещаешь уединенный храм;
- когда созерцаешь потоки и камни, составляющие живописную картину
Характеристика карты сельскохозяйственных районов Китая электронного учебника для 10 класса (1С).
6. Внешнеторговые связи.
Слайд 12 – Главные внешнеэкономические партнёры Китая – Япония, США, Россия.
7. Китай - страна древней культуры.
Учитель: Китай не только не только мощная индустриально-аграрная страна, но и прежде всего страна древней культуры.
Слайд 13 – достижения культуры Китая. (Приложение)
Учитель: посмотрите на фотографию (слайд 14 (Приложение)), на мой взгляд автор фотографии хотел показать, что Китай страна крайне разносторонняя, сочетающая и мощную промышленность и богатое культурное наследие.
Закрепление материала, задание “Расшифруй карту”
Учитель: что нового вы узнали сегодня на уроке?
Слайд 15 – задание расшифруй карту: (Приложение)