Урок обучения грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: Звуки [с], [с,]; буква С с (закрепление изученного).

Цели:

  • закрепить знания учащихся о согласных звуках [с], [с,], буквах С с;

  • развивать связную устную речь; творческую фантазию, эмоциональность восприятия.

Оборудование урока:

  • плакат с чистоговоркой

  • листы, карандаши (по числу учащихся)

  • предметные картинки, в названии которых есть звуки [с], [с,]

  • “солнышко”, на лучах которого написаны слова – качества людей

Ход урока

  1. Организационный момент. Настрой на урок.
  2. Работа по теме урока. На доске чистоговорка, которую дети читают хором:

Са-са-са – прилетела к нам оса.
Сы-сы-сы – есть полоски у осы.
Сы-сы-сы – хоботок есть и усы.
Су-су-су – попросили мы осу:
– Са-са-са – улетай от нас, оса!

Учитель: Кто самый внимательный? Какой звук чаще всего произносили в чистоговорке? (звук [с]).

Учитель: Давайте произнесем звук [с]. Положите ладонь на горло, произнесите этот звук. Горло не дрожит. Губы улыбаются, широкий язык лежит за нижними зубами, воздух выходит струйкой в щель.

Учитель: Что вы можете сказать об этом звуке? (звук согласный, глухой, твердый).

Учитель: Всегда ли он твёрдый?

Учитель: А это его друзья, гласные буквы. Как вы думаете, почему я их так распределила? (справа гласные а, у, ы, о; слева – и). ( с гласными а,у, ы звук произносится твердо, а с и - мягко).

3. Учитель: Посмотрите внимательно на картинки, расположенные на доске. Выберите те, в названии которых есть звуки [с],[[с,].

4. Учитель: Вы уже знаете, что звуки [с],[с,] обозначаются буквой “С”.

На что похожа буква “С”? (дети прикрепляют на доску приготовленные дома рисунки и рассказывают, на что похожа, по их мнению, буква [C]).

Рисунок 1

5. Учитель: А вот мне кажется, что буква “С” еще похожа на солнце (показываю свой рисунок). Я вам хочу прочитать легенду о Солнце.

Однажды, в древние времена, обратился Бог к звёздам, своим детям:

– Задумал я сотворить Матушку – Землю прекрасную и посеять на ней семена жизни. Кто из вас хочет быть отцом для жизни на земле? Кто готов отдавать ей своё тепло и свет?”

Многие Звёзды просились. Но Бог сам выбрал самую лучшую звезду и назвал её Солнцем.

Потом надо было Матушку-Землю приодеть. Посеял Бог на земле семена жизни в первый раз. Улыбнулось солнышко, и выросли на земле деревья, цветы, плоды разные.

Посеял Бог на земле семена жизни во второй раз. Послало Солнышко свои лучи на землю, чтобы согрели они семена, погладили, приголубили, и выросли из этих семян птицы и звери разные.

Посеял Бог на земле семена в третий раз. Проникли солнечные лучи прямо в сердцевину семян жизни, наполнили их светом, и выросли из этих семян разные народы и племена.

С тех пор так и повелось: улыбнется солнышко – зазеленеют деревья, расцветут цветы; приголубит Солнышко землю – выводят звери детёнышей, птицы – птенцов; наполнится солнечным светом сердце человека – становится он Солнцу подобен, тепло и светло от него людям.

Учитель: Какую роль, по вашему мнению, Солнце играет в жизни растений, животных, людей? (оно дарит свет и тепло: под солнышком все растет: и люди, и растения, и животные)

Учитель: Мое солнце необычное. Пусть каждый из вас подойдет и возьмет себе один солнечный лучик (дети подходят, отрывают лучики, на них с обратной стороны написаны слова: добрый, скромный, весёлый, добродушный, трудолюбивый, смелый, радостный, умный, щедрый, благодарный, честный, здоровый). Что это за слова? (Это качества людей). А вам нравятся люди, которые имеют такие добродетели?

Учитель: Представьте, что вы попали в страну Солнца, где растут солнечные цветы и деревья, живут солнечные люди и звери. Закройте глаза, подумайте, что бы вам хотелось изобразить. Нарисуйте эту страну.

Дети под музыку рисуют.

Учитель. Солнцу очень хотелось, чтобы все жители вашей солнечной страны обладали такими и другими хорошими человеческими качествами.

7. Домашнее задание:

Учитель. А дома вы придумаете сказку о своей Солнечной стране и ее замечательных жителях.

Рисунок 2