I. Введение. Актуальность экологического воспитания.
Я выбрала это направление в своей работе потому, что тема актуальна, проблематична и требует многих усилий, чтобы получить положительный результат.
Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая, самая прекрасная это – Земля.
Это о ней так тепло, так проникновенно сказала поэтесса Э.Огнецвет:
Она нам не желает ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были к ней добры.
Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил развитие в природе, настолько изменил свою окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека.
На состоявшейся в июне 1992 года Конференции ООП по окружающей среде Россия была названа в группе самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете. Если в недалеком прошлом Россия воспринималась развитыми капиталистическими странами, как источник военной опасности, то в настоящее время она представляет экологическую опасность для мирового сообщества.
Экологическая безопасность – проблема, от решения которой во многом зависит будущее России. Не случайно, поэтому в компетенцию конституционного органа – Совета безопасности входит решение вопроса экологической опасности страны. В нашей области также существует комитет по экологии, есть он и в районных городах. Уже на протяжении 35 лет в России развивается экологическое движение. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники. Большое значение отводится различным социальным институтам: семье, школе, общественным организациям. В 1996 году в Москве прошел семинар, посвященный важнейшим проблемам экологического образования населения России, на котором рассматривалась федеральная целевая программа “Экологическое образование населения России до 2000 года”.
Содержание экологического образования комплексно.
Оно включает идеологические, научные, нравственно-эстетические, правовые, личностно – мировоззренческие и практические аспекты. Экологическое воспитание базируется на нескольких принципах. Это осознание единства системы “природа – общество – человек”, где человек часть природы и его развитие является фактором изменения самой природы.
Это понимание того, что человеческая история есть история народа. Здесь уместно вспомнить слова профессора Преображенского из повести М.А. Булгакова “Собачье сердце”: “Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!”
До тех пор, пока человек не поймет, что он не царь природы, а всего лишь её часть, и что природа жила без Homo sapiens и будет жить, решить нависшую угрозу просто невозможно.
II. Цели и задачи экологического воспитания.
Из постулатов вытекают задачи экологического воспитания:
- овладение основными понятиями и научными фактами о природе, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу;
- воспитание понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека;
- обучение детей правилам общения с природой, познания ее;
- развитие потребностей в общении с природой.
В современной школе наблюдается поворот на формирование такого сознания, особенно это видно на примерах работы с учащимися II-III ступени образования. Это уроки географии, биологии, литературы, истории, химии, ОБЖ, факультативы, кружки, олимпиады, исследовательские работы.
Но именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
В курсе экологии начальной школы можно представить три уровня изучения природы.
1 уровень.
1-2 класс. Объекты природы рассматриваются в отдельности, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможно последующее изучение, но им нельзя ограничиваться.
2 уровень.
2-3 класс. Объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Например: чем питаются те или иные животные, как строятся соответствующие цепи питания, выясняется значение леса или реки и т.д.
3 уровень.
Здесь рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. Например, тема: “Дуб и все вокруг него” – дети узнали о продолжительности жизни дуба, особенностях его листьев, плодов, научились отличать его от других деревьев. Мы познакомились с птицами – сойками, дятлами – это первый уровень, но обратили внимание на то , что названные птицы зимой как раз и кормятся плодами дуба. Кроме того, плоды дуба являются кормом для белок, мышей, кабанов. Выясняя значение дуба для птиц и животных, мы шли на второй уровень. Теперь подумаем, что произойдет, если люди оборвут плоды дуба, хотя бы и с благородной целью – для подкормки животных. Решаем эту проблему: как поступить? Будем заготовлять желуди на корм для животных или оставим их на деревьях. Это третий уровень.
Три уровня изучения природы – как три строчки с тремя ударениями.в стихотворении. Разорвать её нельзя, но все три ударения надо при чтении сделать обязательно иначе смысл стиха потеряется.
III. Возможности школы в формировании экологической культуры.
Я работаю в Ильинской средней школе Городецкого района. Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Природные компоненты являются обязательной частью среды жизни детей.
Почему именно сельская среда обладает особой силой воздействия на становление экологической культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека?
Дело в том, что сельские жители каждодневно испытывают на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающие населенные пункты, природные экосистемы: луг, лес, озеро, река, болото. Эстетическая выразительность этих компонентов сельского ландшафта привлекает внимание детей с раннего возраста. При этом у младших школьников формируются правильные представления о структурной мозаичности окружающей среды. Педагогический потенциал сельской среды не исчерпывается лишь её эстетической привлекательностью. Для сельских школьников не составляет труда описать или отметить в зарисовке специфику состояния или изменения (например, сезонного) экосистем, которые образуют естественное окружение жителей села. Эта особенность свидетельствует о сформированности в сознании учащихся чувственного образа объектов окружающей действительности.
Большие возможности для экологического воспитания имеет наша школа. В коридорах и кабинетах школы очень много комнатных растений. Дети знают, что растения не только создают уют в школе и украшают её, но и очищают воздух. Учителя и воспитатели учат ребят ухаживать за растениями, разводить их. В школе регулярно проводятся конкурсы на самый уютный кабинет, где учитывается чистота, порядок, наличие комнатных растений и их разнообразие. Зелени много не только внутри школы, но и вокруг неё. Прекрасные клумбы цветут летом и осенью у входа в школу. За школой раскинулся большой яблоневый сад, а вокруг неё стройными рядами растут березы, липы, сосны, ясени, ели, различные кустарники.
Но наши дети умеют выращивать не только комнатные растения. Школа имеет 15 гектаров земли, где выращивает овощи. У звена начальной школы 40 соток земли. Весной на уроках труда и часах труда в ГПД дети сеют и сажают, летом каждый ребенок работает 5 дней, ухаживая за растениями, а осенью все вместе убирают урожай. Ребята под руководством учителей и воспитателей выращивают овощи для школьной столовой, проводят опыты с целью получения наибольшего урожая.
До 1995 года школа занималась также разведением нутрий. Ребята ухаживали за животными: чистили клетки, раздавали корм, который выращивали сами. Но в связи с экономическим состоянием от зверофермы пришлось отказаться. Сейчас же решается вопрос об устройстве в школе “живого уголка”, где будут обитать питомцы наших учеников, готовых принести их из дома. Само расположение нашей школы тоже позволяет заниматься проблемами экологии. Есть как положительные, так и отрицательные примеры.
Поселок Ильинский хотя и молодой, но уже довольно озеленен. Жители следят, чтобы он выглядел красиво и чисто. Находится он на реке Ильинке, неподалеку от слияния рек Узолы и Волги. В поселке есть свои очистные сооружения, поэтому имеется возможность наблюдать и изучать проблему чистоты рек. Есть в наших краях и торфяные болота. Большое количество полей находится вокруг поселка, а это значит мы можем наблюдать за состоянием почвы. И, наконец, воздух.
Всего в нескольких километрах от Ильинского расположен город Балахна, со своими заводами и фабриками, который преподносит жителям поселка “подарочки”.
Большое внимание экологическому воспитанию уделяется в нашей школе. Это и трудовая вахта, и неделя экологии, насыщенная различными мероприятиями на экологическую тему (конкурсы плакатов и рисунков, игры “Робинзоны”, “Зов джунглей”, неделя птиц с развешиванием скворечников и другое). Летом детей младшего школьного возраста принимает лагерь с экологическим уклоном. Работа кружка “Юный эколог”, в котором свои занятия я строю в форме интеллектуально – познавательных игр и конкурсов. На них звучит музыка, дети исполняют песни, рисуют, изготавливают поделки, сочиняют сказки, читают стихи.
IV. Использование различных форм и методов воспитания экологической культуры.
Для каждого педагога очевидно, что эффективность экологического воспитания возрастает при широком использовании разнообразных форм активизации познавательной деятельности учащихся как на уроках, так и во внеклассной работе.
Учащиеся младшего дошкольного возраста претерпевают заметные изменения, связанные с процессом естественного развития психического мира ребенка, развития происходящего под влиянием условий его жизни и воспитания.
Возрастные особенности определяются сочетанием внутренних условий развития, т.е. определенным уровнем развития психических процессов, свойств личности (память, мышление, чувства, внимание, воля, мотивация) и внешних условий жизни, содержанием форм деятельности детей, их окружением.
Младшим школьникам свойственна внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь учителю, воспитателю. Поэтому учитель должен быть примером экологической культуры сам и ставить в пример ребят, которые любят природу, животных, у которых получается то, что предлагает сделать педагог.
В воспитательной работе необходимо учитывать конкретность детского мышления, что связано с ситуативностью в применении детьми правил поведения и требованиям учителя. Представления, а не понятия являются еще господствующей формой мышления. Конкретные представления, отражающие те или иные стороны предметов и явлений, служат основой для формирования обобщенных представлений, понятий. Нерасчлененные, очень общие понятия также обогащаются, дифференцируются, наполняясь конкретным содержанием. Особенности детей младшего возраста проявляются в неустойчивости их внимания, подвижности, эмоциональности. Неустойчивость внимания, связана со слабым развитием умения произвольно подчинять свои действия не внешним обстоятельствам, влияниям, воздействиям, а внутренним целям, задачам, которые ставит перед ребенком учитель и которые должны стать внутренними задачами ученика. У детей младшего школьного возраста внимание более устойчиво при выполнении внешних, а не умственных действий. Поэтому воспитатель должен чередовать умственную деятельность с рисованием, с изготовлением поделок, разгадыванием загадок, ребусов, кроссвордов. Подвижность, характерная для ребенка младшего школьного возраста, также обычно связана со слабым развитием волевых действий. Ребенок, испытывая естественную потребность в движении, в деятельности не умеет длительное время сохранять одну и ту же позу, заниматься одним и тем же делом. Ему еще трудно преодолеть свое желание подвигаться, сменить деятельность. Поэтому необходимо давать детям возможность организованно подвигаться, проводя подвижные игры, соревнования, физкультминутки.
Эмоциональность, свойственная младшим школьникам, выражается в их легкой возбудимости, потребности в слух высказаться о своих переживания, поделиться впечатлениями. Задача педагога состоит в том, чтобы направить естественное желание детей – для решения поставленной задачи.
Необходимо помнить о том, что хорошей эмоциональной разрядкой для ребенка является игра. “Игра – это жизненная лаборатория” (Т.С.Шацкий). В процессе игры дети овладевают многими умениями и навыками, здесь иногда получается то, что не получалось в учебной деятельности. Поэтому уроки и занятия в кружке стараюсь строить в форме интеллектуально – познавательных игр, конкурсов, с использованием музыки и танцев.
Любознательность, свойственная любому детскому возрасту, у младших дошкольников, получает развитие в связи с началом систематического обучения. Младшие школьники не удовлетворяются любым ответом на свой вопрос, ответ влечет за собой целую цепь новых вопросов. Значит, уроки и занятия в кружке я строю в форме “Вопрос – ответ”, в форме бесед, дискуссий, пресс-конференций.
V. Практическая деятельность детей.
Работу по воспитанию экологической культуры я провожу на уроках природоведения, математики, русского языка, рисования и чтения. Кроме уроков веду уже четвертый год кружок “Юный эколог”, провожу его один раз в неделю. Все занятия можно подразделить на три направления.
1. Земля – наш дом родной.
Здесь содержание всех тем наполнено единой мыслью: человек, животные, птицы, растению имеют много общего, имеют единые корни происхождения и единый дом – планету Земля.
2. Если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно.
Занятия подчинены изучению взаимосвязей, причинности и следствий в природе. Ребенок должен понять, что в окружающем мире нет ничего лишнего и ненужного, осознать, что человек не имеет право грубо перекраивать природу по своему желанию.
3. Без нас природа проживет, а мы без неё – нет.
Здесь необходимо показать ценность и значимость природы для человека.
К первому блоку можно отнести следующие проведенные мероприятия.
Чистое утро.
Это подарок ребят своей планете. Они выходят на уборку выбранной заранее территории школы, в своем селе, классе.
Давай поиграем.
Здесь разговор идет о необходимости игр для развития человека, а также многих животных, птиц. Ребята играют в любимые подвижные игры, знакомятся с новыми. Проводятся эстафеты: “Зоологические забеги”, “Зов джунглей”.
Я и моя семья.
Здесь раскрывается роль родителей для ребенка и для детенышей животных.
Именная книга.
Это составление своеобразной копилка кличек, которыми люди называют своих питомцев. Дети рассказывают о своих любимцах, пишут о них рассказы, пробуют сочинять стихи, делают поделки.
Добрая зима.
Ребята с осени начинают заботиться о птицах, с этой целью мы собираем семена растений, плоды кустарников, мастерим и развешиваем кормушки. Дети с желанием и интересом подкармливают пернатых друзей.
“Не плачь, береза”
В ходе этой операции устанавливается наблюдение за школьным участком. Обнаруженные на стволах березы раны ребята замазывают глиной, пластилином.
Капелька
Занятие направленно на сбережение чистой воды. К этому блоку можно отнести чтение книг, просмотр диафильмов о животных и растениях, оформление выставок.
Приведу примеры занятий, проводимые по второму блоку:
Возвращенный лес
Ребята приняли участие в сборе макулатуры и в соревновании заняли первое место среди начальных классов.
“Жалобная книга природы”
Проводится экскурсия в природу с целью наблюдения за состоянием окружающей среды, а потом дети составляют жалобы от имени животных и растений. После чего проводится обсуждение поступивших жалоб и выносится решение: чем и как можно помочь природе.
Разведка прекрасного и удивительного.
Проводится экскурсия в природу с целью: открыть для себя, как можно больше прекрасного и удивительного. У каждого ребенка есть своё дерево, с которым он может поговорить. Общение с природой прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Кто глух к природе в детстве и не открыл для себя её красоты, кого не научили заботиться о животном, как о более слабом существе, у того потом трудно разбудить человеческую доброту.
Коллекция увиденных животных.
Дети по группам составляют альбом о животных, которых они знают. Находят о них стихи, пишут сочинения, рисуют.
Березка без слез.
Детей знакомят с разнообразием видов берез, о том как она вошла в название городов, рек, деревень. Звучат стихи и песни о березе. Говорят о том, как защитить березку от нерадивого любителя березового сока.
Прогноз погоды.
Речь идет о народных приметах. Занятия проводятся для каждого сезона.
Рожденные свободными.
Мы разговариваем о диких животных и почему они гибнут в неволе.
Почему лягушки мокрые?
Возникает необходимость рассказать детям о приспособленности в мире природы и как это помогает выжить.
Красная книга
Дети знакомятся с Красной книгой, узнают историю её создания, составляют “Красную книгу нашего края”.
К третьему блоку можно отнести следующие темы занятий:
Роль цветов. Цветы в литературе и музыке”
Ребята составляют альбомы о цветах, разыскивают стихи и мелодии о цветах. Проводилась игра “Поле чудес” на тему “Цветы” и игра “Цветочная азбука”, дети писали сочинения, изготавливали аппликации.
Лесная аптека.
Знакомство с лекарственными растениями, растениями, произрастающими в нашей местности, встречи со Стобедом, беседы врача – предполагает эта тема.
Дары леса.
Речь на этом занятии идет о грибах, ягодах. Здесь мы также используем загадки, стихи, частушки, составляем свои сказки, изучаем правила поведения в лесу.
Полезные ископаемые
Рассказать о богатствах, хранящихся в недрах нашей Земли, их разнообразии и рациональном использовании.
Где и как отдыхать.
Показать преимущество природы родного края, туристические походы, прогулки по экологической тропе.
Кроме еженедельных занятий кружка, были проведены следующие праздники и игры:
- Новогодний огонек (с экологическим уклоном и искусственной елкой)
- “Собака – верный друг”, “Праздник Барсиков”
- “Папа, мама и я – экологическая семья”
- “Эти забавные животные”
- “Экологический суд”
- “Звездный час” на тему “Природа нашего края”
- праздник “Земля – наш дом родной”
VI. Работа с родителями.
Успех работы педагога в значительной степени зависит от того, насколько ему удается добиться единства воспитательных воздействий с семьями учащихся. Связь школы с семьей очень важна. Ведь именно в семье начинается формирование личности ребенка, начало всех личностных качеств закладывается в семье, которые должны развиваться и возрастать в школе. Поэтому работа с родителями учащихся (педагогическая пропаганда, индивидуальная работа с отдельными семьями, привлечение родителей для оказания помощи классу) является необходимой составной частью учебно – воспитательного процесса школы.
Ведется мною работа с родителями и по экологическому направлению. Это, конечно же, родительские собрания, совместные праздники, экскурсии. На одном из собраний родителям была предложна анкета / см. приложение/.
Мы рекомендуем: во время прогулок в лес, на реку, больше объясняйте, рассказывайте детям о том, как бережно надо относиться к природе. Читайте детскую художественную литературу, смотрите и обсуждайте телевизионные передачи о природе. Будьте для своих детей образцом, достойным подражания.
Вот некоторые ответы родителей:
- Считаю, что с дошкольного возраста надо воспитывать у детей бережное отношение к природе. Это повлечет за собой бережное отношение не только к природе, но и ко всему остальному;
- Сережа помогает нам на огороде, он с удовольствием поливает, пропалывает, рыхлит грядки с овощами. Любит животных.
- У нас дома очень много комнатных растений. Ира знает их названия и правила ухода за ними. Уход за растениями – это её постоянное поручение.
- По мере возможности внушаем детям, как больно растениям, деревьям, когда их обрывают. Как не красиво на лугу, когда сорваны цветы и случается… наши дети нас одергивают.
И если дети делают замечания взрослым за их подчас неправильное поведение в природе, значит главная цель воспитания достигнута.
Еще на одном из родительских собраний был прочитан доклад “Экология души” /см. приложение/.
Очень интересно прошла игра “Папа, мама и я – экологическая семья”. Участники и зрители её не только отдохнули, пообщались друг с другом, но и узнали много интересного. Ответы детей и их родителей прекрасно дополняли друг друга. Победителями игры стала семья Семенычевых. Помогли родители и в оформлении экологического уголка класса.
VII. Заключение.
Я предполагаю, что моя работа по экологическому воспитанию будет способствовать формированию:
- экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды;
- знаний основных принципов построения и существования природных биоценозов;
- интереса к исследовательской деятельности, стремления к здоровому образу жизни.
Считаю необходимым продолжать эту работу и в будущем.
Литература.
- Ашиков В.И., Ашикова С.Г. “Семицветик” – программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей. Москва. 2001 год.
- Богданова О.С., Петрова В.И. “Методика воспитательной работы в начальных классах”. Москва “Просвещение” 1980 год
- Гурвич Л.Б. “Работа воспитателя в группе продленного дня” Москва “Просвещение” 1982 год
- Журнал “Библиотека” №9 и № 10 – 1999 год
- Журнал “Начальная школа” №5 – 1991 год, №9 – 1993 год, №6 – 1994 год, №5 – 1995 год, №4 – 1996 год, №4 – 1997 год, №6 – 1998 год.
- Журнал “Классный руководитель” №5 – 1999 год, №6 – 1999 год.
- Журнал “Проблемы школьного воспитания” №2 – 1999 год.
- Журнал “Читаем, учимся, играем” №3 – 1994 год.
- Капрова И.А. “Азбука нравственного воспитания” Москва “Просвещение” 1979 год.
- Методические рекомендации “Воспитывать заботу о природе с детства” Горький – 1979 год.
- “Праздники в начальной школе” Волгоград – 1999 год.
- Потапова Л.М. “Детям о природе”, “Экология в играх для детей 5 – 10 лет” Ярославль 2000 год.
- Соловейчик М.В. серия “Я иду на урок”, “Природоводение” I и II части . Издательство “Первое сентября” 2002 год.
- Цветкова И.В. “Экология для начальной школы” Ярославль 1997 год.
- “Экологическое воспитание младших школьников” Йошкар – Ола 1999 год.
- Экологический словарь.