Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. Гуманизация образования как путь достижения цели реформ предполагает максимальную персонификацию обучения и воспитания детей.
Процесс воспитания и образования в школе, на мой взгляд, неполноценен без приобщения учащихся к мировой культуре. Хотелось бы верить, что предметы художественно-эстетического цикла когда-нибудь будут играть важную роль в современном образовании.
Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.
Исторически гимназическое образование в России связывается с высоким качеством обучения, прочностью и систематичностью знаний, направленностью обучения на развитие интеллекта, памяти, внимания на воспитание эстетического вкуса. Выпускники гимназий всегда отличались широким кругозором, высоким уровнем грамотности, знанием языков и гуманитарных наук, воспитанностью. Гимназистов специально готовили для поступления в университеты.
Наша гимназия реорганизована из общеобразовательной школы в 1992 году, и с первого года становления приоритетным направлением работы стала научно-исследовательская деятельность учащихся. Постепенно увеличивался процент педагогов и учащихся желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью, расширились рамки представления работ на разные уровни научно-практических конференций.
Сложившийся за многие годы опыт учебно-исследовательской деятельности учащихся стал базой для разработки новых подходов к организации образовательного процесса. Освоение инновационных технологий, направленных на изменение характера образования от усвоения суммы знаний, умений и навыков — к поисковому методу, мотивирует учащихся к самоопределению.
Учебные исследования можно разделить на три вида: предметные, межпредметные и надпредметные.
- Самым распространенным видом учебных исследований является предметное исследование, которое предполагает привлечение знаний для решения какой-либо локальной проблемы из одной образовательной области. Такое исследование направленно на углубление знаний по отдельному предмету.
- Межпредметное исследование направленно на решение проблемы, требующее привлечение знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей. Межпредметное исследование показывает учащимся, что учебные предметы не существуют индивидуально, а взаимодействуют друг с другом. Сложность в работе над таким исследованием заключается в том, что процесс межпредметного исследования требует формирования команды учителей и учащихся, и должно быть обеспеченно единством подходов учителей разных предметов к достижению общей цели.
- Надпредметное исследование предполагает совместную деятельность педагога и ученика, направленное на исследование конкретных личностно-значимых для учащихся проблем. Результаты выполнения такого исследования выходят за рамки учебной программы. Надпредметное исследование выступает средством интеграции школьного образования, дополнительного образования, самообразования, социальной деятельности учащихся и профессионального самоопределения.
Предметные исследования в области искусства, как показывает мой опыт, больше интересны в средней школе. “Изобразительное искусство”, как предмет существует до 7 класса, и решение конкретных, локальных задач интересно и посильно 11-13 летнему ребенку. Свои учебные исследования можно представить на ежегодной городской гуманитарной научно-практической конференции для учащихся 6-8 классов.
Межпредметное исследование возможно как в средней, так и в старшей школе. Несколько лет успешной совместной работы в исследовательской деятельности с педагогом по истории определило решение организовать музей истории школы и предметов школьного быта, который с успехом начал реализовываться с осени 2005 года. Есть уже и первые результаты: работы не только занимают первые места в научно-практических конференциях, но и одна из мультимедийных презентаций ““Кара”+ “таш”. Летопись жизни” размещена на сайте творческих учителей в проекте “Как было и как стало”
Надпредметное исследование более жизнеспособно в старшей школе - это возможность участия в проектировании своего будущего профессионального пути, организация пробы сил в научной и творческой деятельности и ориентирование в социальных, экономических, информационных условиях их развития. А так как каждый год учащиеся гимназии поступают в архитектурные и художественные ВУЗы страны учебные исследования в области культуры и искусства очень актуальны. Работа над научными исследованиями в области культуры с одной стороны, затрудняется, т.к. в старших классах предметов художественно-эстетического цикла уже нет, и оценкой или зачетом ребят не привлечешь. А с другой стороны, взявшись за такую работу, старшеклассник проявляет явный интерес к этой области знаний. Значит, он уже сделал выбор своего дальнейшего профессионального пути, и исследовательская работа позволит ему лишний раз в этом убедиться. Учащемуся предоставляется возможность, ознакомится с профессиональной литературой, пообщаться с архитекторами и художниками, побывать в проектных институтах и художественных мастерских. Исследования в области искусства имеют этап практической работы на местности, в архиве, с населением и др. Зачастую исследования в области искусства и культуры имеют и практические разработки: буклеты, наборы открыток, сайты, брошюры. Все это позволяет учащемуся увидеть целостную картину от идеи и теоретических методов познания до рекомендаций и предложений по практическому применению своих идей, то есть появляется возможность применить науку к определенной области деятельности – в нашем случае к области культуры и искусства.
.Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства. И предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор материала, собственные результаты, анализ и обобщение, выводы.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся в гимназии в области искусства, способствует:
- развитию интереса, расширению и актуализации знаний, как по предметам школьной программы, так и вне программы, развитию представлений о межпредметных связях;
- развитию интеллектуальной и творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
- созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
- освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
- формированию установки на престижность занятий научной деятельностью в области культуры;
- становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, архитекторами и художниками;
- обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (создание сайтов, презентаций, и т.д.);
- формированию развивающей образовательной среды для ребенка;
- профессиональное самоопределение старшеклассников;
- получению предпрофессиональной подготовки;
- содержательной организации свободного времени детей;
- формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся в гимназии часто становится средством интеграции образовательных программ общего среднего и дополнительного образования. Это позволяет объединять преимущества, свойственные образовательным программам этих двух типов. Ориентированность общего среднего образования на выполнение государственного и социального заказа общества на воспроизводство профессионально-кадрового потенциала и направленность дополнительного образования на свободный выбор ребенком и его семьей видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитии познавательной мотивации, способностей и склонностей.
Данный путь интеграции позволяет создать особую развивающую образовательную среду, комфортную как для ребенка, так и для педагога, основанную на взаимодействии в процессе предметной деятельности, реальном авторитете наставника и друга. Положительный результат возможен при возникновении в отношениях между автором и научным руководителем определенного морально-психологического климата. При обоюдном интересе совместная работа становится более ценностна, а также за счет совместного труда создаются условия и для индивидуального проявления, и для удовлетворения духовных потребностей.
Исходя из реальной ситуации, можно выделить следующие приоритетные направления развития учебно-исследовательской деятельности в области культуры в гимназии:
- совершенствование содержания образования на принципах вариативности.
- развитие очно-заочных форм дополнительного образования детей, ориентированных на развитие интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка,
- разработка эффективных тематических и междисциплинарных проектов организации исследовательской деятельности учащихся;
- развитие психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся и педагогов;
С 2005-2006 учебного года веду элективный курс “Технология создания учебно–исследовательской работы” для учащихся 9–ых классов который, включает занятия, направленные на формирование у учащихся теоретических и практических навыков для написания учебно–исследовательской работы. Курс рассчитан на 34 часа.
Исследовательская деятельность, организуемая в образовательном процессе, решает следующие задачи:
Образовательная задача заключается в активизации мыслительной деятельности учащихся и в получении новых знаний.
Воспитательная задача состоит в формировании самостоятельности и умении планировать и организовывать свою деятельность.
Развивающая задача заключается в развитии творческого потенциала учащихся, их познавательных и личностных возможностей.
Исследовать – значит подвергнуть научному познанию.
Исследовательский метод, по мнению И.Я. Лернера, предполагает такую познавательную деятельность учащихся, когда они используют, приемы, соответствующие методам изучаемой науки, в ходе добывания нового знания непосредственно знакомятся с методами исследования. В приобщении учащихся к исследовательской работе открытие известных науке приложений занимает определённое место, и, конечно, здесь не возможно обойтись без овладения определённой суммой знаний, используя обычные приёмы воспроизведения. Обогащение учебно-познавательной деятельности учащихся элементами исследовательской работы предполагает следование этапам научного мышления, поиск учащимися дополнительной информации, сочетание творческой и воспроизводящей деятельности школьника. И только на высшем уровне, когда учащийся в своей работе не ограничивается усвоением новых, предполагаемых учителем знаний, а приносит в этот процесс нечто своё, оригинальное, раскрывает новые стороны изучаемых проблем, использует более широкий круг источников знаний, в этом случае учебная деятельность учащихся основными своими чертами сближается с исследовательской.
Данный курс решает следующие задачи:
- знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности;
- формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
- развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;
- формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;
- развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности
- формирование навыков поиска и соорганизации различных ресурсов, развитие организаторских способностей;
- формирование навыков презентации результатов собственной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. – М., 1985
- Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.,1981.
- Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
- Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск, 1979
- Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974
- Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1986.
- Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. – Минск, 1983.