Конспект итогового урока в 9-м классе по теме "Изготовление декоративных цветов методом гильоширования"

Разделы: Технология


Урок-конкурс: “Дело мастера боится”

Девиз: “Желаем Вам вкусить свое яблоко и насладиться его неповторимой прелестью”

Цели:

  • обобщить ранее полученные знания о методе гильоширования, закрепить умения и навыки в выполнении конкурсной работы, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности;
  • прививать навыки культуры и труда; воспитывать аккуратность и внимательность во время работы, развивать координацию движения рук, развивать эстетический вкус.

Оборудование: Образцы декоративных цветов выполненных методом гильоширования, панно из таких цветов, выжигательные аппараты, швейные ручные принадлежности, рабочие места, оборудованные для работы методом гильоширования, стенд по технике безопасности, шаблоны, ткань или лента капроновая, заготовки для панно, книжка-раскладка с технологической последовательностью выполнения работ методом гильоширования, плакаты для зарисовки техники безопасности.

Ход урока

I. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовить кабинет к уроку-конкурсу: подготовить столы и стулья для команд, оборудованные столы для работы методом гильоширования, оформить школьную доску.

II. Вводный инструктаж

Учитель: Сегодня мы проведем урок-конкурс “Дело мастера боится”. Мы вспомним, как мы умеем работать новым методом гильоширования. Для этого надо разделить группу на две команды, выбрать жюри. Конкурс состоит из четырех туров. В каждом туре будет свое задание, которое будет оцениваться по 5-балльной системе. И так, начинаем!

Труд – это волшебство
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Первым туром нашего конкурса будет “Знаешь ли ты пословицы о труде”

На доске прикреплены ключевые слова пословиц о труде. При ответе необходимо произносить полный текст пословицы.

Вопросы для первой команды:

  1. Пряха – рубаха (Какова пряха, такова и рубаха.)
  2. Дело – потеха (Делу время, а потехе час.)
  3. Терпение – умение (Где терпение, там и умение.)
  4. Язык – дело (Не торопись языком, торопись делом.)
  5. Нитка – швея (Длинная нитка – ленивая швея.)
  6. Труд – перетрут (Терпенье и труд – все перетрут.)

Вопросы для второй команды:

  1. Дело – безделье (Маленькое дело лучше большого безделья.)
  2. Труд – лень (Труд кормит, а лень портит.)
  3. Дело – умело (Каждое дело делай умело.)
  4. Кататься – возить (Любишь кататься, люби и саночки возить.)
  5. Мастер – дело (Каков мастер, таково и дело.)
  6. Труд – пруд (Без труда не вынешь рыбку из пруда.)

Жюри оценивает результаты команд. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Должны все делать сами
Умелыми руками
Сломалась игрушка – сумей починить
А новую сам научись смастерить.
Недаром ребятам смекалка нужна
Во всем и везде помогает она.

Вторым туром нашего конкурса будут вопросы о методе гильоширования.

Для каждой команды будут даны по два вопроса:

Вопросы для первой команды:

1. Что Вы знаете о гильошировании?

(Метод гильоширования – это новейший метод в технологии обработки тканей, то есть сварка тканей из химических волокон с помощью выжигательного аппарата. В основе метода лежит расплав ткани и соединения деталей.)

2. Расскажите последовательность выполнения хризантемы?

(Технологическая последовательность выполнения хризантемы. Для выполнения хризантемы необходимы: одинарные лепестки в количестве 40-70 штук, двойное донышко в виде кружочка; на стекле у каждого лепестка завернуть нижние края сторон к центру придав естественный вид лепесткам и припаять такие лепестки на донышко по кругу, чтобы последние оказались в центре.) см. Рисунок 1

Вопросы для второй команды:

1. Что необходимо для гильоширования?

(Необходимые материалы и инструменты для работы методом гильоширования: выжигательный бытовой аппарат, кусочки легкого и мягкого металла (можно использовать тюбики от зубной пасты) для шаблонов цветов, стеклянные пластинки (с аккуратно обработанными краями), капроновая лента.) см. Рисунок 2

2. Расскажите последовательность выполнения розы?

(Технологическая последовательность выполнения розы. Для выполнения розы необходимо капроновую ленту, сложенную вдвое и шаблонами № 1, № 2, № 3 напаять по 7 штук каждого шаблона лепестки розы и одно двойное донышко. Затем каждому лепестку придать совершенную форму, форму естественных лепестков розы. На донышко по краю припаять лепестки самые крупные, затем чуть меньше и к центру самые маленькие.) см. Рисунок 3

Каждой команде дается время для обдумывания вопросов. Жюри оценивает результаты команд.

Следующий тур “Конкурс плакатов” по технике безопасности, применяемой при работе методом гильоширования. На столах у каждой команды приготовлены бумага, фломастеры. Изобразить схематически правила техники безопасности, применяемой при работе методом гильоширования.

При представлении плакатов разъяснить нарисованное.

Правила по технике безопасности при работе с электроприборами.

  1. Использовать для работы исправный электроприбор.
  2. Работать на специально оборудованном столе, работу выполнять на стекле, имеющим обработанные края.
  3. Помещение, в котором работают должно проветриваться.
  4. При работе с выжигательным аппаратом должен быть перерыв, для того чтобы аппарат не перегревался.

Жюри оценивает плакаты команд.

Всегда найдется дело для умелых рук
Если хорошенько посмотреть вокруг
Одна решила вышить, другая повязать
А третья вдруг решилась
Что-то новое узнать
Всегда найдется дело, которое Вас ждет.

Последним туром нашего конкурса будет выполнение творческой работы. Каждая команда должна собрать панно из трех подсолнухов, умело расположить их в композицию. Работу в команде распределить самостоятельно.

На столах лежат заготовки для панно, серединки для подсолнухов и швейные принадлежности. Необходимо напаять лепестки подсолнухов и листья, и все аккуратно и красиво оформить, соблюдая правила по технике безопасности при работе с электроприбором, с ручными швейными принадлежностями.

III. Подведение итогов урока-конкурса.

Жюри подсчитывает очки за предыдущие туры и оформляет результаты на доске.

Учитель:

Год за годом промелькнет
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога
Будьте первыми в труде,
Белоручек не любят нигде.

Сегодня мы провели конкурс “Дело мастера боится”. Результатами конкурса являются выполненные работы панно с подсолнухами. см. Рисунок 4, см. Рисунок 5

Умея работать методом гильоширования, можно создавать различные композиции декоративных цветов. см. Рисунок 6, см. Рисунок 7, см. Рисунок 8