Урок окружающего мира по теме "Зачем мы ночью спим?" в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Конспект проблемного урока

Концептуальная цель преподаваемого предмета

Развитие стремления к познанию самого себя и окружающего мира – мира единства человека, природы и общества

Аудитория 1“А” класс. В классе 24 человека. Возраст 7-9 лет. Большая часть детей имеет развитый кинестетический канал восприятия, наглядно-образное мышление.

Психосоматический тип: вата - 52%, капха – 48%. Социальные потребности наиболее ярко проявляются у 13 человек, познавательные у 11 человек.

Мотивы: Эмоционально-эстетический мотив имеют 13 человек, интеллектуально-познавательный 11 человек.

Уровни понимания: 50% детей находятся на 2 уровне понимания (о чём? + что?), 41% - на третьем (о чём? + что? + как?), 9% - на 1 уровне понимания.

Дети способны анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Исходя из представленного портрета аудитории, можно сделать вывод, что урок удачнее будет построить в форме проблемно-поискового.

Тема урока Зачем мы спим ночью?
Стратегическая цель Развитие познавательного интереса, умения устанавливать причинно-следственные связи,
Задачи 1. Иметь представление о значении сна в жизни человека;

2. Сформулировать правила подготовки ко сну;

3. Иметь представление о труде людей, работающих ночью.

Проблема Дети имеют поверхностное представление о том, как правильно подготовиться ко сну.
Проблемный вопрос Как правильно подготовиться ко сну?
Варианты решения
  • лечь спать вовремя;
  • выполнить правила гигиены;
  • проветрить комнату;
  • поиграть в тихие игры;
  • погулять на свежем воздухе;
Оптимальный вариант Перед сном полезно поиграть в тихие игры или погулять на свежем воздухе, проветрить комнату, выполнить правила личной гигиены и вовремя лечь спать.
Тезис

Чтоб снились сны приятные
В течение долгой ночи,
Ты делай всё по правилам
И будь прилежным очень.

“Развитие личностных качеств на уроке посредством обучения”

Комментарии урока Слайды презентации Развитие личностных качеств и психических процессов Способы и приёмы ненасильственного воздействия
Приветствие учителя.

Звучит музыка детской релаксации со звуками природы, идёт показ слайдов презентации с фотографиями наступающей ночи.

(слайды 1- 49)

После небольшой паузы учитель интересуется у детей, какие чувства они испытывали, слушая музыку и просматривая слайды.

Учитель предлагает детям подумать, почему именно эта музыка сопровождала слайды.

- аудиальный канал

- визуальный канал

 

 

 

 

- умение анализировать, делать выводы

Педагогика сотрудничества

1 этап.

Заинтересовать.

Психологические приемы:

- аудиальные ( музыка)

- визуальные )наглядность)

Педагогика сотрудничества

2 этап.

Вызвать на размышление

Психологическая пауза

50 слайд. Учитель читает стихотворение В.Ленина “Сон”:

Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спит и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пёс.
Всех сон в страну свою унёс.

- аудиальный канал Педагогика сотрудничества

1 этап. Заинтересовать.

Психологические приемы:

- аудиальные (голос)

- визуальные (наглядность)

51 слайд. После обсуждения стихотворения вводится тема урока: Зачем мы спим ночью?

Дети высказывают своё мнение о значении сна в жизни человека.

  Логико-психологический прием:

- проблемный ввод

Аргументация

- довод от личного опыта

Учитель предлагает детям прослушать в исполнении двух детей стихотворение. Приложение 1.

- Как вы думаете, почему так по-разному встают дети?

- Для чего необходимо правильно подготовиться ко сну?

  - удиальный канал

- умение анализировать, делать выводы

Педагогика сотрудничества

1 этап. Заинтересовать.

Психологические приемы:

- аудиальные

- голос

визуальные

- наглядность

Педагогика сотрудничества

2 этап.

Размышление

Логико-психологический прием:

- вопросно-ответный ход рассуждения

52 слайд. Детям предлагается ответить на проблемный вопрос урока: Как правильно подготовиться ко сну?

Для разрешения проблемы организуется групповая работа.

Приложение 2.

1 группе необходимо внимательно рассмотреть предложенные картинки, сделать выводы, продолжить начатую фразу:

Перед сном необходимо……

2 группе необходимо из предложенных фраз выбрать нужные для ответа на проблемный вопрос.

3 группе необходимо распределить картинки в два столбика:

что необходимо сделать перед сном, а что нежелательно.

В результате групповой работы появляется несколько вариантов ответа. Все варианты ответа обсуждаются, фиксируются на доске.

В совместной деятельности с учителем дети выстраивают все варианты ответа по степени значимости, аргументируя свой выбор (правила подготовки ко сну)

- Для чего мы с вами составили данные правила подготовки ко сну?

- Что из перечисленного вы уже используете в своей жизни?

- Кто должен помнить об этих правилах перед сном: родители или вы?

Перед сном необходимо:

Погулять на свежем воздухе,

Поиграть в тихие игры,

Проветрить комнату,

Выполнить правила личной гигиены,

Вовремя лечь спать

- визуальный, кинестетический канал восприятия

 

 

- умение рассуждать, анализировать, делать выводы, аргументировать

Педагогики сотрудничества

3 этап

– соорганизация.

Логико-психоло-гический приём:

- групповая работа

 

 

 

 

 

Педагогика сотрудничества

2 этап. Размышление

- спиральный способ изложения информации

Педагогика сотрудничества

2 этап. Размышление

Логико-психологический прием: вопросно-ответный ход рассуждения

Учитель читает тезис урока:

Чтоб снились сны приятные
В течение долгой ночи,
Ты делай всё по правилам
И будь прилежным очень.

   
Учитель просит детей ответить на вопрос: А все ли люди ночью спят?

После высказываний детей учитель предлагает просмотреть слайды презентации (54 – 78 слайды), изображающие профессии людей, работающих по ночам и объяснить значимость данных профессий. Показ сопровождается музыкальным фрагментом.

Учитель приводит факты, рассказывающие о деятельности пожарных, работников скорой помощи, милиции в посёлке в ночное время.

- умение рассуждать

- аудиальный канал

- визуальный канал

Педагогика сотрудничества

2 этап.

Вызвать на размышление

Логико-психологический прием:

- проблемный ввод

Педагогика сотрудничества

1 этап. Заинтересовать.

Психологические приемы:

аудиальные

- музыка.

визуальные

- наглядность

Аргументация

- довод от фактов

Учитель интересуется о том, что знают дети о сне животных ночью.

(79 слайд) Совместно с детьми делается вывод о том, что не все животные ночью спят, так как ночь у многих животных - основное время добычи пищи.

- визуальный канал

- умение рассуждать, делать выводы

Психологические приемы:

визуальные

- наглядность

Аргументация

-довод от фактов

Учитель предлагает детям ответить на вопросы теста, для работы раздаются индивидуальные карточки. Приложение 3.

По окончанию выполнения учитель предлагает проверить тест (80-86 слайды)

самостоятельность мышления

- кинестетический канал восприятия

Психологические приемы:

визуальные

- наглядность

В заключение урока учитель проводит рефлексию, предлагая определить ценность урока, его полезность для каждого. (слайд 87)

Рефлексивное мышление.

Положительные эмоции.

Самокритичность

 
Учитель предлагает домашнее задание на выбор (слайд 88):

Найти материал о том, как спят животные.

Подготовить сообщение о животных, которые ночью не спят.

Задание №1 на странице 44

(зарисовать увиденный ночью сон)

- умение самостоятельно работать с информацией  

 

“Развитие личностных качеств на уроке посредством воспитания”

Развитие личностных качеств Воспитание через личный пример учителя Воспитание через содержание учебной информации Воспитание через словесные формулы Воспитание через организацию деятельности учащихся
Культура чувств и эмоций Голос, мимика, внешний вид учителя.

Эстетика в оформлении наглядного и раздаточного материала

выразительность чтения стихотворений;

содержание фотографий, использованных в презентациях

Я желаю вам успеха,

Новых знаний и побед,

Пусть окружающий вас мир

Вам тайну новую откроет

Прослушивание музыкальной композиции, стихотворения

-просмотр слайдов презентации

Умение работать в коллективе Умение включиться в работу группы, если детям требуется помощь   Работая в группе, умейте не только красиво говорить, но и внимательно слушать Групповая работа
Толерантность Уважение к каждому ученику: терпимость, тактичность и вежливость

Этикетность речи

  Уважайте мнение других - организация рассуждений по основным вопросам урока

- групповая работа

- рефлексия

Организованность - своевременное начало и окончание урока

- аккуратность внешнего вида учителя, порядок на рабочем столе и доске

- отсутствие суетливости во время урока,

- точное распределение времени на каждом этапе урока

Правила подготовки ко сну – часть режима дня Чтоб снились сны приятные
В течение долгой ночи,
Ты делай всё по правилам
И будь прилежным очень
- организация рабочего места

- организация групповой работы (распределение ролей и точная установка времени выполнения работы)

Самостоятельность   Использование правил подготовки ко сну в жизни Каждому слову должно быть подтверждение делом Обсуждение важности самостоятельного выполнения правил подготовки ко сну