Конспект проблемного урока
Концептуальная цель преподаваемого предмета |
Развитие стремления к познанию самого себя и окружающего мира – мира единства человека, природы и общества |
Аудитория | 1“А” класс. В классе 24 человека. Возраст
7-9 лет. Большая часть детей имеет развитый
кинестетический канал восприятия,
наглядно-образное мышление. Психосоматический тип: вата - 52%, капха – 48%. Социальные потребности наиболее ярко проявляются у 13 человек, познавательные у 11 человек. Мотивы: Эмоционально-эстетический мотив имеют 13 человек, интеллектуально-познавательный 11 человек. Уровни понимания: 50% детей находятся на 2 уровне понимания (о чём? + что?), 41% - на третьем (о чём? + что? + как?), 9% - на 1 уровне понимания. Дети способны анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Исходя из представленного портрета аудитории, можно сделать вывод, что урок удачнее будет построить в форме проблемно-поискового. |
Тема урока | Зачем мы спим ночью? |
Стратегическая цель | Развитие познавательного интереса, умения устанавливать причинно-следственные связи, |
Задачи | 1. Иметь представление о значении сна в
жизни человека; 2. Сформулировать правила подготовки ко сну; 3. Иметь представление о труде людей, работающих ночью. |
Проблема | Дети имеют поверхностное представление о том, как правильно подготовиться ко сну. |
Проблемный вопрос | Как правильно подготовиться ко сну? |
Варианты решения |
|
Оптимальный вариант | Перед сном полезно поиграть в тихие игры или погулять на свежем воздухе, проветрить комнату, выполнить правила личной гигиены и вовремя лечь спать. |
Тезис |
|
“Развитие личностных качеств на уроке посредством обучения”
Комментарии урока | Слайды презентации | Развитие личностных качеств и психических процессов | Способы и приёмы ненасильственного воздействия |
Приветствие учителя. Звучит музыка детской релаксации со звуками природы, идёт показ слайдов презентации с фотографиями наступающей ночи. (слайды 1- 49) После небольшой паузы учитель интересуется у детей, какие чувства они испытывали, слушая музыку и просматривая слайды. Учитель предлагает детям подумать, почему именно эта музыка сопровождала слайды. |
- аудиальный канал - визуальный канал
- умение анализировать, делать выводы |
Педагогика сотрудничества 1 этап. Заинтересовать. Психологические приемы: - аудиальные ( музыка) - визуальные )наглядность) Педагогика сотрудничества 2 этап. Вызвать на размышление Психологическая пауза |
|
50 слайд. Учитель читает стихотворение
В.Ленина “Сон”: Солнце село за селом, |
- аудиальный канал | Педагогика сотрудничества 1 этап. Заинтересовать. Психологические приемы: - аудиальные (голос) - визуальные (наглядность) |
|
51 слайд. После обсуждения стихотворения
вводится тема урока: Зачем мы спим ночью? Дети высказывают своё мнение о значении сна в жизни человека. |
Логико-психологический прием: - проблемный ввод Аргументация - довод от личного опыта |
||
Учитель предлагает детям прослушать в
исполнении двух детей стихотворение. Приложение 1. - Как вы думаете, почему так по-разному встают дети? - Для чего необходимо правильно подготовиться ко сну? |
- удиальный канал - умение анализировать, делать выводы |
Педагогика сотрудничества 1 этап. Заинтересовать. Психологические приемы: - аудиальные - голос визуальные - наглядность Педагогика сотрудничества 2 этап. Размышление Логико-психологический прием: - вопросно-ответный ход рассуждения |
|
52 слайд. Детям предлагается ответить на
проблемный вопрос урока: Как правильно
подготовиться ко сну? Для разрешения проблемы организуется групповая работа. 1 группе необходимо внимательно рассмотреть предложенные картинки, сделать выводы, продолжить начатую фразу: Перед сном необходимо…… 2 группе необходимо из предложенных фраз выбрать нужные для ответа на проблемный вопрос. 3 группе необходимо распределить картинки в два столбика: что необходимо сделать перед сном, а что нежелательно. В результате групповой работы появляется несколько вариантов ответа. Все варианты ответа обсуждаются, фиксируются на доске. В совместной деятельности с учителем дети выстраивают все варианты ответа по степени значимости, аргументируя свой выбор (правила подготовки ко сну) - Для чего мы с вами составили данные правила подготовки ко сну? - Что из перечисленного вы уже используете в своей жизни? - Кто должен помнить об этих правилах перед сном: родители или вы? |
Перед сном необходимо: Погулять на свежем воздухе, Поиграть в тихие игры, Проветрить комнату, Выполнить правила личной гигиены, Вовремя лечь спать |
- визуальный, кинестетический канал
восприятия
- умение рассуждать, анализировать, делать выводы, аргументировать |
Педагогики сотрудничества 3 этап – соорганизация. Логико-психоло-гический приём: - групповая работа
Педагогика сотрудничества 2 этап. Размышление - спиральный способ изложения информации Педагогика сотрудничества 2 этап. Размышление Логико-психологический прием: вопросно-ответный ход рассуждения |
Учитель читает тезис урока: Чтоб
снились сны приятные |
|||
Учитель просит детей ответить на
вопрос: А все ли люди ночью спят? После высказываний детей учитель предлагает просмотреть слайды презентации (54 – 78 слайды), изображающие профессии людей, работающих по ночам и объяснить значимость данных профессий. Показ сопровождается музыкальным фрагментом. Учитель приводит факты, рассказывающие о деятельности пожарных, работников скорой помощи, милиции в посёлке в ночное время. |
- умение рассуждать - аудиальный канал - визуальный канал |
Педагогика сотрудничества 2 этап. Вызвать на размышление Логико-психологический прием: - проблемный ввод Педагогика сотрудничества 1 этап. Заинтересовать. Психологические приемы: аудиальные - музыка. визуальные - наглядность Аргументация - довод от фактов |
|
Учитель интересуется о том, что знают
дети о сне животных ночью. (79 слайд) Совместно с детьми делается вывод о том, что не все животные ночью спят, так как ночь у многих животных - основное время добычи пищи. |
- визуальный канал - умение рассуждать, делать выводы |
Психологические приемы: визуальные - наглядность Аргументация -довод от фактов |
|
Учитель предлагает детям ответить на
вопросы теста, для работы раздаются
индивидуальные карточки. Приложение
3. По окончанию выполнения учитель предлагает проверить тест (80-86 слайды) |
самостоятельность мышления - кинестетический канал восприятия |
Психологические приемы: визуальные - наглядность |
|
В заключение урока учитель проводит рефлексию, предлагая определить ценность урока, его полезность для каждого. (слайд 87) | Рефлексивное мышление. Положительные эмоции. Самокритичность |
||
Учитель предлагает домашнее задание на
выбор (слайд 88): Найти материал о том, как спят животные. Подготовить сообщение о животных, которые ночью не спят. Задание №1 на странице 44 (зарисовать увиденный ночью сон) |
- умение самостоятельно работать с информацией |
|
“Развитие личностных качеств на уроке посредством воспитания”
Развитие личностных качеств | Воспитание через личный пример учителя | Воспитание через содержание учебной информации | Воспитание через словесные формулы | Воспитание через организацию деятельности учащихся |
Культура чувств и эмоций | Голос, мимика, внешний вид учителя. Эстетика в оформлении наглядного и раздаточного материала |
выразительность чтения стихотворений; содержание фотографий, использованных в презентациях |
Я желаю вам успеха, Новых знаний и побед, Пусть окружающий вас мир Вам тайну новую откроет |
Прослушивание музыкальной композиции,
стихотворения -просмотр слайдов презентации |
Умение работать в коллективе | Умение включиться в работу группы, если детям требуется помощь | Работая в группе, умейте не только красиво говорить, но и внимательно слушать | Групповая работа | |
Толерантность | Уважение к каждому ученику: терпимость,
тактичность и вежливость Этикетность речи |
Уважайте мнение других | - организация рассуждений по основным
вопросам урока - групповая работа - рефлексия |
|
Организованность | - своевременное начало и окончание
урока - аккуратность внешнего вида учителя, порядок на рабочем столе и доске - отсутствие суетливости во время урока, - точное распределение времени на каждом этапе урока |
Правила подготовки ко сну – часть режима дня | Чтоб снились сны приятные В течение долгой ночи, Ты делай всё по правилам И будь прилежным очень |
- организация рабочего места - организация групповой работы (распределение ролей и точная установка времени выполнения работы) |
Самостоятельность | Использование правил подготовки ко сну в жизни | Каждому слову должно быть подтверждение делом | Обсуждение важности самостоятельного выполнения правил подготовки ко сну |