Первоклассник идет в школу. Ведущей деятельностью становится учение. Первый год обучения проходит в детском саду. Уроки ведёт учитель, внеучебную деятельность осуществляет воспитатель. У детей хорошее настроение. Они полны желания учиться. Это желание надо поддерживать. Уроки проводятся в игровой форме. Это и уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки на основе стихотворений, уроки на основе песен и т.д. На этих уроках учебный материал даётся детям в интересной форме. Задания даются от имени сказочных персонажей. При выполнении таких заданий учащиеся овладевают программными знаниями и умениями. А такие уроки носят как познавательный, так и воспитательный характер. Учащиеся преодолевают трудности, помогая тем или иным героям, они переживают вместе с ними, учатся правилам общения. На уроках можно загадывать загадки, читать занимательные стихи, отгадывать кроссворды и ребусы, сочинять сказки.
Очень хорошо об игре и уроке сказал В.А.Сухомлинский: “Учение – труд, и его нельзя превращать в игру. Но нельзя и поставить китайскую стену между трудом и игрой. Игра занимает важное место в жизни ребёнка. Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений… В игре дети смеются, переживают, страдают”.
Первоклассники – это мечтатели, фантазёры и они сами порой подсказывают учителю моменты игры. Они ещё верят в чудеса и невероятные истории. Дети сами приносят сказки, по которым им хотелось бы совершить добрые дела и поступки. Главное, чтобы всё это помогло им получить знания, без которых невозможно дальнейшее обучение.
Урок математики, проведённый в первом классе.
Тема: Числа1,2,3. Знаки “+”, “-”, “=”.
Цели:
- Продолжить работу над нумерацией чисел 1, 2, 3.
- Познакомить детей со знаками “ + ”, “ - ”, “ = ”; с записью и чтением примеров.
Ход урока
Организационный момент.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
(Садитесь).
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
Разминка.
Сегодня мы отправимся в замок математических знаков. Каких, мы узнаем позже. Путь наш будет долгим.
На первой полянке нас встречает добрый Дракоша, а в руках у него конвертик с заданием. Давайте его прочитаем.
(Читаем задание).
Дракоша предлагает нам разминку и устные упражнения.
Задание Дракоши.
- Что наступает после осени?
- Назови осенние месяцы?
- Назови пять имён девочек?
- Назови крупное рогатое животное, которое даёт молоко?
- Кто от дедушки ушёл? Кто от бабушки ушёл?
2. Назови числа от 1 до 10 по порядку.
- Сосчитай от 5до8, от 2до 9, от 8до5,от4до7.
И вот мы попадаем на полянку. Какая она красивая на ней мы передохнём!
III.Физкультминутка.
Раз, два - выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
IV.Работа над темой урока.
Наш путь продолжается. Отгадайте загадку.
Загадка о лесе:
Весной весёлый,
Летом холодный,
Осенью умирает,
Весной оживает.
А посмотрите, в какой удивительный лес мы попали. А сколько в нём грибов?
Ежик уже насобирал целую корзинку грибов. Давайте и мы пособираем грибы. Вот у нас есть корзиночка. Алина, иди к доске. Найди и положи в корзиночку 2 гриба, а потом ещё один. Сколько всего грибов стало?
Сколько было грибов сначала? Поставьте цифру на доске. Сколько ещё грибов нашла Алина? Обозначьте цифрой. Сколько грибов стало в корзинке? Обозначьте цифрой. Теперь посмотрим, как это можно записать.
(На доске: 2 +1=3).
А навстречу Алине попадается Миша. Он очень расстроен. Алина собрала все грибы. Не расстраивайся, Миша. На тебе гриб. Сколько грибов в корзине осталось? Кто может выложить запись на доске.
(На доске: 3 – 1=2).
Вот мы и подошли к замку. Но не вижу я его жителей.
Давайте поиграем в игру “День и ночь”.
( В замке появляются знаки “ + ” , “ - ”, “ = ”).
Назовите, ребята, знаки, которые живут в замке.
IV.Закрепление.
1. Работа в тетради.
А знаки предлагают нам написать их в тетради. Откройте тетради на стр.7.
- Нарисуй столько морковок или яблок, или грибочков, сколько указано цифрами.
- Рассмотри образец.
-Выполни запись по точкам. Допиши до конца строчки.
2. Игра “Собери листочки”.
А сейчас давайте поиграем. Ой! Кто-то с шумом мчится. Кто же это? Вы слышите шум?
Отгадайте загадку:
Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
Да,это Баба-Яга, которую мы первого сентября взяли в школу учиться.
Принесла она нам конвертик. Посмотрим, что в нём. Но сначала отгадаем загадку:
Осенью кружатся.
На землю ложатся,
С земли не встают и тут изгнивают.
(Листья).
Задание Бабы-Яги.
В конвертике, ребята, осенние листочки и задание.
(Девочки, возьмите жёлтые листочки, а мальчики – зелёные).
Что написано на листочках.
(У девочек стоит знак “ + ”, а у мальчиков знак “ - ”, а теперь положите,
девочки, свои листочки и возьмите оранжевые. Что на них написано? Знак “+”. Все вместе мы называемся как? Класс.)
3.Путь наш подходит к концу. Но есть ещё очень интересные стихи о знаках. Послушайте их.
Если с ветром дождь сложить
И размытые дороги,
То мы можем получить
Осень мокрую в итоге.
И снежинок кутерьма,
Плюс лыжня да плюс морозы,
Получается зима-
В белом инее берёзы.
А сложи-ка ручеёк,
И подснежник, и скворечник.
Что получится, дружок?
Угадал…Весна, конечно!
Ну, а что ещё осталось,
Летом солнечным назвалось.
(М. Геллер).
(Вывешиваются картинки, на которых нарисовано то, о чём говорится в стихотворении).
О каком знаке идёт речь в стихотворении?
Проходила наша Таня
С малышами вычитанье.
Вычитанное как понять?
Надо, что – нибудь отнять.
У Аришки - орешки,
У Маришки – матрёшку,
У Андрюшки – новый мяч.
Во дворе и вой и плач.
Получился ответ:
Игрушки есть – подружек нет.
(А.Стройло)
О каком знаке идёт речь в стихотворении? Можно ли поступать, как Таня? Почему?
V. Итог урока.
Урок наш подходит к концу. Я вам сейчас буду показывать знаки, а вы их называйте. (Показываю знаки, ребята называют их).
Молодцы, ребята!
Вот опять звенит звонок и кончается урок!
Литература.
1. В.В.Волина “Праздник числа”. Москва. АСТ ПРЕСС. 1996г.