Разработка урока по теме "Осевая симметрия" с использованием ИКТ

Разделы: Математика


Задачи урока:

Обучающие

  • формирование представления о симметрии, симметричных фигурах, осевой и зеркальной симметрии как части явления;
  • формирование представления о симметрии в окружающем мире и умения видеть явление симметрии.

Развивающие

  • развитие внимания, наблюдательности, памяти.
  • развитие представления и воображения.
  • развитие речи; интереса к предмету.

Воспитательные

  • развитие познавательного интереса
  • восприятие прекрасного, общей культуры.
  • создание праздничной атмосферы

оборудование:

PC с установленной программой УМК “Живая математика”, проектор, экран; конверт с письмом Деда Мороза, иллюстрации проявления осевой симметрии в природе, технике, архитектуре, дизайне; модель останкинской телебашни, набор геометрических фигур для украшения елки, магниты, стилизованный рисунок елки.

у каждого ученика: раздаточный материал, включающий рабочий лист, комплект геометрических фигур, трафарет, самоклеющаяся бумага, бланк открытки, ножницы, зеркало.

Приветствие. Орг. Момент.

Здравствуйте, ребята. Вы, конечно, знаете, что совсем скоро наступит любимый всеми праздник - …..(Новый год).

И какой же новый год без волшебства?

А кто самый главный волшебник этого праздника? - ….(Дед Мороз).

Конечно, Дед Мороз.

Так вот, Дед Мороз прийти не смог (сами понимаете, много хлопот у него сейчас), но просил меня передать вам подарки, свое письмо, и провести волшебный урок математики.

Давайте, почитаем, что он нам пишет.

Дорогие ребята!

Готовясь к празднику, узнал я, что симметрия – один из важных факторов красоты.

А новый год самый красивый праздник.

Разберитесь-ка в свойствах симметрии, елочку мою нарядите соответственно, да гостеприимством отличайтесь.

 Дед Мороз

Ну, что ж, ребята, уважим Деда Мороза?

Какие задания нам Дед Мороз задал? Чем будем заниматься?

…( в свойствах симметрии разобраться, елочку нарядить, гостеприимством отличаться)

В этом помогут нам подарки волшебные. Что же прислал нам Дед Мороз?

Посмотрите, ребята, у каждого из вас на столе есть папка с учебными материалами. Ее Снегурочка для вас подготовила. И первый лист в ней – рабочий. <приложение 1>

На доске у нас елочка, да не простая – волшебная. Как волшебство ее разгадаем, так и тему урока узнаем.

Изучение нового материала

А помогут нам в этом волшебные домики.

“Что же в них волшебного?” - спросите вы. А вот что. Возьмите зеркальце, поместите его по размеченной линии и загляните.

Что же вы увидели?

…(такой же домик, как нарисован за зеркалом)

Молодцы!

Вот такие фигуры, ребята, называются симметричными относительно проведенной прямой.

А прямая, их разъединяющая, называется – осью симметрии.

Кто может повторить?

Молодец! Давайте запишем название фигур и прямой в рабочий лист. Хорошо, но причем тут елочка? Домиков два, а елочка одна.

А ну-ка, найдите в рабочем листе ее младшую сестричку, да приложите по размеченной линии зеркальце. Посмотрите, отраженная в зеркале половика фигуры дополняет ее до целой.

Прямая, вдоль которой находится зеркало – ось симметрии фигуры. А сама фигура называется – симметричная.

Итак, как называется такая фигура? (симметричная)

А прямая? (ось симметрии фигуры)

Так чем же наша елочка отличается от всех остальных не таких волшебных?

…(симметричная фигура. У нее есть ось симметрии)

Молодцы! Такой вид симметрии называется ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ. Повторим все вместе: “Осевая симметрия” (слайд-анимация-тема урока).

Разгадали секрет елочки и тему урока узнали!

Итак, тема урока – осевая симметрия.

Запишем ее в рабочий лист.

Ребята, как вы думаете, а вокруг нас есть симметричные фигуры?

А как их отличить от несимметричных?

Подумайте, если мы видели в зеркале половинку фигуры, дополняющую до целой. Может быть можно обойтись без зеркала? А как? (обсудить)

Достаточно сложить и убедиться, что обе половинки совпадают. А развернув, увидим линию сгиба, которая является - …(осью симметрии фигуры).

Ну что ж, разгадали волшебство елочки. Пора бы ее украсить, праздник скоро. А украсим мы ее гирляндами из фигур необычных – симметричных. <приложение 2>

Только вот беда. Перепутались они в пути, надо бы их найти.

Возьмите в руки треугольник важный – равносторонний. У него все стороны равны, а есть ли у него ось симметрии? Давайте проверим.

Сгибайте смелее, ищите веселее. Есть! Но одна ли?

Разверните, поверните и согните… повторите.

Сколько нашли осей симметрии у равностороннего треугольника? (три) (слайд)

Запишите в рабочем листе количество осей симметрии.

Так какая это фигура? (симметричная)

Подходит для нашей елочки! ( сцепить гирлянду)

Теперь исследуем треугольник равнобедренный. У него две стороны равны. А есть ли ось симметрии? Сколько?

Молодцы! Что можно сказать о равнобедренном треугольнике? (симметричная фигура)

Сколько осей симметрии? (одна)

Запишите в рабочий лист.

Еще одна симметричная фигура достойна быть на симметричной елочке. (сцепить гирлянду)

Какой треугольник у нас остался?

Произвольный. Давайте его исследуем. Будет ли он симметричной фигурой? (нет)

А есть ли у него оси симметрии? (нет)

Так и запишем.

Как же так. Треугольники, а такие разные.

Ребята, у геометрических фигур может быть одна или несколько осей симметрии, а может и не быть вовсе.

Остался круг. Определите, является ли круг симметричной фигурой? (да)

А сколько у него осей симметрии? (много)

А вы знаете, что еще в Древней Греции круг считали венцом совершенства! И не случайно. У него больше всего осей симметрии.

А само слово “симметрия” с древности употреблялось как “красота”, “гармония”. А значит круг достоин почетного места на елочке. (макушка)

Ах, какая красота! Наша елочка фигура (симметричная), и украшена она фигурами (симметричными).

Но, конечно же, это не все симметричные фигуры. В дальнейшем, при изучении математики, вы познакомитесь с другими фигурами, обладающими свойствами симметрии.

Зарядка

Ну что ж, елочку нарядили, пора и в хоровод.

Внимание! Сюрприз от Деда Мороза! (слайд)

Кто это? Угадайте? (изображение снеговика)

Это изображение – фигура симметричная. Все жители волшебной страны очень веселые и любят заниматься зарядкой. Посмотрите, как двигается снеговик. (демонстрация)

Ребята, а как он двигается? (симметрично)

А мы умеем так двигаться? Давайте попробуем.

А не симметрично?

Молодцы! Присаживайтесь.

Обобщение

Ребята, изображение снеговика показывает, что и в пространстве встречается симметрия. Но в пространстве такой вид симметрии называется – зеркальной симметрией. Зеркальная симметрия относительно плоскости.

С этим видом симметрии мы встречаемся, глядя на себя в зеркало. (слайд)

Многие геометрические тела обладают зеркальной симметрией. Например, куб, пирамида.

Симметрия часто используется в архитектуре, дизайне, орнаменте, машиностроении.

И не зря Дед Мороз подметил, что симметрия – важный фактор красоты.

Симметрия распространена и в природе. Посмотрите на изображение бабочки-махаона. У нее не только форма симметричная, но даже окраска. Симметрия, характерная для представителей живой природы, называется билатеральной. И с ней вы познакомитесь на уроках биологии.

А вот модель останкинской телебашни. Скажите, каким свойством обладает эта модель? (зеркальная симметрия)

А на плоскости она является … (осевой симметрией)

Конечно, существуют и другие виды симметрии: центральная, поворотная. С ними вы познакомитесь на уроках математики позже.

Закрепление

Но праздник не за горами. Пора и о подарках подумать. Но и подарки сегодня тоже волшебные. Елочка – симметричная, украшения – симметричные. И подарки мы сделаем тоже с использованием осевой симметрии.

Итак, что-то нам Дед Мороз заготовил?

Открытки.< приложение 3> Вот, только, скучные они. Давайте их украсим фигурами необычными – симметричными.

Для этого у нас есть бумага волшебная – самоклеющаяся, ножницы и трафарет симметричной фигуры. Вот, только, как, подскажите, вырезать эту фигуру?

(обсудить)

Так, давайте, приступайте, даром время не теряйте (раздать жетоны с оценками)

Ну-ка, ну-ка, покажите! Какая красота! Давайте подпишем свои открытки на обратной стороне и отправим Деду Морозу. Пусть он ими ребят из других школ поздравит.

Рефлексия

А я открою вам большой секрет. В классе сегодня весь урок работала волшебная видеокамера. Мы ее не видим, но Дед Мороз обязательно посмотрит наш урок.

Давайте-ка еще раз ему напомним: (слайд)

  • С каким понятием мы сегодня познакомились на уроке? (симметрия)
  • Какие виды симметрии вы запомнили? (зеркальная, осевая)
  • Где мы можем встретить проявление симметрии?

Подведение итогов, домашнее задание.

Молодцы! Мы сегодня славно потрудились и повеселились. А тем, кто интересуется математикой, я рекомендую книгу “Наглядная геометрия”. В ней вы найдете много нового, интересного и необычного.

Спасибо за урок!