Цели урока:
воспитание бережного отношения к природе;
Ход урока
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
-Ребята, послушайте и попробуйте угадать загадку.
- Дышит, растет
А ходить не может. ( Растение) - -У вас на партах “гости”. Угадайте, какое растение?
- -На какие группы можно разделить эти растения ? (Деревья, кустарники, травы)
- -Как вы их различаете?
- -Какие растения называют цветковыми?
- -Растения с листьями- иголками и шишками как называются?
- -Как размножаются эти растения?
- -А знаете ли вы, что некоторые растения стали исчезать или их осталось мало?
- -Значит, о чем мы сегодня будем говорить?
-Прочитайте тему урока.
Красная книга России. Правила поведения на природе.
Редкие и исчезающие растения занесены в Красную книгу.
3.Изучение нового материала.
Ученые мира создали Международный союз охраны природы, которые стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее…? (Красная книга)
В учебниках предлагают некоторые виды растений из Красной книги. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
4. Работа по учебнику с.81
Прочитайте, как они называются. (Птицемлечник дуговидный, колокольчик персиколистный, ландыш майский, кубышка желтая, кувшинка белая, лютик, прострел луговой).
Рассмотрите на рисунке некоторые цветковые растения, внесенные в Красную книгу России.
-Есть ли они у нас?
- Какие из них вы видели?
По растениям нашей Республики тоже выпустили Красную книгу.
Она называется Красная книга Республики Татарстан.
-Давайте познакомимся, какие растения занесены в Красную книгу у нас в Татарстане.
(Просмотр слайдов). Одуванчик, подорожник, кувшинка белая.
В Красную книгу занесли не только растения, но и животных.
-А вот на этой карте вы можете увидеть растения и животных, которых нужно беречь по нашему району (примеры). Они тоже занесены в Красную книгу.
Самостоятельная работа. (Задание 47 в тетради).
Нарисовать и раскрасить рисунок желтой кубышки на листочке в клетку по образцу.
6. Динамический момент. Выставка детских рисунков.
Знакомство с правилами поведения в природе.
Работа в парах. Один ученик читает правило, а другой поясняет.
Вспомните примеры нарушений этих правил.
- Правило 1.Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны!
- Правило 2. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
- Правило 3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
- Правило 4. Убирайте за собой мусор! Не оставляйте его на природе!
- Правило 5. Берегите почву!
- Правило 6. Берегите прекрасный мир растений!
- Правило 7. При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли!
- Правило 8. Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!
Итог урока. Прочитаем стихотворение Валентина Берестова и подведем итог урока.
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
-Соглашаетесь ли с поэтом ? Почему?
Да, поэт ошибается в своих прогнозах.
Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, т.к.. человека просто не будет. Зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания.
Каждое растение по своей значимости достойно Красной книги и его необходимо беречь, а не ждать, когда его занесут в Красную книгу.
Научный клуб “Мы и окружающий мир” объявил конкурс на лучший экологический знак года. Мы тоже хотим принять участие в этом конкурсе.
На листочках нарисуйте экологический знак.