Цели и задачи:
- Рассказать о декоративных лоскутных изделиях в крестьянском быту.
- Творческая переработка модели. Разработка мозаики костюма клоунов.
- Умение пользоваться выкройками – лекалами; экономно расходовать материал, умение вырезать ровно по контуру; аккуратно работать с клеем.
- Развивать эстетический вкус; творческие способности. Умение работать с бумагой и тканью.
- Воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе – от работы каждого зависит результат.
Оборудование и материалы:
- Изделия, изготовленные старшеклассниками с использованием лоскутной техники.
- Фигурки клоунов в разных позах из пенопласта – 3 штуки; образцы хлопчатобумажных тканей, выкройки – лекала для изготовления мозаики костюма клоуна; цветная бумага, пенопласт, клей ПВА.
Ход урока
Организационный момент.
Дети заходят в кабинет, садятся в 3 бригады по 8 человек. Фартуки висят на спинках стульев. Надели фартуки, сели за столы.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок – мы работаем по заказу. Пришла срочная телеграмма для всех учеников нашей школы. Послушайте:
ТЕЛЕГРАММА.
Всем! Всем! Всем!
Скоро конец зимы. Приближается праздник Масленицы!
Проводим Зимушку-зиму! Встретим красавицу Весну, с песнями, танцами. Весело!
Просьба, помочь украсить к празднику театральный зал.
- Поможем украсить зал? А что мы могли бы сделать, мы ведь только первоклассники.
А вот этот клоун вам нравится?
Изложение нового материала.
1. Вводная беседа.
- Забавные фигурки клоунов напоминают нам о весёлых русских балаганах, которые устраивались во время народных праздников и торговых ярмарок.
В изготовлении игрушки использованы традиции старинного крестьянского творчества, ярко проявившегося в изготовлении лоскутных покрывал, которые служили украшением избы.
Изделия из цветных лоскутков – яркие, самобытные неповторимые. Лоскутные изделия сейчас украшают многие выставки декоративно-прикладного творчества.
Это любимое увлекательное занятие искусных мастериц. Этому творчеству можно научиться самостоятельно. Помощники в этом ученики – книги.
Необходимо отметить, что мастерицы, экономно используя самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня.
- А чем отличается наша работа от традиционного лоскутного творчества?
Изготавливая изделия из лоскутков, мастерицы их сшивают между собой. А мы, используя лоскутки, разработаем мозаики костюма клоунов и при помощи клея соединим.
Чтобы изготовить данное изделие, нам потребуются такие материалы и инструменты: бумага, бахрома, ткань, клей; ножницы, карандаш, мел.
Правила работы с каким инструментом надо повторить?
Словарная работа: как использовать ткань при изготовлении изделия? Экономно - бережно. Для чего нужны выкройки-лекалы?
2. План работы.
Сейчас мы с вами установим порядок работы, а помогут нам в этом слова, написанные на карточках.
- Выбор лоскутков.
- Выкройка (обвести по лекалам, вырезать по контуру).
- Разместить детали.
- Закрепить детали клеем.
- Представить свою работу.
3. Повтор плана детьми.
Аккуратно обвести, вырезать правильно, ровно наклеить, правильно используя клей.
4. Подготовка к самостоятельной работе.
Бригадир распределяет работу. Каждый из детей готовит свою операцию. Совместная работа – соединение всех деталей. Защита своей работы.
Самостоятельная работа.
Дети работают в бригадах.
Итог урока.
Кому понравилось работа на уроке?
Почему?
Работали дружно – получили что нужно.
Выставка изделий.
Он с бубенчиком в руке,
В ярко красном колпаке.
Он весёлая игрушка,
И зовут его … (Петрушка) (рисунок 1)
Ай, да клоун!
Знаешь, кто он?
Этот клоун –
Буква К!
- Какую букву напоминает наш клоун? (рисунок 2)
Клоун с бантом
Стал гигантом.
Он в толпе ходил и пел
Мы взглянули на ходули –
Увидали букву Л. (рисунок 3)
Уборка рабочих мест.
Литература:
- М. Максимова, М. Кузьмина “Лоскутки”.