Традиции лоскутного крестьянского искусства. Игрушки "Веселые клоуны"

Разделы: Технология


Цели и задачи:

  1. Рассказать о декоративных лоскутных изделиях в крестьянском быту.
  2. Творческая переработка модели. Разработка мозаики костюма клоунов.
  3. Умение пользоваться выкройками – лекалами; экономно расходовать материал, умение вырезать ровно по контуру; аккуратно работать с клеем.
  4. Развивать эстетический вкус; творческие способности. Умение работать с бумагой и тканью.
  5. Воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе – от работы каждого зависит результат.

Оборудование и материалы:

  1. Изделия, изготовленные старшеклассниками с использованием лоскутной техники.
  2. Фигурки клоунов в разных позах из пенопласта – 3 штуки; образцы хлопчатобумажных тканей, выкройки – лекала для изготовления мозаики костюма клоуна; цветная бумага, пенопласт, клей ПВА.

Ход урока

Организационный момент.

Дети заходят в кабинет, садятся в 3 бригады по 8 человек. Фартуки висят на спинках стульев. Надели фартуки, сели за столы.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок – мы работаем по заказу. Пришла срочная телеграмма для всех учеников нашей школы. Послушайте:

ТЕЛЕГРАММА.

Всем! Всем! Всем!

Скоро конец зимы. Приближается праздник Масленицы!

Проводим Зимушку-зиму! Встретим красавицу Весну, с песнями, танцами. Весело!

Просьба, помочь украсить к празднику театральный зал.

- Поможем украсить зал? А что мы могли бы сделать, мы ведь только первоклассники.

А вот этот клоун вам нравится?

Изложение нового материала.

1. Вводная беседа.

- Забавные фигурки клоунов напоминают нам о весёлых русских балаганах, которые устраивались во время народных праздников и торговых ярмарок.

В изготовлении игрушки использованы традиции старинного крестьянского творчества, ярко проявившегося в изготовлении лоскутных покрывал, которые служили украшением избы.

Изделия из цветных лоскутков – яркие, самобытные неповторимые. Лоскутные изделия сейчас украшают многие выставки декоративно-прикладного творчества.

Это любимое увлекательное занятие искусных мастериц. Этому творчеству можно научиться самостоятельно. Помощники в этом ученики – книги.

Необходимо отметить, что мастерицы, экономно используя самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня.

- А чем отличается наша работа от традиционного лоскутного творчества?

Изготавливая изделия из лоскутков, мастерицы их сшивают между собой. А мы, используя лоскутки, разработаем мозаики костюма клоунов и при помощи клея соединим.

Чтобы изготовить данное изделие, нам потребуются такие материалы и инструменты: бумага, бахрома, ткань, клей; ножницы, карандаш, мел.

Правила работы с каким инструментом надо повторить?

Словарная работа: как использовать ткань при изготовлении изделия? Экономно - бережно. Для чего нужны выкройки-лекалы?

2. План работы.

Сейчас мы с вами установим порядок работы, а помогут нам в этом слова, написанные на карточках.

  1. Выбор лоскутков.
  2. Выкройка (обвести по лекалам, вырезать по контуру).
  3. Разместить детали.
  4. Закрепить детали клеем.
  5. Представить свою работу.

3. Повтор плана детьми.

Аккуратно обвести, вырезать правильно, ровно наклеить, правильно используя клей.

4. Подготовка к самостоятельной работе.

Бригадир распределяет работу. Каждый из детей готовит свою операцию. Совместная работа – соединение всех деталей. Защита своей работы.

Самостоятельная работа.

Дети работают в бригадах.

Итог урока.

Кому понравилось работа на уроке?

Почему?

Работали дружно – получили что нужно.

Выставка изделий.

Он с бубенчиком в руке,
В ярко красном колпаке.
Он весёлая игрушка,
И зовут его … (Петрушка) (рисунок 1)

Ай, да клоун!
Знаешь, кто он?
Этот клоун –
Буква К!

- Какую букву напоминает наш клоун? (рисунок 2)

Клоун с бантом
Стал гигантом.
Он в толпе ходил и пел
Мы взглянули на ходули –
Увидали букву Л. (рисунок 3)

Уборка рабочих мест.

 Литература:

  1. М. Максимова, М. Кузьмина “Лоскутки”.