Натуральные числа

Разделы: Математика


“Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая, сделать его немного занимательным”

Б. Паскаль.

Задачи игры: Активизация познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.

Цель игры:

1. Активизация и развитие познавательных процессов учащихся.

2. Повторение и закрепление знаний.

3. Расширение кругозора и математической культуры учащихся.

4. Создание творческой обстановки в процессе игры.

5 .Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.

Организация урока:

В КВН-е участвуют 5 “Б” и 5 “В” классы. Каждый класс представляет команду из 10 человек, а остальные учащиеся – болельщики. Каждая команда выбирает капитана. Также в игре участвуют 5 старшеклассников: из них двое ведущих, трое – члены жюри. Зал тематически оформлен: на стенах математические газеты, плакаты, рисунки и кроссворды.

Оборудование: карточки с заданиями в конвертах.

Ведущий 1. КВН я открываю,
Добрый день мои друзья!
Две команды на турнире,
Их сейчас представлю я.

Ведущий 2. Вот команда “Цифры”
Пусть узнает каждый.
Будут им, сказать хочу,
Все задания по плечу!

Ведущий 1. Про команду номер два
Разошлась уже молва.
Называется “Меринки”
Им любой учёный рад.

Ведущий 2. Чтоб игра пошла как надо
Я жюри представить рада.

(Представляет членов жюри )

Ведущий 1. Итак, КВН я открываю,
Всем успехов пожелаю.
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро всё в уме считать.

Конкурс 1 “Приветствие команд”

Приветствие команды “Цифры” (у каждого участника на груди плакаты с цифрами от 0 до 9).

Цифра “1”. Вот один, иль единица,
Очень тонкая как спица.
Я умею делать стойку,
По канату я хожу.
За собою цифру двойку
На верёвочке вожу.

Цифра “2”. А вот это-цифра два
Полюбуйтесь какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

Цифра “3”. А за двойкой посмотри,
Выступает цифра три.

Цифра “4”. За тремя идёт четыре,
Острый локоть оттопыря.

Цифра “5”. А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

Цифра “6”. Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк – внизу кружочек.

Цифра “7”. Вот семёрка-кочерга.
У неё одна нога.

Цифра “8”. А восьмёрка – два кольца,
Без начала и конца.

Цифра “9”. Цифра девять иль девятка-
Цирковая акробатка.

Цифра “0”. Цифра вроде буквы “О”
Это нуль иль ничего.
Круглый нуль такой хорошенький,
А не значит ничегошеньки.
Нулик цифра интересная,
Во всём правдивая и честная.
Люблю я в центре быть внимания,
Не признаю непонимания.

Капитан команды “Цифры”” вручает капитану команды “Меринки” большую пятерку со словами:

Мы вам вручаем цифру пять,
Желаем всюду побеждать,
Решать “на пять” задачи,
Пять тонн здоровья и удачи.

Далее капитан команды “Цифры”” вручает членам жюри модель термометра:

Чтоб судьи измеряли пыл наших болельщиков.

Приветствие команды “Меринки” (у каждого участника на груди плакаты с мерами измерений: длина, вес).

Капитан. Команда наша всех и всё измерит,
“Цифры” вычисления проверит,
Единицы площади, веса, длины и объёма-
Мы жители большого математического дома.
Каждый член команды представляет себя.

Грамм. Зря не надо быть упрямым,
Надо вещи весить граммом.

Килограмм. А это – очевидно:
1000 граммов- 1 килограмм.

Центнер. В центнере 100 килограммов веса,
Отличная игра для равновесия.

Тонна. Что мешает запомнить нам:
1000 килограммов – тонна?

Сантиметр. Также запомнить нам трудности нет:
10 сантиметров- 1 дециметр.

Метр. Чтоб метр отмерить вам было можно,
Взять от пальцев до плеча осторожно.

Километр. Те, которые точности ищут,
Знайте: в километре – тысяча метров.
По этому километру вези товар,
Поглядывая по сторонам.

Литр. Тоже быть не надо хитрым,
Чтоб измерить жидкость литром.

Гектар. Нет ничего проще,
Чем измерить площадь.
Измерь длину и ширину,
Помножь одну на одну.

Капитан команды “Меринки” вручает капитану команды “Цифры” две бутафорские гири 1т и 1г со словами:

Чтоб тонна была у Вас удачи,
А обиды было бы ни на грамм.

Далее капитан команды “Меринки” вручает членам жюри рулетку:

Чтоб судьи измеряли меру наших страданий.

Конкурс 2 “Разминка”

Для каждой команды приготовлены конверты с вопросами. Представители каждой команды берут по конверту, подходят к своей команде, решают в течение 30 секунд, по истечении времени зачитывают свою версию ответа.

Вопросы команды “Цифры”:

1. Три разных числа сначала сложили, а затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа? (Ответ: 1,2,3)

2. Что больше: произведение всех цифр или их сумма? (Ответ: их сумма)

3. Как называется площадь квадрата со стороной 100 м. (Ответ: гектар)

Вопросы команды “Меринки”:

1. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (Ответ:100)

2. Сколько будет трижды сорок и пять? (Ответ:125)

3. Как называется площадь квадрата со стороной 10 м. (Ответ: ар)

Ведущий 2: А теперь жюри подведет итоги двух конкурсов. Итак, слово предоставляется жюри.

Конкурс 3 “Считать умеем”.

Вы ребята все устали,
Много думали, считали,
Отдохнуть уже пора!
Третий конкурс наш – “Игра”.

Команде “Цифры” сосчитать до 30 по порядку, только вместо чисел, которые делятся на “3”,нужно говорить “Не собьюсь!”

Команде “Меринки” сосчитать до 30 по порядку, только вместо чисел, которые делятся на “5”, нужно говорить “Ай да молодец!”

Конкурс 4 Конкурс капитанов.

Ведущий 2: (у него в руках два конверта)
Конкурс продолжаем,
Капитанов приглашаем.
Будут трудные задачи,
Пожелаем им удачи!

Выходят капитаны команд под музыку, представляются и выбирают конверт с заданиями.

Задания капитану “Цифры”:

1. Сколько разрядов имеет каждый класс? (Ответ: три)

2. Назвать лишнее слово: метр, сантиметр, грамм, километр. (Ответ: грамм)

  1. Как называется одна тысячная килограмма. (Ответ: грамм.)

4. Чему равна площадь квадрата, если его периметр равен 12 м. (Ответ: 9 кв. м.)

Задания капитану команды “Меринки”:

1. Число, которое является делителем любого натурального числа. (Ответ: единица)

2. Назвать лишнее слово: слагаемое, цифра, делитель, разность. (Ответ: цифра)

3. Чему равен 1 баррель? (Ответ: около 159 л)

4. Чему равен периметр квадрата, если его площадь равна 25 кв. м. (Ответ: 20 м.)

Игра с болельщиками.

Ведущий 1. В пословицах и поговорках заключена вековая мудрость русского народа, а числовые данные придают им более яркий, реальный смысл. Например: о большой семье говорят “Семеро по лавкам сидят”. О силе русского воина: “И один в поле воин!”, “Семь раз отмерь – один раз отрежь!” Кто больше назовёт пословиц и поговорок, связанных с математикой. Например: Один человек две шапки не носит. Семеро одного не ждут. Один за всех и все за одного и другие.

Побеждают те болельщики, кто больше их назовёт.

Жюри подводит итоги.

Конкурс 5 “Математический калейдоскоп”

Ведущий 2. Даны формулы. Назовите их. (Капитаны команд выбирают конверт с заданиями).

Формулы для команды “Цифры”:

1. S=a*b (площадь прямоугольника)

2. V=a? (объём куба)

3. P=2*(a+b) (периметр прямоугольника)

Формулы для команды “Меринки”:

1. S=v*t (формула пути)

2. P=4a (периметр квадрата)

3. V=a* b* c (объём прямоугольного параллелепипеда)

Домашнее задание. Конкурс сказок.

Ведущий 1. Домашним заданием для команд было задание: придумать математическую сказку.

Ведущий 2. Сказка команды “Цифры” называется “Умножение и Деление”.

Жили-были Умножение и Деление. Жили они дружно и не ссорились. Вдруг пришли числа “ Два”, “Четыре”, “Шесть”, “Восемь” и поссорили их. Число “ Два” говорит: “Деление 15 на 2 не делится. Но зато умножается”. Тут они начали кричать и перессорились. Деление пошло налево, а Умножение направо. Деление идёт и видит – течёт река. Как же её перейти? Вдруг человеческим голосом Река отвечает: “Реши задачу, тогда перейдёшь. Ваня ехал на автомашине из села в город со скоростью 75 км /ч. На всю дорогу он потратил 2 ч. Из города в село он ехал по той же дороге, но на мопеде со скоростью 25 км /ч. За сколько времени Ваня доедет до села?” Он решил задачу, но в этом действии нужно умножение, а без него я не смогу перейти реку. Деление начало плакать. Пробегает мимо Минус и спрашивает: “Почему ты плачешь ? ” “Да вот реку не могу перейти, нужно решить задачу. А для решения нужно умножение” – отвечает Деление. “Меня тоже можно поставить на его место – говорит Минус. “Но если мы поставим минус, то задача будет другая” – говорит Деление. “А какая задача,- спрашивает Минус. Река ещё раз повторила задачу. Тогда Минус сказал: “Да и вправду другая. Ну, я пошёл. Ничем не могу помочь!”. Деление посидело немного и пошло посмотреть, что там делает Умножение. И увидел, что Умножение тоже грустит без него. Подбежало Деление, извинилось и предложило никогда больше не ссориться. И все знаки, цифры и числа больше не ссорились и жили дружно.

Ведущий 1. Сказка команды “Меринки” называется “Алфавит в стране “Математики”.

Жили как-то в стране “Математика” Знаки и Цифры. И вот раз говорит Плюсик:

– Мы живём одинаково и неинтересно. Я хочу плюсовать к нам буквы.

И вот стали сходиться все буквы из Алфавита в страну “Математика”. Но Минус сказал:

– Это слишком много! Целых 33 буквы. Я вычитаю все согласные.

Согласные обиделись и ушли из страны “Математика”. И тут обнаружилось, что пропало Буквенное выражение. Семёрка закричала:

– Если бы Минус не убрал букву “С”, то хотя бы вернулось Буквенное выражение.

Но когда вернули букву “С”, выражение не появилось. Тут пришёл Нуль и крикнул:

– Я понял, нужно вернуть все буквы.

И вот все начали опять забегать в страну “Математика”.

Подведение итогов. Награждение победителей и участников игры.