Пояснительная записка.
В истории развития детского движения использовались различные пути, решения работы взрослых с детьми.
Сегодня центр тяжести в воспитательном процессе переносится на формирование личности, реализацию её интересов. Следовательно, должна иметься позиция и тех, кто работает с детьми. Одна из основных задач вожатого – развитие индивидуальных особенностей каждого члена детской организации, прогнозирование возможных путей его самоорганизации.
Признание на государственном уровне юридического статуса детских организаций, их актуальность, поиски своего места в обновлении нашего общества, даёт возможность вожатым привлекать ребят к общественной деятельности и планировать свою работу с учётом индивидуальных, возрастных особенностей членов ДОО.
Цели и задачи программы.
Воспитание есть целенаправленное управление процессом развития личности путём создания благоприятных условий (вожатый, включенность в окружающую среду, отношения между детьми, педагогами, родителями, психологический климат в коллективе).
Цель ДОО:
– создание условий для формирования духовной, развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции.
Достижение данной цели возможно через решение следующих задач:
– Создание в школе условий для развития творческого потенциала учащихся.
– Гуманизация и демократизация школьной жизни, основанная на идее взаимодействия всех участников ДОО.
– Совершенствование системы детского самоуправления.
Основные виды деятельности в ДОО: игровая, познавательная, поисковая, творческая, досуговая, спортивная.
Воспитательные цели.
Механизмы реализации программы.
В психологической науке получило достаточно глубокое обоснование положения о том, что многообразные взаимоотношения складываются в системе разнообразных видов деятельности. Таким образом, предпосылки развитого детского коллектива не появляются самопроизвольно. Нужна целенаправленная организация деятельности детей.
Планирование работы ДОО строится с учётом возрастных возможностей детей, знаний, умений, которые дети получают в процессе учебной деятельности на уроках в школе.
В планировании обозначены формы (досуг, утренники, соревнования, конкурсы, игры, трудовые десанты) и виды деятельности (игровая, спортивная, художественная), в которых будет организовано взаимодействие детей 7-12 лет.
Всё содержание работы ДОО строится таким образом, чтобы оно оказывало влияние на развитие творческих, интеллектуальных способностей, расширяло нравственный мир детей, их физические возможности. Особое внимание уделяется методике организации взаимодействия детей младшего школьного возраста и среднего школьного возраста в разнообразной совместной деятельности. В каждом организуемом мероприятии определяется доля занятости детей каждой возрастной подгруппы.
Взаимодействие детей в совместной деятельности организованно в увлекательной форме и эмоционально насыщено, оно обязательно должно оставить след в душе ребёнка, создать атмосферу теплоты, общей заинтересованности совместной деятельностью, а значит, и предрасположить детей к проявлению положительных, нравственно – окрашенных взаимоотношений.
Воспитывающий уровень мероприятий будет значительно повышаться, если перед детьми будет поставлена конкретная, доступная им задача, если дети будут чувствовать, знать, что мероприятие организуется не только ради удовольствия, а что их дело, труд, поиск принесёт пользу им самим и другим – младшим детям, родителям, школе.
Планирование мероприятий.
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Цель: создание условий для
проявления членами ДОО инициативы и
самостоятельности. Задачи: 1. Создание условий для равного проявления членами ДОО своих индивидуальных способностей во внеурочное время. 2.Развитие способностей радоваться своим успехам. |
Цель: максимальное сближение
интересов членов ДОО. Задачи: 1. Организовать совместное проведение досуга ребят. 2. Создать условия для благоприятного взаимодействия членов ДОО. |
Цель: воспитывать у членов ДОО
желание общаться, дружить друг с другом,
поддерживать и помогать друг другу. Задачи: 1. Развивать у членов ДОО желание устраивать праздники для близких людей, учащихся школы, родителей. |
Цель: воспитывать умение
работать сообща, согласовывать свои действия. Задачи: 1. Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения. 2. Знакомство членов ДОО с нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества. |
Сентябрь. 1. Праздник “День знаний”. 2. Подготовка и проведение праздника “Славим осень золотую”. 3. День здоровья. Октябрь. 1.Операция “Цветовод”. 2. Уборка территории школы. 3. Операция “Уют”. |
Ноябрь. 1. Клуб фантазёров. Игротека. 2. Беседа о правилах дорожного движения “Знай правила движения, как таблицу умножения”. 3. Изготовление кормушек для птиц. 4. Операция “Птичьи столовые”. Декабрь. 1. “Мой город – Братск”. 2. Общественно-полезный труд. “Вышли книжки из больницы” - ремонт книг. 3. Мастерская Деда Мороза. 4.Новогодний праздник. |
Январь. 1. Совместный труд детей и взрослых по подготовке школьного стадиона к празднику “Белая олимпиада”. 3. Общественно-полезный труд “Поможем малышам” (строительство горок, снежных фигур в Д/С). Февраль. 1. Коллективный труд по изготовлению книжки-самоделки “Мастерская Самоделкина”. 2. “А ну-ка, мальчики!” 3. День головоломок.
“Вместе дружно мы играем – вместе ребус разгадаем”. Март. 1. Подготовка и проведение праздника “8 Марта – Мамин день”. 2. интеллектуальный марафон. 3. Беседа по ПДД. |
Апрель. 1. Подготовка и проведение праздника “Прощание с букварём”. 2. Сюжетно-ролевая игра “Космонавты”. 3. Подготовка к встрече с ветеранами войны. Май. 1. “Дружат дети всей страны” - беседа. 2. Встреча с ветеранами войны. 3. День подвижных игр. “День здоровья”. 4. “Здравствуй, лето красное!” |
В результате взаимодействия в совместной деятельности все дети обязательно должны испытать чувство удовлетворения и радости от общения, у них должно остаться желание продолжить эту деятельность.
Следует строго соблюдать время, отведённое на проведение совместных мероприятий, не допускать переутомления детей.
Только в этом случае организуемое взаимодействие в совместной деятельности будет иметь воспитательный эффект, будет способствовать сплочению разновозрастного коллектива, создавать микроклимат большой дружественной семьи.