Цели урока:
1.Систематизировать общие представления детей об имени существительном, познакомить с новым словарным словом, формировать умения правильно писать слова с пройденными орфограммами, навыки каллиграфического письма, расширять и обогащать словарный запас.
2.Познакомить детей с зимними праздниками, которые отмечались на Руси.
3.Развивать монологическую речь учащихся, основы мыслительной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, формировать устойчивое внимание.
4.Воспитывать интерес и любовь к русскому языку, русскому народу, его традициям и обычаям.
Задачи урока:
1. Развивать умения распознавать имена существительные.
2. Формировать навык осознанного грамотного письма.
Оборудование: ребус, карточка со словарным словом “праздник”, толковый словарь С. И. Ожегова, карточки с текстами и индивидуальными заданиями, плакат с текстом о Новом годе, снежинки с буквами для зрительной гимнастики, карточки со словами для составления меню, репродукции картин В. И. Сурикова “Взятие снежного городка”, Б. М. Кустодиева “Масленица”.
Ход урока.
1. Оргмомент.Ребята! Сегодня в нашей школе необычный день. К нам пришли гости. И я надеюсь, что им у нас понравится, а вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что писать надо грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
Сели правильно. Запишите в тетрадях число. Классная работа.
– Скажите, какое слово зашифровано в ребусе?
(Зима)
– Назовите зимние месяцы.
– Какой месяц идет сейчас? Расскажите, что вы знаете о январе.
(В старину на Руси январь называли “сечень”, т. к. он словно рассекает зиму на две половины. Древние римляне называли этот месяц в честь Бога Солнца и Света Януса январем. На пальцах правой руки Януса было начертано число 300, на левой – 65; 365 – это количество дней в году).
2. Чистописание.– В январе обычно стоят морозы и метут метели. А метель то стелется по земле позёмкой, то взмывает вверх снежной пылью. Так и мы в написании букв должны соблюдать высоту такого элемента, как “петля”.
– Кто был самым внимательным, тот догадался, какое словосочетание “спряталось” в этой записи. (Зимние праздники)
– Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем об имени существительном, посвящен он будет русским зимним праздникам.
3. Словарная работа.
Слово “праздник” – словарное. Какое оно имеет значение? Узнаем об этом из толкового словаря С. И. Ожегова.
(1 ребенок зачитывает из словаря:
– день торжества, установленный в честь кого-нибудь или чего-нибудь;
– выходной нерабочий день;
– день, особо отмечаемый обычаем или церковью;
– день радости, торжества по поводу чего-нибудь;
– день развлечений, игр)
Итак, праздник – это Д ень.
Непроизносимый согласный “д” в корне, который нам нужно запомнить, будет у нас ассоциироваться теперь с каким словом? (день)
Запишите это в словари, поставьте ударение, подчеркните непроизносимую согласную, требующую запоминания.
А в тетрадях запишем словосочетания (ученики выходят к доске по одному и пишут под диктовку с комментированием):
Прекрасный праздник, праздничный салют, праздновать в декабре, праздная жизнь.
– Как вы поняли последнее словосочетание?(“праздный”-ничем не занятый, без дела, без полезных занятий)
– Найдите в этих словосочетаниях родственные слова. Какие слова мы называем родственными? (Слова, у которых один и тот же корень и общее лексическое значение)
– А как еще можно назвать родственные слова? (однокоренные)
– Найдите общий корень (-праздн-). Выделите его.
4. Работа по теме урока.– Какие зимние праздники вы знаете?
– Сегодня,19 января, Православная церковь отмечает праздник Крещение. Об этом поговорим позже.
– А какой праздник самый любимый и долгожданный для вас? (Новый год)
Перед вами небольшой текст. Вставьте в него пропущенные буквы, но сначала его прочитаем. (1 ученик у доски вставляет буквы и всё доказывает)
Петр I издал ука… встр…ч…т… Новый го… 1 …нваря. Люди в г…р…дах и сёлах укр…шали д…ма хвойными ве…ками.
Запишите этот текст себе в тетрадь. Найдите имена существительные. А что такое имя существительное? (дети повторяют правило).
-Как называются существительные, отвечающие на вопрос КТО? (одушевленные)
-Как называются существительные, отвечающие на вопрос ЧТО? (неодушевленные)
Определите, одушевленные и неодушевленные существительные.
Выполним синтаксический разбор последнего предложения (1 ученик у доски с полным комментированием).
5. Зрительная гимнастика.
В разных местах над доской – снежинки с буквами С,В,Я,Т,К,И.
В результате зрительных упражнений читают слово.
– Какое слово прочитали? Так называется время от Рождества до Крещения? В этот период ходили ряженые, водили хороводы, происходили гадания.
6. Работа по теме урока (продолжение).
1) Рождество – семейный праздник. Хозяйка всегда готовила самые вкусные блюда. Я вам предлагаю составить меню Рождественского обеда так, чтоб в названиях блюд были все согласные твердые (комментирование с места):
Салат, пюре, котлеты, уха, борщ, взвар, рагу, блины, зраза.
– Значение какого слова вам не понятно? (Взвар).
– Ребята, это устаревшее слово, оно означает разновидность напитка из сухофруктов. А как мы на современном языке называем напиток из сухофруктов? (Компот).
Определите род у выписанных имен существительных.
2) А сейчас прочитайте текст на карточке 1.
Крещение.
Крещение или Богоявление отмечается 19 января. Праздник установлен в память крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан в возрасте 30 лет Иоанном Крестителем. Считается, что в этот день вода в реках святая.
Найдите и подчеркните в тексте имена собственные.
– Какие существительные называются именами собственными?
– Как называются все остальные имена существительные?
Проверка фронтальная.
7. Физ. минутка.
– Как изменяются имена существительные? (по числам).
Сейчас немного отдохнем. Встали из-за парт. Если я называю сущ. Ед. числа, вы – прыгаете на одной ноге и машете одной рукой , если сущ. Мн. Числа – прыгаете на двух ногах и машете двумя руками. Понятно? Начали!
8. Самостоятельная работа с текстом.
У детей на партах карточка 2.
Расставить предложения в правильном порядке и озаглавить текст.
За песни они получали подарки и сладости. Святки и Масленица – самые весёлые народные праздники. На Святки дети ходили по домам и колядовали.
Во время проверки дети читают получившиеся тексты и свои заголовки.
Пока весь класс выполняет самостоятельную работу, 2 ученика работают у доски по индивидуальным карточкам:
- Выполняет фонетический разбор слова “ель”. После проверки – вопрос: – Что такое предложение? Оценка ответа.
- Выписать только имена существительные и приписать к ним слова, противоположные по значению:
Начало-
Легкий-
Ночь-
Тянуть-
Зло-
Твердый-
Война-
После проверки – вопрос: – Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
9. Итог урока.
Тема зимних праздников нашла отражение и в творчестве великих русских художников. Рассмотрите репродукции картин В. И. Сурикова “Взятие снежного городка” и Б. М. Кустодиева “Масленица”
-Что на них изображено? Какое настроение они передают?
Наш урок подошел к концу. Надеюсь и у вас прекрасное настроение. Вы очень хорошо работали. Особенно активны были…
10. Домашнее задание.
Открываем дневники, записываем: с. 10, № 236 + 10 словарных слов. Наш урок окончен.