Цели:
- Активизировать словарь и расширить представления детей по лексической теме «Зима».
- Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкактельными суффиксами и подборе родственных слов.
- Учить составлять предложение по образцу.
- Закрепить знание названий цвета и умение подбирать определения к слову.
- Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику, координацию речи с движением.
- Развивать внимание, восприятие и сенсорные способности.
Оборудование:
- предметные картинки: снег, снежинка, снеговик, снегурочка, снегири;
- картинки-опоры для проведения массажа (Т.А. Куликовская);
- массажные мячи, ленты; картинка- загадка;
- ёлка, ёлочные украшения – разноцветные шары.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Посмотрите, какие красивые узоры нарисовал на окне мороз. Сегодня на улице очень холодно. А мы мороза не боимся, мы всегда бодрые и весёлые, потому что нам помогает массаж – «наше солнышко». Покажем, как мы его делаем?
II. Массаж лицевых мышц.
Ладошка – это солнышко, а пальчики – лучи.
|
(поглаживающие круговые движения
правой рукой левой ладони и наоборот, поочерёдное поглаживание пальчиков) (поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей) (поглаживание от носа к средней части ушей) (поглаживание от середины подбородка к нижней части ушей потянуться руками вверх улыбнуться) |
III. Работа по теме:
1. Дидактическая игра «Доскажи словечко». Подбор родственных слов к слову «снег».
Зимой все покрыто белым, пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом.
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю …(снег)С неба всё скользят пушинки
Серебристые …(снежинки)Словно в белый пуховик
Нарядился …(снеговик)Рядом снежная фигурка
Это девочка …(снегурка)На снегу-то посмотри
С красной грудкой …(снегири)Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил …(снег)
2. Игра с мячом «Скажи ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Снег – снежок, зима -…, ветер -…, снегурка -…, снежинка -…, мороз -… и т.д.
3. Посмотрите на картинку-загадку. Какого предмета не хватает?
Ёлка | - снежинка | - снеговик |
Снеговик | - ёлка | - снежинка |
Снежинка | - снеговик | - ? |
Нам для новогоднего праздника тоже нужна ёлка?
А где растут ели? Давайте мы с вами отправимся в лес.
IV. Динамическая пауза.
А попасть мы туда сможем, прокатив мяч по снежным дорожкам.
(прокатить массажный мяч по волнистым дорожкам)
я совсем замёрзла. А вы, ребята? Что нужно делать, чтобы не замёрзнуть на улице?
(ответы)
Упражнение «Погреем ушки». Массаж биологически активных точек ушной раковины.
Ушки ты свои найди
и скорей их покажи.Ловко с ними мы играем
вот так хлопаем ушами.А сейчас все тянем вниз,
ушко, ты не отвались!А потом, а потом
покрутили козелком.Ушко, кажется, замерзло
отогреть его так можно.
Упражнение на координацию речи с движением «Снежки».
Раз ,два, три, четыре
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем – совсем не сладкий.
Раз – подбросим, два – поймаем
Три – уроним и сломаем.
4. Подбор определений к слову «ЁЛКА».
Вот мы и добрались до лесной полянки. Нравится вам ёлочка?
Ёлочка (какая?) …. Ответы детей.
V. Составление предложений по образцу.
К новогоднему празднику ёлочку нужно украсить?
Чем украшают елочку?
Я взяла с собой разноцветные шары.
Мы будем ёлку наряжать и составлять красивые предложения.
Например: Я повесила голубой шар.
VI. Итог занятия. Сюрпризный момент.
Игра «Чудесный мешочек».
- определить на ощупь;
- по запаху.
Детям раздаются мандарины.