Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, репродуктивный.
Оборудование: иллюстрации чемодана, компаса, рюкзака, шляпы, шифровка слова «вокзал», словарные слова на карточках: путешествие, вокзал; словари для индивидуальной работы; иллюстрация Мудрой Совы, учебник, слова на карточках (из упр. 5, с. 73), названия станций: «Эрудит», «Занимательная», «Самостоятельная», «Сочинительная».
Ход урока.
I. Мотивация. (приветствие в стихах). «Свет солнца в ладони возьму. Ребята, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относится к окружающим вас людям. Открыли тетради, записали число и классная работа. II. Актуализация. 1. (отгадывают загадку) «Она приходит с ласкою (Весна.) С приходом весны изменилось ли у вас настроение? (да) Каким оно стало? (хорошее, задорное, веселое, бодрое). Как назовем эти слова? Какие еще группы слов с точки зрения их происхождения вы знаете? (синонимы). Цель урока: научимся делить слова на группы. А у меня тоже хорошее настроение. Как вы думаете, куда я собралась? (вывешиваю иллюстрации чемодана, компаса, рюкзака, шляпы, сумки и т.д.) Дети: в путешествие. (карточка со словом) Как вы догадались? И вас приглашаю! А откуда начнем путешествовать? (расшифровать слово) Какое слово составили? (вокзал) Записываем в тетрадь. Работаем с печатными словариками. Как вы думаете как объяснить слово «вокзал», попытайтесь подобрать значение слова. Дети: вокзал – это большое помещение, где люди-пассажиры приобретают билеты и ожидают транспорта. Бывает: железнодорожный, авто. 2. Работа со словарем (этимологическим). А давайте прочитаем, как дают определение этого слова авторы этимологического словаря. (читают дети) Откуда пришло к нам это слово? (из Англии) Значит, к какой группе слов мы его отнесем? (к иноязычным, к заимствованным) Вывод: Так на какие 2 группы делятся слова с точки зрения их происхождения. (исконные и заимствованные) III. Физкультминутка. Итак, отправляемся в путешествие. Вагончики присоединились друг к другу. «Загудел паровоз IV. Знакомство с новым материалом. 1. Станция «Эрудит». a) Мудрая Сова принесла вам в клюве части слов. А вы должны собрать целые, подбирая к части из левого столбика часть из правого столбика. (пишу на доске)
б) Работа по учебнику (с.71, у.1) в) Так только ли целые слова пришли к нам из других языков? (нет, у некоторых слов пришли и части) Вывод: читаем в учебнике. V. Закрепление новых знаний. 2. Станция «Занимательная» (с.71,72, у.2)
3. Станция «Самостоятельная» (у.4, с.72,73) (работаем карандашом в учебнике)
4. Станция «Сочинительная» (у.5, с.73)
VI. Рефлексия. Встречают родители и спрашивают:
VII. Домашнее задание.
VIII. Речевка. Спасибо за старание |
Метод: беседа.
Метод: проблемный, репродуктивный, иллюстративный.
Если затрудняются ответить, то разворачиваю иллюстрацию. Путь шествие путешествие вокзал
Образование слова.
Метод:
Метод: проблемный, иллюстративный, пояснительный. Иллюстрация Совы.
Метод: продуктивный. Ветеран, легенда, пират. Народное поверье, морской разбойник, старый воин.
Метод: частично-поисковый.
Дифференцированный подход.
Фронтальная проверка.
Метод: беседа. |