Проект урока русского языка. Тема: "Заимствование слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, репродуктивный.

Оборудование: иллюстрации чемодана, компаса, рюкзака, шляпы, шифровка слова «вокзал», словарные слова на карточках: путешествие, вокзал; словари для индивидуальной работы; иллюстрация Мудрой Совы, учебник, слова на карточках (из упр. 5, с. 73), названия станций: «Эрудит», «Занимательная», «Самостоятельная», «Сочинительная».

Ход урока.

I. Мотивация.

(приветствие в стихах).

«Свет солнца в ладони возьму.
И к сердцу положу
И станет все вокруг
Добрее и светлее».

Ребята, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относится к окружающим вас людям.

Открыли тетради, записали число и классная работа.

II. Актуализация.

1. (отгадывают загадку)

«Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.

(Весна.)

С приходом весны изменилось ли у вас настроение? (да)

Каким оно стало? (хорошее, задорное, веселое, бодрое).

Как назовем эти слова? Какие еще группы слов с точки зрения их происхождения вы знаете? (синонимы).

Цель урока: научимся делить слова на группы.

А у меня тоже хорошее настроение. Как вы думаете, куда я собралась?

(вывешиваю иллюстрации чемодана, компаса, рюкзака, шляпы, сумки и т.д.)

Дети: в путешествие. (карточка со словом)

Как вы догадались? И вас приглашаю! А откуда начнем путешествовать?

(расшифровать слово)

Какое слово составили? (вокзал)

Записываем в тетрадь. Работаем с печатными словариками.

Как вы думаете как объяснить слово «вокзал», попытайтесь подобрать значение слова.

Дети: вокзал – это большое помещение, где люди-пассажиры приобретают билеты и ожидают транспорта. Бывает: железнодорожный, авто.

2. Работа со словарем (этимологическим).

А давайте прочитаем, как дают определение этого слова авторы этимологического словаря.

(читают дети)

Откуда пришло к нам это слово? (из Англии)

Значит, к какой группе слов мы его отнесем?

(к иноязычным, к заимствованным)

Вывод:

Так на какие 2 группы делятся слова с точки зрения их происхождения.

(исконные и заимствованные)

III. Физкультминутка.

Итак, отправляемся в путешествие. Вагончики присоединились друг к другу.

«Загудел паровоз
И вагончики повез
Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук».

IV. Знакомство с новым материалом.

1. Станция «Эрудит».

a) Мудрая Сова принесла вам в клюве части слов. А вы должны собрать целые, подбирая к части из левого столбика часть из правого столбика. (пишу на доске)

  • Кто сможет объяснить значение этих слов.
  • Почему затрудняетесь?
  • Обратимся к у.1.
  • Запишем слова.
  • Из скольких частей состоят эти слова? (из 2х)
  • А эти части, – к каким частям слова относятся? (к корню)

б) Работа по учебнику (с.71, у.1)

в) Так только ли целые слова пришли к нам из других языков? (нет, у некоторых слов пришли и части)

Вывод: читаем в учебнике.

V. Закрепление новых знаний.

2. Станция «Занимательная» (с.71,72, у.2)

  • Выйдут ребята, которые сидят за 2ой партой слева. (им даю карточки со словами)
  • А теперь выйдут ребята, которые сидят за 1 партой справа. (им даю карточки)
  • Первые читают слово, а вторые должны быстро найти объяснение.
  • Какие это слова? (заимствованные)
  • Поехали дальше.

3. Станция «Самостоятельная» (у.4, с.72,73)

(работаем карандашом в учебнике)

  • Одно из предложений записать.

4. Станция «Сочинительная» (у.5, с.73)

  • Из какой сказки пришел герой? (Э.Успенского «Чебурашка и его друзья»)
  • Чебурашка, хочет пригласить детей на праздник. Помогите ему составить приглашение, используя данные слова. А для этого мы разделимся на группы. Каждой группе я дам слово, записанное на карточке, а вы должны дружно составить предложение с этим словом. (1гр. – карусель, 2гр. – аттракцион, 3гр. – сюрприз, 4гр. – фокус, 5гр – фейерверк.)
  • А кто из этих предложений смог составить приглашение? (2 человека)
  • А заимствованные слова, из каких языков к нам пришли? (французский, немецкий, английский.)

VI. Рефлексия.

Встречают родители и спрашивают:

  • Что нового о словах узнали в путешествии? (заимствованные слова и части слов)
  • С какими заимствованными словами?
  • Вы все прекрасно работали. Были внимательны и уважительны друг к другу. А кто же из ребят на ваш взгляд работал лучше всех?

VII. Домашнее задание.

  • А дома вы поработаете со словарем и выполните у.3, с.72.

VIII. Речевка.

Спасибо за старание
Ведь главное желание
А навык и умение
С годами к нам придут.

Метод: беседа.

 

 

 

 

 

Метод: проблемный, репродуктивный, иллюстративный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если затрудняются ответить, то разворачиваю иллюстрацию.

Путь шествие

путешествие

вокзал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образование слова.

 

 

 

Метод:

 

 

 

 

 

Метод: проблемный, иллюстративный, пояснительный.

Иллюстрация Совы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод: продуктивный.

Ветеран, легенда, пират.

Народное поверье, морской разбойник, старый воин.

 

 

 

 

 

 

Метод: частично-поисковый.

 

 

Дифференцированный подход.

 

Фронтальная проверка.

 

 

Метод: беседа.