Урок по теме «Природные условия города Мариинска».
Цели:
- раскрыть особенности природных условий города;
- развивать речевую активность, умения самостоятельно добывать, знания из различных источников, конспектировать;
- способствовать воспитанию патриотизма, любви к родному краю, малой родине.
Оборудование:
- карты Кемеровской области: физическая, административно-территориальная, социально-экономическая;
- атласы, карты г. Мариинска, Российской Федерации, рисунки, плакаты, герб города.
Структура урока
I. Организационный момент.
Учащиеся класса рассаживаются по группам (по 4 человека, 6 групп)
II. Целеполагание.
Учитель: «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». Любовь к Родине, к Отчизне воспитывается с малого - с любви к своему городу. Тема нашего занятия — «Природные условия города Мариинска». Мы должны раскрыть особенности природных условий города, узнать больше, лучше свой город и полюбить его еще больше. Кто знает стихи о городе?
(Зачитываются стихотворения) из сборника "Наш цветок деревянный" местных авторов. "Город над рекой", "Мой Мариинск".
“Город над рекой”
Город деревянный и простой,
С древней самобытной красотой,
Люди в нём живут красивые
И в делах счастливые.
Город, город, дорогой!
Город, горд над рекой.
Ты один у нас такой.
И не нужен нам другой.
“Мой Мариинск”
На берегу, где горы Арчекаса
Узорами повисли над рекой,
На северной окраине Кузбасса
Растет и хорошей город мой.
Мой Мариинск с шагами пятилетий,
Не старишься, ты вечно молодой.
Как хорошо, что где-то на планете,
Есть ты – частица Родины большой!
III Практическая часть по группам:
1-я группа характеризует географическое положение города.
а) Работа с контурами Кемеровской области, обвести границы, нанести город Мариинск и его координаты.
б) подписать все граничащие области и районы.
в) описание герба города. <рисунок1>
2-я группа характеризует геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые.
3-я группа - климат.
а) диаграммы климатические: столбчатая: годовая температура, среднегодовая;
б) просмотр видеофильма «Четыре времени года».
4-я группа характеризует: внутренние воды:
а) река Кия;
б) озера (Чёрное, Копытце и т.д.) в окрестностях города.
5-я группа характеризует население города.
а) характеристика столбчатой и круговой диаграмм. (изменение населения по годам).
6-я группа характеризует - экологические проблемы города.
а) работа по экологической карте Кемеровской области;
б) сведения из общества «Охраны природы города».
в) видеофильм о загрязнении города (о мусорках в черте города, рынок и т. д.)
IV Итог урока: Мы раскрыли особенности природных условий города. Каждая группа использовала свою форму раскрытия, но все мы почерпнули очень много новых знаний о нашем городе. А некоторые учащиеся свою любовь к городу выразили через рисунки.<рисунок 2>