Цели:
- обобщить знания учащихся по разделу «лексика» из блока «Как устроен наш язык»; познакомить с интересными фактами языка;
- прививать интерес к родному языку через развитие монологической речи и лексического запаса учащихся;
- воспитывать коммуникативность: «ученик – учитель», «ученик – ученик».
Оборудование: карточки со словами: «антонимы», «омонимы», «синонимы», «лексика».
Ход урока
I. Организационный этап.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
II. Актуализация опорных знаний.
1. Сегодня на уроке мы опять окунемся в мир слов русского языка. А какой раздел нашего учебника нам в этом поможет?
– Что такое «Лексика»?
– Что она изучает?
– К концу урока мы с вами должны будем составить таблицу – схему «Лексика» и ещё раз вспомнить: из каких слов состоит русский язык.
2. Каким путем будем работать на уроке:
- путем размышления (благородный);
- путем опыта (горький);
- путем подражания (легкий).
3. Я очень люблю шуточные стихи. Вот такое, например: «Любопытный суслик».
Суслик выскочил из норки.
И спросил у рыжей Норки:
– Где вы были?
– У лисички!
– Что вы ели там?
– Лисички!
– Чем интересно это стихотворение?
– Объясните значения одинаковых слов.
– Что общего в этих словах?
– Чем они отличаются?
4. Работа с классом. С. 87, упр. 4.
5. Словарная работа (в парах).
– К словам каждой строчки подобрать словарное слово, близкое по значению.
Труд, дело – (работа).
Путь, шоссе – (дорога).
Внезапно, неожиданно – (вдруг).
Пейзаж, натюрморт – (картина).
(фронтальная проверка)
– Как в русском языке называются слова близкие по значению, но разные по написанию?
– Зачем нужны слова - синонимы?
6. Работа с заимствованными и исконно русскими словами.
С. 85, упр. 1 (1 часть).
– Прочитаем задание.
– Как вы думаете, какое из этих слов является заимствованным, а какое исконным?
– Что нам поможет убедиться в правильности ответов? (Толковый словарь.)
2 часть упражнения выполнить самостоятельно.
III. Фшминутка.
IV. Закрепление изученного.
1. Работа в группах.
– За одну минуту записать как можно больше слов антонимов.
2. Самостоятельная работа. С. 88, упр. 6.
Дополнительно упр. 5.
V. Итог.
1. Посмотрите на таблицу-схему. Удалось ли нам её составить?
– Какие слова входят в раздел «Лексика»?
– Но на этом изучение слов русского языка не закончилось, на следующих уроках узнаем новое.
2. Что на уроке для вас было самым легким?
– Какие задания вызвали затруднения?
– Изобразите свое настроение в тетради цветными карандашами (красным – испытывали трудности весь урок, синим – испытывали трудности на отдельных этапах урока, зеленым – испытывали комфортность весь урок).
VI. Домашнее задание.
Для тех, кто изобразил свое настроение красным цветом на дом даны индивидуальные карточки, синим – с. 88, упр. 7, зеленым – с. 86, упр. 3.