Урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. обобщить знания учащихся по разделу «лексика» из блока «Как устроен наш язык»; познакомить с интересными фактами языка;
  2. прививать интерес к родному языку через развитие монологической речи и лексического запаса учащихся;
  3. воспитывать коммуникативность: «ученик – учитель», «ученик – ученик».

Оборудование: карточки со словами: «антонимы», «омонимы», «синонимы», «лексика».

Ход урока

I. Организационный этап.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Актуализация опорных знаний.

1. Сегодня на уроке мы опять окунемся в мир слов русского языка. А какой раздел нашего учебника нам в этом поможет?

– Что такое «Лексика»?

– Что она изучает?

– К концу урока мы с вами должны будем составить таблицу – схему «Лексика» и ещё раз вспомнить: из каких слов состоит русский язык.

2. Каким путем будем работать на уроке:

  • путем размышления (благородный);
  • путем опыта (горький);
  • путем подражания (легкий).

3. Я очень люблю шуточные стихи. Вот такое, например: «Любопытный суслик».

Суслик выскочил из норки.

И спросил у рыжей Норки:

– Где вы были?

– У лисички!

– Что вы ели там?

– Лисички!

– Чем интересно это стихотворение?

– Объясните значения одинаковых слов.

– Что общего в этих словах?

– Чем они отличаются?

4. Работа с классом. С. 87, упр. 4.

5. Словарная работа (в парах).

– К словам каждой строчки подобрать словарное слово, близкое по значению.

Труд, дело – (работа).

Путь, шоссе – (дорога).

Внезапно, неожиданно – (вдруг).

Пейзаж, натюрморт – (картина).

(фронтальная проверка)

– Как в русском языке называются слова близкие по значению, но разные по написанию?

– Зачем нужны слова - синонимы?

6. Работа с заимствованными и исконно русскими словами.

С. 85, упр. 1 (1 часть).

– Прочитаем задание.

– Как вы думаете, какое из этих слов является заимствованным, а какое исконным?

– Что нам поможет убедиться в правильности ответов? (Толковый словарь.)

2 часть упражнения выполнить самостоятельно.

III. Фшминутка.

IV. Закрепление изученного.

1. Работа в группах.

– За одну минуту записать как можно больше слов антонимов.

2. Самостоятельная работа. С. 88, упр. 6.

Дополнительно упр. 5.

V. Итог.

1. Посмотрите на таблицу-схему. Удалось ли нам её составить?

– Какие слова входят в раздел «Лексика»?

– Но на этом изучение слов русского языка не закончилось, на следующих уроках узнаем новое.

2. Что на уроке для вас было самым легким?

– Какие задания вызвали затруднения?

– Изобразите свое настроение в тетради цветными карандашами (красным – испытывали трудности весь урок, синим – испытывали трудности на отдельных этапах урока, зеленым – испытывали комфортность весь урок).

VI. Домашнее задание.

Для тех, кто изобразил свое настроение красным цветом на дом даны индивидуальные карточки, синим – с. 88, упр. 7, зеленым – с. 86, упр. 3.