Мониторинг как средство управления качеством образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Важную роль в эффективности управления учебным заведением играет мониторинг, создающий необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. «Мониторинг - это наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека (Большой энциклопедический словарь, с.831» Термины «педагогический мониторинг», «мониторинг качества» появились в сфере образования сравнительно недавно. Существует несколько определений термина «педагогический мониторинг»

«Педагогический мониторинг» - это система организации сбора, хранения, обработки распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития.

«Педагогический мониторинг»- это организованное целевое, системное наблюдение за качеством образования в системе образовательных учреждений, позволяющее отслеживать как отклонение от государственных образовательных стандартов, так и уровень удовлетворения образовательных потребностей населения. Каждый автор даёт определение педагогическому мониторингу и подразумевает конкретный вид деятельности (управленческий, педагогический, методический). Объектами педагогического мониторинга являются все участники педагогического процесса (учителя, ученики, классные руководители и сам педагогический процесс).

Проведение мониторинговых исследований возможно в три этапа:

1 этап. Подготовительный

1. Постановка цели.
2. Определение объекта.
3. Установка сроков проведения.
4. Изучение соответствующей литературы.
5. Разработка инструментария для проведения педагогического мониторинга.

2 этап. Практический

Сбор информации:

-наблюдение
-собеседование
-тестирование
-анкетирование
-выход на уроки
-контрольные работы

3 этап. Аналитический

1. Систематизация полученной информации.
2. Анализ полученных данных.
3. Разработка рекомендаций и предложений на последующий период.
4. Выводы.

При проведении анализа возможно сочетание текстовой аналитической справки, схем, графиков, таблиц, диаграмм и др. На заключительном аналитическом этапе необходимо сделать вывод, разработать рекомендации.

Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет. Насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства ( формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и возрастным особенностям школьников, специфике среды их жизнедеятельности. То есть, четкая организация работы на основе последовательных действий в проведении мониторинга способствует достижению его эффективности. Управление эффективно, если оно опирается не только на информацию на фиксированном уровне качества образования обучающихся на данный момент времени, но и предполагает анализ причин его несоответствия определенным нормам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса. Такой анализ требует рассмотрения в единстве следующих компонентов мониторинга: «условия», «процесс», «результат».

Требования к организации и проведению педагогического мониторинга

1. Наличие программы мониторинговых исследований
2. Набор и форма показателей мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени.
3. Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования.
4. Итоги педагогического мониторинга оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, письменного анализа с рекомендациями
5. При проведении педагогического мониторинга необходимо соблюдать следующие условия:

-системность
-продолжительность во времени
-сравнимость
-объективность
-комфортность

Рекомендации по организации и проведению педагогического мониторинга

1. Необходимо определить направления деятельности по организации и проведению мониторинга:

-в соответствии с функциональными обязанностями
-в соответствии с инновационной, экспериментальной деятельностью данного образовательного учреждения
- в соответствии с целями и задачами данного образовательного учреждения

2. При организации и проведении мониторинга необходимо учитывать, что основной целью является непрерывное отслеживание результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося

3. В начале учебного года необходимо провести вводные (нулевые)срезы по определению качества знаний обучающихся по предметам и другим направлениям.

4. Целью среза можно считать определение уровня качества знаний обучающихся в начале цикла обучения

5. Составляется график проведения среза, который утверждается директором образовательного учреждения

6. Срез проводится и проверяется ассистентом, результаты анализируются, выводы и предложения обсуждаются с педагогами и учениками

7. Анализ результатов срезов необходимо использовать при выборе адекватной методики обучения, формировании мотивации обучающихся, коррекции учебного процесса

8. В планах внутришкольного контроля необходимо запланировать время проведения промежуточных и итоговых срезов.

Проведение промежуточного среза необходимо для оценки успешности продвижения обучающихся в предметной области, на основании данных срезов учитель оценивает успешность выбора своей методики обучения, проводит корректировку учебного процесса, выбранных подходов и методов обучения.

Итоговый срез проводится по результатам обучения за две недели до окончания учебного года. Результаты итогового среза анализируются в соответствии с результатами текущих срезов.

9. Для успешного отслеживания уровня обученности, качества формирования общеучебных навыков, общеучебных мыслительных умений необходимо формировать содержание образования таким образом, чтобы на каждом этапе обучения выделялись общеучебные, специальные умения и навыки обучающихся

10. Мониторинг уровня обученности планировать по ключевым точкам учебного материала на каждом этапе обучения, которые обеспечивают достаточно успешное усвоениение материала и, как следствие, продвижения в практике его применения

11. Для получения объективных результатов уровня обученности проводить отслеживание по трем показателям: выполнение стандарта ( процент успеваемости), качество знаний ( процент качества знаний), степень обученности класса

12. Анализ уровня обученности проводить с учетом всех уровней

Существенной особенностью мониторинга является определение общей обученности школьников.

По мнению А.К. Марковой, обученность - это те характеристики психического развития, которые сложились в результате предыдущего года обучения. т.е. запас знаний сегодня

Л.Н. Засорина считает, что обученность - это глубинная характеристика личности обучающегося и одновременно показатель успешности усвоения ЗУН, готовности к продолжению образования.

В.Н. Максимова утверждает, что обученность - это владение учеником системой знаний и умений за определенный период обучения.

Мониторинг уровня обученности ( уровень обученности - это результат усвоения знаний и сформированности общих и специальных умений) можно отслеживать традиционным способом измерения- по успеваемости ( абсолютная и качественная успеваемость).Это процентный показатель успеваемости учащихся, который в последнее время чаще всего используется в формулировке и «процент обученности обучающихся». Данный показатель учитывает процентное отношение обучающихся, успевающих по определенной дисциплине, к общему количеству обучающихся класса.

Другим показателем является процент качества знаний обучающихся ( на «4» и «5»). Наиболее объективной из действующих методик измерения уровня обученности класса или группы обучающихся, на наш взгляд, является показатель СОК- степень обученности класса ( формула В.П.Смирнова)

СОК = , где

n5- количество пятерок, полученных в результате тестирования
n4- количество четверок
n3- количество троек
n2- количество двоек
n - общее количество учащихся

Мониторинг результативности учебного процесса