Цель проекта:
- Создание условий для формирования здорового образа жизни детей, укрепления физического и психического здоровья путём осуществления комплекса медицинских, физкультурно-спортивных мероприятий.
- Создание условий для расширения экологических знаний и практической деятельности по улучшению состояния окружающей среды.
- Формирование нравственного отношения к природе, развитие практических навыков изучения природы.
- Создание условий для развития творческих способностей детей, фантазии и воображения
- Создание условий для развития лидерских качеств у детей.
Главное назначение проекта – представить идейный замысел и путь достижения, реализации этого замысла.
В этом смысле проект является образовательным, воспитательным, игровым (досуговым) и оздоровительным.
Содержание жизнедеятельности детей в лагере можно представить в программе «Здоровье», целью которой является социально- педагогическая и психологическая реабилитация детей с девиантным поведением, а так же детей из семей группы риска, нуждающихся в сохранении, укреплении, развитии и совершенствовании состояния здоровья.
Формы реализации: спортивные турниры, спартакиады, подвижные игры, закаливание, т.е. осуществление комплекса медицинских, психолого-педагогических, социальных и физкультурно-спортивных мероприятий
Объяснительная записка к проекту «Летние каникулы» в программе «Моя школа – моя гордость»
Каникулы – латинское наименование Сириуса, наиболее яркой звезды Галактики. В созвездии дней школьного года - самое яркое по эмоциональной окраске время.
Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности должен обязательно прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений.
Каникулы, в своём роде, клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки.
И вместе с тем, каникулы – всегда заряд новой энергии, настроения, приобретение новых сил; это продолжение освоения мира, его познания, богатейшее время воспитания и самовоспитания.
Задача педагогов и воспитателей - сделать это время для ребят интересным и незабываемым.
Во время летних каникул далеко не каждый родитель может предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить своё здоровье, снять напряжение, развить способности. Эти проблемы решаем мы, реализуя школьный проект «Летние каникулы» c 2002 года.
Целостность социокультурного пространства школы проявляется в целостности и взаимосвязи структурных компонентов всей школьной системы. Наиболее ярко это проявляется в организации каникул и летнего отдыха школьников. С этой целью на базе школы организуется летний лагерь, что стало традицией.
Спецификой организации жизнедеятельности детей в рамках летнего лагеря является продолжение реализации целей, задач, структуры учебно-воспитательной работы, проводимой в течение учебного года. Таким образом, в период каникул и летнего отдыха социокультурное пространство школы не прекращает свое функционирование, соответственно и влияние на детей, а переходит в новое качественное состояние, выражением которого является пришкольный лагерь.
Вместе с тем, обстановка школьного летнего лагеря существенно отличается от тех условий, которые характерны для организации учебно-воспитательного процесса в течение учебного года. В первую очередь это связано с отсутствием строгой регламентации деятельности и представлением ребенку более широкого спектра возможностей самореализации, свободного проявления инициатив. Главная задача оздоровительного лагеря – это прежде всего организация отдыха детей.
Идеи укрепления здоровья, развития, дополнительного образования, организации содержательного досуга и свободной самореализации воспитанников в условиях пришкольного лагеря рассматриваются в
единстве и составляют основу концепции летнего отдыха детей и подростков. Задачей педагогического коллектива является максимальное использование представляемых пришкольным лагерем возможностей, с точки зрения развития, воспитания и расширения жизненного опыта детей.
С этой целью на базе школы традиционно организуется лагерь для детей начальной школы «Радуга».
Цели и задачи организации пришкольного лагеря определяются необходимостью организации содержательного досуга детей в каникулярное время и необходимостью компенсации недостатков социальной среды и условий жизни ребенка. Выбор форм и методов организации работы в летнем лагере определяется:
- общими целями и задачами воспитания, развития и оздоровления;
- конкретными целями и задачами воспитательных мероприятий;
- возрастом детей;
- ожиданиями детей;
- условиями подготовки;
- возможностями воспитателей;
- наличием соответствующего методического материала.
Наиболее популярными формами работы в условиях пришкольного лагеря являются:
- спортивные игры, соревнования; походы, прогулки, экскурсии;
- телевизионные формы: «Угадай мелодию», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «КВН», представления, ярмарки; конкурсы «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Мы ищем таланты» и др.
Организация пребывания ребенка в лагере и отдельные воспитательные мероприятия должны способствовать тому, чтобы каждое дело стало достоянием каждого. Для этого необходимо, чтобы:
- задуманное, запланированное дело соответствовало возрасту детей;
- подготовка к мероприятию способствовала созданию радости в работе, поиску различных решений, возможности развития творческих способностей каждого ребенка;
- коллективное творческое дело стало полем самовыражения личности ребенка;
- любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, была бы услышана, по возможности принята и реализована;
- каждый ребенок нашел свое место в подготовке и осуществлении различных коллективных творческих дел.
Тип лагеря: оздоровительный лагерь
«Радуга»
Направление: оздоровление детей, развитие творческих способностей.
Задачи:
1. Укрепление здоровья детей.
2. Формирование умений и навыков заботы о своём здоровье.
3. Развитие фантазии и воображения, памяти и мышления.
4. Формирование умения общаться в условиях разновозрастного коллектива.
Общие положения:
1.1 Лагерь с дневным пребыванием детей является структурным подразделением школы №1, организуемым для реализации и ведения оздоровительной работы с учащимися в возрасте от 7 до 12 лет.
1.2. Лагерь функционирует в период летних каникул.
1.3. Лагерь не является юридическим лицом.
1.4. Лагерь организуется в целях создания условий для укрепления здоровья детей, развития их гигиенической и физической культуры; реализации медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей.
1.5. В своей деятельности лагерь руководствуется Законом РФ «Об образовании», настоящим Положением и Уставом школы, на базе которой он создаётся.
Организация и основы деятельности:
2.1 Лагерь открывается на основании приказа директора образовательного учреждения после приёма его районной комиссией
2.2 Лагерь комплектуется из числа учащихся начальной школы МОУ СОШ №1 п.Карымское.
2.3. Продолжительность пребывания детей в лагере, сроки проведения и количество смен определяется учредителем, исходя из условий школы и возможностей финансирования.
2.4. В лагере создаются группы, отряды, наполняемость которых определяется школой и комитетом образования с учётом возраста и интересов учащихся, санитарно-гигиенических норм, правил техники безопасности, финансовых и кадровых возможностей.
2.5. Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря на принципах демократии и гуманизма, развития инициативы и самостоятельности, с учётом интересов детей.
2.6. В лагере создаются необходимые условия для обеспечения отдыха и развлечений, физкультурно-оздоровительной работы, организации общественно-полезного труда.
2.7. Коллектив лагеря самостоятельно разрабатывает программу работы, основные направления жизнедеятельности, распорядок дня, организацию самоуправления и утверждает у директора школы.
2.8. Условия передачи лагерю помещений, инвентаря на временное пользование определяются приказом директора школы.
Кадры, условия труда
3.1 Директор лагеря утверждает структуру лагеря и штаты.
3.2 Подбор кадров лагеря осуществляется его организатором.
3.3 Начальник и педагогический состав назначаются из числа педагогических и иных работников школы.
3.4 Начальник лагеря:
-обеспечивает общее руководство деятельностью лагеря;
- утверждает правила внутреннего распорядка лагеря;
- издаёт приказы по лагерю, которые регистрируются в соответствующем журнале;
- на основе квалификационных характеристик разрабатывает и по согласованию с учредителем утверждает должностные обязанности работников лагеря, знакомит их с условиями труда, проводит с регистрацией в специальном журнале инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми;
- утверждает график работы персонала лагеря, отвечает за организацию учёта детей и персонала;
- создает необходимые условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы;
- несёт ответственность за организацию питания;
- действует на основании доверенности МОУ СОШ № 1.
3.5 При приёме на работу требуется медицинское заключение о состоянии здоровья.
Охрана жизни и здоровья детей в лагере
4.1. Начальник лагеря и персонал несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей, находящихся в лагере.
4.2. Работники лагеря и дети должны строго соблюдать дисциплину, выполнять правила внутреннего распорядка, режим дня, план воспитательной работы.
4.3. Купание детей разрешается начальником лагеря только в проверенных местах водоёмов, группами по 10 человек. Инструктаж по плаванью проводится в присутствии воспитателя и врача. В месте купания детей должны находиться спасательные средства.
4.4. Все помещения лагеря обеспечиваются противопожарными средствами. В лагере разработаны планы эвакуации детей в случае пожара и стихийных бедствий.
4.5. Сотрудники лагеря допускаются к работе после специального семинара, медицинского допуска, инструктажа по охране жизни и здоровья детей.
4.6. Организация питания детей в лагере основывается на примерных нормах питания, утверждённых постановлением Совета Федерации независимых профсоюзов России от 27. 05.93. № 6-6 (согласовано с Минздравом России, Мин образования России)
4.7. Организация походов, экскурсий проводится в соответствии с инструкцией по организации и проведению туристических походов, экскурсий с учащимися образовательных школ, утверждённой приказом Министерства образования РФ от28. 04. 95г. № 223
Финансирование, бухгалтерский учет и отчётность
5.1. Лагерь содержится за счет средств местного бюджета, Фонда социального страхования.
Планируемые доходы
№ | Источник | I. Сумма |
1.1. | Родительская плата на 1 ребенка | 100 р. |
1.2. | М.У. | 9000 р. |
1.3. | Управление соц. защиты | 3000 р. |
1.4 | Спонсоры | 3000.р |
Расходы на одного участника
№ | Вид расходов | В день на участника | Всего |
2.1 | Проживание | - | |
2.2. | Питание | 80 р. | 1440 р. |
2.3. | Транспорт | 1700 р. | |
2.4. | Культурно-массовые, досуговые мероприятия | 2000р. |
Общие расходы на реализацию проекта
№ | Расходы | Сумма |
3.1 | Заработная плата персонала | до 25% |
3.2. | Аренда | _ |
3.3. | Приобретение оборудования | 1500 р. |
3.4. | Хозяйственные, коммунальные расходы | 1500 р. |
3.5. | Учебно-методические расходы | 3000 р. |
3.6. | Реклама | 500 р. |
3.7. | Прочие расходы | 5000 р. |
3.8. | Сумма на непредвиденные расходы | 3000 р. |
Итого баланс доходов и расходов на реализацию проекта
Всего доходов | 101400 р. | 100% |
Ожидаемые результаты
Благодаря соблюдению санитарно-гигиенических условий, режима воспитательных и оздоровительных мероприятий и установлению эффективного способа коммуникации «ребёнок-педагог», дети могут снять физиологическое и психологическое напряжение организма, укрепить своё здоровье, овладеть умениями и навыками заботы о своём здоровье.
Занятия в различных кружках, участие в конкурсах, праздниках, соревнованиях, выставках способствуют развитию индивидуальных и творческих способностей детей.
Главное, чтобы в лагере прочно и надолго были прописаны детские Непосредственность и Дружба, Творчество, Романтика, Движение и плодотворные контакты с природой.
«Летние каникулы»
детского оздоровительного лагеря
«Радуга»
Определяя содержание программы, мы ставим перед собой задачу формирования гуманных черт личности воспитанника.
Игры на свежем воздухе, соревнования, физические упражнения, полноценное питание, часы здоровья помогут ребятам окрепнуть, восстановить силы к новому учебному году. Наша школа находится в 3 километрах от реки Ингода, рядом лесной массив, а в непосредственной близости к лагерю - садик на территории школы. Деятельность лагеря помогает ребятам развивать творческие способности. Мы хотим дать возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность, участвовать в решении вопросов жизни лагеря. Используя самоуправление в лагере, мы даём возможность ребятам пробовать себя в различных социальных ролях, накапливать опыт общения.
Содержание и пути реализации проекта «Летние каникулы »
Направление | Задачи | Формы |
Оздоровление детей | 1. Укреплять здоровье
детей. 2. Формировать умения и навыки заботы о своём здоровье |
- утренняя зарядка - походы - плавание в реке - закаливание - занятия гимнастикой - занятие ритмикой |
Развитие творческих способностей детей | 1Развивать фантазию и воображение, память и мышление. | - работа изостудии
«Радуга» - конкурсы рисунков - конкурсы стихов - инсценировки - занятие кружков |
План реализации проекта «Летние каникулы »
оздоровительного лагеря «Радуга с дневным пребыванием детей
Оздоровление детей:
№ | Дело | Отряды | Срок | Ответственный |
1 | Утренняя гимнастика | 1-2 | Ежедневно | Физрук |
2 | Отрядные спартакиады: «Сильнее, выше, быстрее» |
1-2 | В течение смены | Физрук |
3 | Деловая игра: «Здоровье, ты и твои друзья» |
1-2 | 03.06 | Волонтеры Воспитатели |
4 | Малые олимпийские игры | 1-2 | В течение смены | Физрук |
5 | Веселые старты: «Летний марафон» |
1-2 | 09.06 | Физрук |
6 | Прогулки на свежем воздухе. | 1-2 | Ежедневно | Воспитатели |
7 | Закаливание | 1-2 | Ежедневно | Медсестра |
8 | Ролевая игра: «Дорога к победе над собой» |
1-2 | 16.06 | Волонтеры Воспитатели |
9 | Круглый стол: «Соблюдение режима питания» | 1-2 | 04.06 | Волонтеры Воспитатели |
10 | Конкурсы: «Я за здоровый образ жизни», «Зелёная аптека» |
1-2 | 07.06
21.06 |
Волонтеры Воспитатели |
Развитие творческих способностей детей
№ | Дело | Отряд | Срок | Ответственный |
1 | Работа кружка «Весёлые нотки» | 1-2 | 2 раза в неделю | Руководитель кружка |
2 | Работа изостудии «Радуга» | 1-2 | 2 раза в неделю | Руководитель кружка |
3 | Экскурсии | 1-2 | По плану | Воспитатели |
4 | Конкурс рисунков на асфальте | 1-2 | 01.06 | Воспитатели |
5 | Конкурсы рисунков | 1-2 | По плану | Воспитатели |
6 | Конкурсы чтецов | 1-2 | По плану | Воспитатели |
7 | Викторина «Там на неведомых дорожках» | 1-2 | 11.06 | Воспитатели Волонтеры |
8 | Конкурс инсценированной сказки | 1-2 | 18.06 | Воспитатели |
9 | Конкурс поделок из подручного материала | 1-2 | 25.06 | Воспитатели |
10 | Викторина «Птички -невелички» | 1-2 | 08.06 | Воспитатели Волонтеры |
11 | Игра «Искатели клада» | 1-2 | 15.06 | Воспитатели |
12 | Конкурс «Мис-Июнь» | 1-2 | 22.06 | Воспитатели |
13 | Праздник «День Нептуна» | 1-2 | 17.06 | Воспитатели |
14 | «Праздник Цветов» | 1-2 | 24.06 | Волонтёры |
Программа смены реализуется в три этапа:
1. Организационный период: заселение, диагностика интересов и потенциала, запуск игровой модели, знакомство с правилами жизнедеятельности, формирование органов самоуправления.
2. Основной период: реализация принципов и идей игровой модели, включение детей в различные виды коллективно-творческой деятельности, работа кружков, проведение ролевых, деловых игр, походов, экскурсий.
3. Итоговый период: итоговая диагностика, обобщающая игра.
Попадая в условия летнего оздоровительного лагеря, ребёнок сталкивается со сменой привычной жизненной среды: новый режим дня, правила поведения, условия проживания, питания, новые лица, ограничения.
Понятно, что не каждый ребёнок адаптируется легко и безболезненно. Апатия, вялость, скука, рассеянность, плаксивость – это временная реакция ребенка.
Организационный момент может продлиться 5 – 7 дней, но педагог может его сократить, прибегнув к следующим мерам:
- избегать прилюдных замечаний;
- интенсифицировать общение в коллективе;
- разнообразить содержание занятий;
- проявлять максимум терпения, доброжелательности.
Социальные изменения требуют творческого поиска новых форм и методов подготовки кадров к грамотной организации летнего отдыха детей.
Проект содержит четыре главные линии, которые решаются совместно с реализацией программы «Моя школа – моя гордость»
1. Формирование здорового образа жизни и личной ответственности за будущее Росси.
2. Создание условий для формирования россиянина, способного жить в условиях культуры мира.
3. Создание условий для развития творческих способностей детей.
4. Создание условий для расширения экологических знаний.
Эти проектные линии реализуются через деятельность пришкольного оздоровительного лагеря дневного пребывания детей для учеников 1-5 классов. Проект имеет конкретные ожидаемые результаты, но в целом реализация проекта «Летние каникулы» приведет к совершенствованию воспитательной системы через:
- улучшение психологической комфортности в едином образовательном пространстве школы;
- повышение доверия, уважения, раскрытия творческих способностей;
- улучшение и укрепление здоровья детей;
- расширение гаммы воспитательных отношений;
- укрепление связей между разновозрастными группами детей.