Цели:
1. Закрепление приема вычитания, основанного на связи между вычитанием и сложением, умения находить результат вычитания в опоре на знание состава чисел.
2. Умение решать задачи на нахождение суммы и остатка. Умение пользоваться линейкой.
3. Развитие памяти, внимания, мышления.
4. Воспитание чувства дружбы, ответственности.
Оборудование: Дидактический материал. Солнечная система, портрет Ю.А. Гагарина, космонавт, карточки с круговыми примерами. Слоговые таблицы.
Ход урока
I. Орг. момент.
Сегодня на уроке мы будем закреплять решение всех видов примеров на вычитание в пределах 10.
Но урок пройдет в необычной форме: мы совершим путешествие в космос.
Давайте начнем подготовку к путешествию. Космонавты обязательно надевают скафандры, и мы тоже должны надеть снаряжение.
II. Для этого каждый из вас должен по очереди выбегать к столу,
брать шлем, называть пример и давать правильный ответ. Если вы правильно решили пример, забираете шлем и бежите на место – снаряжение у вас есть.
III. А сейчас нам нужно средство передвижения.
- На чем мы можем путешествовать? (Ответы детей).
Мы можем путешествовать на самолете, на ракете, на летающей тарелке. А для того чтобы узнать, на чем мы полетим, давайте решим задачу, и после этого мы из трех ответов выберем правильный.
ЗАДАЧА.
С аэродрома взлетели в небо 5 самолетов, а потом еще 2. Сколько всего самолетов взлетело?
- Назовите условие.
- Назовите вопрос.
- Что означает число 5?
- Что означает число 2?
- Чтобы узнать, сколько всего самолетов взлетело, при помощи какого действия будем решать?
5+2=7
- На наборном полотне при помощи цифр выставить решение.
- Назовите полностью ответ.
- Итак, на чем мы полетим?
5 - самолет
7 - ракета
10 - тарелка.
IV. Сейчас мы должны дать название нашей ракете. Давайте разгадаем ребус.
- Как называется наша ракета?
ВОСТОК
- На космическом корабле «Восток» Ю.А. Гагарин впервые облетел Землю.
- И мы сегодня отправляемся в полет.
V. Приготовились, надели «скафандры». Начинаем отсчет.
Считать будем с 2 до 10 и обратно, считая через 1.
2, 4, 6, 8, 10, 10, 8, 6, 4, 2, 0.
Пуск. (звучит музыка).
VI. Мы в космосе.
Давайте отдохнем.
Физминутка.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете,
На носки поднимитесь,
А потом - руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь.
(1,2 – стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты», 3,4 – основная стойка).
Первая планета на нашем пути «Марс» - ее называют Красной планетой, т.к. она состоит из красного камня. Напоминает своим цветом огонь и кровь, получила название в честь древнеримского бога войны. Эта планета в 2 раза меньше Земли.
Мы не можем к ней подлететь. Нас не пускают марсиане. Мы должны внимательно посмотреть и сказать, чем отличаются и чем похожи лица.
Молодцы!
VIII. Когда приезжают гости, то всегда приносят подарки. И мы марсианам подарим подарки, но не простые, а математические бусы. Чтобы подарить, прежде мы должны вставить пропущенные цифры.
(Повторение состава чисел)
10 – это сколько? 7 – это сколько?
9 – это сколько? 6 – это сколько?
8 – это сколько?
Чтобы полететь на следующую планету и чтобы нам больше никто не мешал, берем с собой проводника. Это космонавт.
Он предлагает полететь на планету «Юпитер» - Это самая большая планета Солнечной системы. Она названа в честь главного римского бога, царя богов. Она состоит из газов и жидкостей и не имеет твердых поверхностей.
- Что мы видим на пути?
Игра на внимание.
Тучка. Она у нас тоже не простая, а математическая. Посмотрите, рядом – звезды.
Посчитайте, сколько всего звезд.
Закрыли глаза. Что изменилось? (звезд 8). Как получилось?
10-2=8
Тучка закрыла еще 3 звезды. Сколько звезд? (5)
10-5=5 и т.д.
X. Чтобы отправиться на следующую планету, мы должны отгадать, как она называется.
Возьмите слоговые таблицы. Приложение №1.
Вместо цифр поставьте букву или слог.
12, 68, 14,13.
- Как называется планета?
«Сатурн» назван в честь одного из древнеримских богов, покровителей земледелия. Планета, как и Юпитер, состоит из газов и жидкостей и не имеет твердых поверхностей. Она имеет огромное кольцо, чем и отличается от других планет. Это кольцосостоит из кусков льда и камня.
XI. Космонавт приглашает нас дальше на планету «Уран». Планета получила свое название в честь древнейшего греческого божества, олицетворявшего небо. Она состоит из газов и на ней темно и холодно, она далеко от солнца.
На этой планете мы будем работать в тетрадях.
Запишите число.
Решим задачу №6 стр. 37 (М.И. Моро. Математика 1 класс, часть 2)
Часть ребят решают задачу при помощи краткой записи.
- Назовите условие.
- Назовите вопрос.
- Как узнать, сколько осталось?
- Решение запишите в тетрадь.
Взаимопроверка.
Физминутка.
Руки ставим все в разлет:
(руки в стороны)
Появился самолет.
Мах крылом туда – сюда.
Делай раз и делай два.
XII. Отправимся с космонавтом дальше. На планету «Нептун». Эта планета названа в честь древнеримского бога моря. Она состоит из газов. Планета далеко от солнца, на ней темно и холодно.
Туда мы полетим на летающих тарелках. Чтобы полететь, мы должны выложить летающую тарелку, решив круговые примеры (проверить).
XIII. И последняя планета, где мы сегодня побываем – это «Плутон». Эта планета была обнаружена в 1930 году. Это самая маленькая и самая отдаленная планета. Она названа в честь греческого божества, владыки подземного мира.
Но чтобы побывать на ней, космонавт предлагает еще одно испытание.
У нас на столе лежат три полоски. Измерить длину самой длиной, средней и короткой.
- На сколько см. самая короткая меньше средней?
- Как узнали?
Космонавт прощается с нами, мы возвращаемся, а куда мы приземлимся, узнаем после того, как решим примеры.
XIV.Возвращаться будем с помощью парашютов.
Ребенок, который опускается на парашюте на ответ, снимает кружок, под ним и открывает букву. Решив последний пример, дети читают слово.
ЗЕМЛЯ – это наша планета, она пока единственная, на которой есть вода и жизнь.
XV. Итог урока.
- Куда мы приземлились?
- Что узнали нового на уроке?
- А кто нам помогал в путешествии?