Цели:
- в занимательной форме подвести итоги работы по букварю;
- развитие познавательного интереса учащихся;
- воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки.
Ход праздника
Под музыку дети входят в зал и рассаживаются на стулья. Зал празднично украшен шарами, на сцене картинки с изображениями букв, карта «Страны Букварии», надпись «Спасибо, книга первая – Букварь!».
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня у нас торжественный день. Мы отправимся в необычное путешествие по необыкновенной стране. Страну эту вы не найдете ни на одной карте мира. Туда мы отправимся прямо сейчас на не совсем сказочном виде транспорта - на стульях. Итак, усаживайтесь удобнее на волшебные стулья и поехали.
Но, так как наше путешествие не совсем обычное, то путешествовать от одной станции к другой мы будем с песней «Мы едем, едем, едем…»
Дети поют:
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живется,
Мы песенку поем.
А в песенке поется,
О том, как мы живем.
Ведущий: Мы прибыли на первую станцию. Как она называется? (АБВГДейка). Кто же здесь живет? Сейчас узнаем.
Выходят два ученика, одетые в костюмы Тима и Тома. Они загадывают загадку:
Черные, кривые, от рождения немые.
Встанут в ряд – заговорят.
Ведущий: Алфавит, на сцену.
Выходят дети, выступающие в роли букв. На груди каждого ребенка прикреплена табличка с буквой. Они читают стихи Евгения Бергера.
А – арбуз, Б – бык, В – вол,
Г – гора, гараж и гол.
Д – доска, Е – ель, Ё – ёж,
В слове «ёж» и Ж найдешь.
З – забор, И – ил, Й – йод,
К – каникулы и кот.
Л – лимон, М – морс, Н – нить,
О – отрез, чтоб платье сшить.
П – парик, Р – рис, С – сон,
Т – трамвай или талон.
У – уха, Ф – финн, Х – хна,
Ц – цигейка и цена.
Ч – чащоба, Ш – шуруп,
Щ- щавель, а также щуп.
Ъ, Ы, Ь слов не начинают,
Но, хоть так и повелось,
Их не забывают.
Э – эмблема на станке,
Ю – юла в твоей руке,
Я – яйцо, и буква Я
В азбуке последняя.
Хором:
Эти буквы повтори,
Чтоб запомнить, раза три,
От начала до конца,
От арбуза до яйца.
Том: Молодцы! Алфавит вы очень хорошо знаете. А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете буквы.
Тим: Узнайте, о каких буквах идёт речь в наших загадках.
Тим и Том загадывают загадки о буквах.
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)
Чтобы «О» не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква … (Ю)
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук. (Ж)
Вы посмотрите – кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу? (Б)
Тим:
Народ толково и не зря
Расставил буквы букваря.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Том:
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Вместе:
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».
Ведущий: Молодцы! Вы хорошо знаете буквы. Наше путешествие продолжается.
Звучит музыка, дети поют песню.
В: Следующая станция называется… Прочитайте-ка ее название. (Помогай-ка). Мы должны кому-то помочь. Но кому?
За сценой раздаются крики: «Помогите! Помогите!» Появляются дети, одетые в костюмы Пекаря (девочка) и Сапожника (мальчик).
Пекарь: Нам нужно помочь. Говорят, вы уже знаете все-все буквы и умеете читать.
Сапожник: Случилось большое несчастье – ураган сорвал с вывесок магазинов буквы, и теперь мы не знаем, куда пойти за покупками.
Пекарь: Вы теперь грамотные дети, помогите вернуть буквы на место.
Детям даются слова-вывески: булочная - …улочная, посуда – посуд…, ткани – т…ани, книги - …ниги, молоко – мо…око, сахар – с…хар.
Пекарь: Спасибо, дети, за помощь!
Сапожник: Вы действительно хорошо умеете читать!
П:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать!
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
С:
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай ещё страницу!»
Вместе:
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Ведущий: А мы отправляемся на следующую станцию.
Дети поют песню.
Ведущий: Что за станция какая-то странная. И название у нее непонятное: «Напугай-ка».
Под фонограмму песни «Как известно, мы народ горячий…» выходят разбойники (их роль исполняют три человека).
1 разбойник: А чего это вы на нашу станцию заявились?
2 разбойник: Чего тут потеряли?
3 разбойник: А деньги у вас есть, чтобы от нас, честных разбойников откупиться?
Ведущий: Денег у нас нет, только карта, которая привела нас сюда.
1 разбойник: Карта?
2 разбойник: Кто сказал «Карта»?
3 разбойник: Мы очень любим всякие карты.
Поют все вместе: «Дайте что ли карты в руки
Погадать на короля…»
Ведущий: Нет, это карта не такая. Это карта «Страны Букварии».
Показывает разбойникам на карту.
Разбойники рассматривают карту, нюхают, пробуют прочитать ее вверх ногами.
Ведущий: Так карты не рассматривают. Да вы что, читать не умеете? Букв не знаете?
1 разбойник: Как это – чи-тать?
2 разбойник: Как это – буквы?
Ведущий: Вот это называется – буквы. (Показывает разбойникам на буквы, написанные на карте).
3 разбойник: Что это придумали – палочки какие-то, кружочки?
Ведущий: А из этих палочек и кружочков получаются буквы и слова. А уж из слов целые предложения и рассказы.
1 разбойник: Какие такие рас-ска-зы?
Ведущий: А вот какие мы сейчас прочитаем. Эти рассказы взяты из Азбуки Льва Николаевича Толстого. Он написал их для учеников своей школы в Ясной Поляне.
Дети читают по карточкам рассказы Л. Н. Толстого.
1) Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу и дала книгу кукле. Будто школа. «Учи, кукла, буквы! Это – А. Это – Б. Смотри, помни».
2) Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочка. Мама дала Насте для её куклы юбки, кофты, платки, чулки, были даже гребни, щётки, бусы.
3) Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там ему было темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, долго в шкафу за то, что ты трус.
2 разбойник: Хорошие истории. Сашу очень уж жалко.
3 разбoйник: Решено! С вами едем! Очень уж хочется читать научиться.
Разбойники усаживаются на стулья, дети поют песню.
Ведущий: Прибыли мы на станцию «Угадай-ка», а нас здесь уже кто-то встречает.
Под фонограмму песни «Бабушки-старушки» выходят две девочки в костюмах бабушек.
Бабушки (хором): Мы веселые старушки
Пропоем для вас частушки.
1 Б:
Время быстро пролетело
С сентября до декабря.
Мы сегодня отмечаем
Славный праздник Букваря!
2 Б:
Буквы гласные мы любим
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!
1 Б:
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом проглочу.
2 Б:
Мы простимся с букварём,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
1 Б:
Мы частушки вам пропели
Очень замечательно.
2 Б:
Отгадайте вы загадки
Думайте старательно.
Бабушки загадывают загадки.
1 Б:
Я все знаю, всех учу;
Но сама всегда молчу;
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (Книга)
2 Б:
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Что такое я?… (Тетрадь)
1 Б:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)
2 Б:
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки –
Что угодно для души. (Пенал)
1 Б: Молодцы!
2 Б: А теперь потанцуйте с нами!
Дети вместе с Бабушками исполняют под фонограмму танец.
Ведущий: Молодцы! Мы приехали на самую последнюю станцию «Поздравляй-ка». Какая буква стоит последней в Алфавите? (Буква Я). Знаете ли вы, почему буква Я стоит в Алфавите на последнем месте? Посмотрите инсценировку стихотворения Б. Заходера «Буква Я», которую приготовили вам в подарок ваши товарищи.
Инсценировка. На груди каждого ребенка табличка с буквой, роль которой он исполняет. Ребенок, играющий роль автора, без таблички.
Всем известно:
Буква «Я»
В Азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Неизвестно?
Неизвестно!
Интересно?
Интересно!
Ну, так слушайте рассказ.
Жили в Азбуке у нас
Буквы.
Жили – не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Всё дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я» в строку не встала.
Взбунтовалась буква «Я»!
Я, - сказала буква «Я», -
Главная – заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду!
Быть желаю на виду!
Говорят ей:
Встань на место! –
Отвечает:
Не пойду!
Я ведь вам не просто буква:
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною –
Недоразумение!
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
Фу-фу-фу!-
Вздохнуло «Ф»,
От обиды покраснев.
Срам!-
Сердито «С» сказало.
«В» кричит:
Воображала!
Это каждый так бы мог!
Может, я и сам предлог!-
Проворчало «П»:
Попробуй,
Потолкуй с такой особой…
Нужен к ней подход особый,-
Вдруг промямлил Мягкий знак.
А сердитый Твёрдый знак
Молча показал кулак.
Тише, буквы!
Стыдно, знаки!-
Закричали Гласные.-
Не хватало только драки!
А ещё Согласные!
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ.
Буква «Я» сама поймёт:
Разве мыслимое дело
Всюду «Я» совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймёт ни бе ни ме.
Я затопала ногами:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама.
Хватит у меня ума!
Буквы тут переглянулись.
Все – буквально! – улыбнулись.
И ответил дружный хор:
Хорошо!
Идём на спор:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя!
Чтобы я да не сумела?
Я ж не кто-нибудь, а «Я»!
… Буква «Я»
Взялась за дело.
Целый час она пыхтела,
И кряхтела,
И потела-
Написать она сумела
Только : « ЯЯЯЯЯ…»
Как зальётся буква «Х»:
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
«О» от смеха покатилось.
«А» за голову схватилось.
«Б» схватилось за живот…
Буква «Я» сперва крепилась.
А потом как заревёт:
Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою.
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы «Ю»!
Что ж, - решил весь алфавит,
Если хочет – пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы – вместе!
В том, чтоб все –
От «А» до «Я»-
Жили, как одна семья!
Буква «Я»
Всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы «Я»!
Ведущий: Молодцы! Вы с честью справились со всеми заданиями, проехали по всей карте «Страны Букварии». И, конечно, за свой труд заслужили удостоверения первоклассника, прочитавшего весь Букварь.
1 ученик:
В середине декабря
В школе праздник Букваря.
Мы прочли Букварь до корки,
Нам по чтению – пятёрки!
2 ученик:
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
3 ученик:
В том, что мы букварь прочли!
Полный курс наук Проши!
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.
Детям вручаются удостоверения об окончании Букваря.
Ведущий: Давайте на прощание скажем «Спасибо!» Букварю и чудесной стране, в которой он живет. Теперь вас ждет встреча со многими интересными книгами. Одну из них на память о нашем путешествии вы получите в подарок.
Детям вручаются книги. Под музыку все расходятся по классам.