Тема урока: "Портрет". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


1. Паспорт урока

Вид занятия – Изображение на плоскости.

Тип урока – урок совершенствования знаний, умений, навыков.

2. Цели урока:

Образовательная. Научить детей анализировать, передавать в рисунке строение головы человека и при построении правильно располагать на лице глаза, нос, брови, губы; учить видеть разнообразие человеческих лиц.

Воспитательная. Эстетически воспитывать учащихся, развивать их художественный вкус.

Развивающая. Способствовать дальнейшему развитию графических навыков. Развивать творческое воображение.

Оборудование: таблица «Конструктивная форма частей лица», иллюстрации работ художников, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих.

2. Сообщить цели и задачи нового материала.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о портрете. Что означает слово «портрет»?

- Правильно, портрет – это изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности, - строение лица, черты характера, отношение к людям.

Посмотрите на портреты, написанные художниками. Какие они?

3. Изложение учебного материала.

Портрет! Что может быть проще и сложнее! Послушайте, что говорил о красоте человеческих лиц писатель Заболоцкий.

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобие жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Иные, как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошек ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен,
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот!

А вы никогда не задумывались над тем, что люди должны быть очень похожи друг на друга. Действительно, ведь у всех людей на лице есть нос, рот, два глаза, над ними брови, лоб, волосы, и лицо по вертикали делится примерно на три равные части. Но, тем не менее, вы сидите передо мной 30 человек и все вы совершенно разные. Почему? У вас разные формы и размеры глаз, губ, носов, вы все непохожи друг на друга, поэтому я различаю вас. Давайте внимательно всмотримся, друг в друга и постараемся увидеть многообразие и неповторимость черт и их сочетаний.

Нос, глаза, брови вписаны в «рамку» человеческого лица. Попробуем нарисовать разные формы лица.

Дети рассматривают рисунки.

Лицо может напоминать овал – 1, круг – 2, быть ромбообразным с выступающими скулами-3, расширяющееся книзу – 4.

Это основные формы, но пропорции и характер линий могут быть самыми разнообразными. И это создает множество вариаций.

На лице самыми, пожалуй, выразительными являются глаза. Их форма образуется двумя линиями – верхним и нижним веком, характер которых очень разнообразен. Посмотрите внимательно в глаза друг другу. Какие они? Какая у них форма?

Рассматривание рисунков на доске.

-Линия нижнего века прямая, а верхнего – дугообразная(1), линия верхнего века изломанная, нижнего – прямая(2), линии обоих век дугообразные, глаз имеет форму эллипса

(3), линии верхнего и нижнего век выгнуты в одном направлении (4).

Между глазами находится нос, он занимает примерно одну треть лица по вертикали. Но у кого-то нос может быть длинным, а у кого-то коротким. Формы у него тоже бывают очень разнообразными. Посмотрите друг на друга. Какие формы носа вы увидели?

Рассматривание рисунка на доске.

 

Нос узкий, расширяющийся книзу (1), широкий сверху и сужающийся книзу (2), прямой(3), широкий сверху, сужающийся и снова расширяющийся (4).

Кончик носа может быть острым, тупым, округлым. Ноздри могут быть большими и маленькими. Такое разнообразное сочетание форм придает лицу своеобразие.

Ребята, снова посмотрите друг на друга. Обратите внимание на брови.

Рассматривая линию бровей, мы выяснили, что она может быть следующей. (Рисунок на доске).

img4.JPG (2834 bytes)

А теперь обратим внимание на рот. Рот состоит из верхней и нижней губ, сочетание различных форм которых и создает многообразие.

Рассматривание рисунка на доске.

  1. Нижняя губа крупнее верхней.
  2. Губы узкие.
  3. Губы одинаково полные.

После показа на доске выбираю из класса несколько ребят с аналогичными лицами, чтобы дети, сравнив нарисованное с действительностью, убедились в том, что такие формы бывают и впредь умели их различать, выделить, запоминать и рисовать, избегая однообразия.

Я показываю ребятам последовательное выполнение рисунка головы.

 

Объясняю, как плоское очертание головы приобретает объемную форму, если пройтись тоном по вискам, Подчеркнуть скулы и боковые плоскости, положить тень на шею, под подбородок. Показываю, как затемнить глазницы, плоскости носа, где и как затемнить глазное яблоко.

Конструктивная форма частей лица представлена отдельно на раздаточном материале. Им можно пользоваться во время выполнения рисунка.

А теперь пора приниматься за работу.

4. Самостоятельная работа учащихся.

Ребята, нарисуйте два варианта портрета, причем, все они должны быть разными: портрет мальчика (мужчины), бабушки. У каждого лица должны быть разные носы, глаза, брови, губы, уши, волосы. Если кто-то захочет, может нарисовать людей разных национальностей.

5. Завершение урока и задание на дом.

Из двух эскизов выбрать самый удачный и выполнить на альбомном листе живописными или графическими средствами.

Дети должны соединить знания, полученные на уроках, с новыми.