1. Паспорт урока
Вид занятия – Изображение на плоскости.
Тип урока – урок совершенствования знаний, умений, навыков.
2. Цели урока:
Образовательная. Научить детей анализировать, передавать в рисунке строение головы человека и при построении правильно располагать на лице глаза, нос, брови, губы; учить видеть разнообразие человеческих лиц.
Воспитательная. Эстетически воспитывать учащихся, развивать их художественный вкус.
Развивающая. Способствовать дальнейшему развитию графических навыков. Развивать творческое воображение.
Оборудование: таблица «Конструктивная форма частей лица», иллюстрации работ художников, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих.
2. Сообщить цели и задачи нового материала.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о портрете. Что означает слово «портрет»?
- Правильно, портрет – это изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности, - строение лица, черты характера, отношение к людям.
Посмотрите на портреты, написанные художниками. Какие они?
3. Изложение учебного материала.
Портрет! Что может быть проще и сложнее! Послушайте, что говорил о красоте человеческих лиц писатель Заболоцкий.
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобие жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Иные, как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошек ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен,
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот!
А вы никогда не задумывались над тем, что люди должны быть очень похожи друг на друга. Действительно, ведь у всех людей на лице есть нос, рот, два глаза, над ними брови, лоб, волосы, и лицо по вертикали делится примерно на три равные части. Но, тем не менее, вы сидите передо мной 30 человек и все вы совершенно разные. Почему? У вас разные формы и размеры глаз, губ, носов, вы все непохожи друг на друга, поэтому я различаю вас. Давайте внимательно всмотримся, друг в друга и постараемся увидеть многообразие и неповторимость черт и их сочетаний.
Нос, глаза, брови вписаны в «рамку» человеческого лица. Попробуем нарисовать разные формы лица.
Дети рассматривают рисунки.
Лицо может напоминать овал – 1, круг – 2, быть ромбообразным с выступающими скулами-3, расширяющееся книзу – 4.
Это основные формы, но пропорции и характер линий могут быть самыми разнообразными. И это создает множество вариаций.
На лице самыми, пожалуй, выразительными являются глаза. Их форма образуется двумя линиями – верхним и нижним веком, характер которых очень разнообразен. Посмотрите внимательно в глаза друг другу. Какие они? Какая у них форма?
Рассматривание рисунков на доске.
-Линия нижнего века прямая, а верхнего – дугообразная(1), линия верхнего века изломанная, нижнего – прямая(2), линии обоих век дугообразные, глаз имеет форму эллипса
(3), линии верхнего и нижнего век выгнуты в одном направлении (4).
Между глазами находится нос, он занимает примерно одну треть лица по вертикали. Но у кого-то нос может быть длинным, а у кого-то коротким. Формы у него тоже бывают очень разнообразными. Посмотрите друг на друга. Какие формы носа вы увидели?
Рассматривание рисунка на доске.
Нос узкий, расширяющийся книзу (1), широкий сверху и сужающийся книзу (2), прямой(3), широкий сверху, сужающийся и снова расширяющийся (4).
Кончик носа может быть острым, тупым, округлым. Ноздри могут быть большими и маленькими. Такое разнообразное сочетание форм придает лицу своеобразие.
Ребята, снова посмотрите друг на друга. Обратите внимание на брови.
Рассматривая линию бровей, мы выяснили, что она может быть следующей. (Рисунок на доске).
А теперь обратим внимание на рот. Рот состоит из верхней и нижней губ, сочетание различных форм которых и создает многообразие.
Рассматривание рисунка на доске.
- Нижняя губа крупнее верхней.
- Губы узкие.
- Губы одинаково полные.
После показа на доске выбираю из класса несколько ребят с аналогичными лицами, чтобы дети, сравнив нарисованное с действительностью, убедились в том, что такие формы бывают и впредь умели их различать, выделить, запоминать и рисовать, избегая однообразия.
Я показываю ребятам последовательное выполнение рисунка головы.
Объясняю, как плоское очертание головы приобретает объемную форму, если пройтись тоном по вискам, Подчеркнуть скулы и боковые плоскости, положить тень на шею, под подбородок. Показываю, как затемнить глазницы, плоскости носа, где и как затемнить глазное яблоко.
Конструктивная форма частей лица представлена отдельно на раздаточном материале. Им можно пользоваться во время выполнения рисунка.
А теперь пора приниматься за работу.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Ребята, нарисуйте два варианта портрета, причем, все они должны быть разными: портрет мальчика (мужчины), бабушки. У каждого лица должны быть разные носы, глаза, брови, губы, уши, волосы. Если кто-то захочет, может нарисовать людей разных национальностей.
5. Завершение урока и задание на дом.
Из двух эскизов выбрать самый удачный и выполнить на альбомном листе живописными или графическими средствами.
Дети должны соединить знания, полученные на уроках, с новыми.