Цели урока:
- расширение кругозора учащихся,
- воспитание музыкальной культуры и духовности на основе знакомства с музыкальным творчеством И.С. Баха.
Задачи урока:
- продолжить знакомство с творчеством и биографией И.С. Баха (в том числе через самостоятельную поисковую работу с раздаточным материалом);
- закрепить понятие «фуга»;
- раскрыть понятия «полифония» и «гомофония»;
- подвести учащихся к осознанию личности композитора и глубины его творчества.
Наглядные пособия:
1. мультимедийная презентация* (см. Приложение 1);
2. портрет И.С. Баха;
3. раздаточный материал (см. Таблицы в тексте);
4. карточки «полифония» и «гомофония»;
5. нотный материал для пения.
Музыкальный материал:
1. И. Бах Токката и фуга (d-moll)
2. И. Бах Органная фуга (g-moll)
3. И. Бах Фуга c-moll («Хорошо темперированный клавир», I том)
4. П. Чайковский «Баркарола» (из цикла «Времена года»)
5. И. Бах Фуга C-dur («Хорошо темперированный клавир», I том)
6. Немецкая народная песня «Музыканты»
* Полную версию презентации можно получить, связавшись с автором по электронному адресу: VPSpb@rambler.ru
ХОД УРОКА
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Прослушивание экспозиции Токкаты (ре минор) И. Баха.
2. Учитель:
«Его искусство и учит, …и утешает, в нём столько мудрости и теплоты…»
- Музыка какого композитора звучала?
- Что можно сказать о музыке И. Баха? (ответы
учащихся)
Звучанье Баха
Снова первозданно,
Его дыханье
Рвется в вышину.
И мы у этой пленницы органа –
У музыки,
У музыки в плену.
То гром грозы,
То оклик океана,
То вздох дождя,
То колокола стон,
То звук слезы,
Сорвавшейся нежданно,
А то ручья
Веселый перезвон…
…Так слит со сводом Домского собора
Весь небосвод со звездной высотой,
Как ты со мною жаждою простора,
Как я с тобою сердцем и мечтой.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3. Тема урока, постановка задач перед учащимися (Слайд 1 – Приложение 1)
4. Повторение пройденного материала по биографии композитора.
Учитель:
- Что мы знаем о Бахе? (ученики перечисляют знакомые биографические факты)
5. Основные периоды творчества И.С. Баха.
- Объяснение работы с раздаточным материалом: пронумеровать материал в верной последовательности, опираясь на сообщение учащегося и презентацию по теме, для дальнейшего вклеивания в тетрадь в хронологическом порядке.
Бах служил городским органистом в церкви. |
Кётен (1717 – 1723) |
Основные периоды творчества И.С. Баха |
Инструментальный период творчества: писал клавирную и оркестровую музыку. |
Бах служил капельмейстером при дворе. |
Лейпциг (1723 – 1750) |
Органный период творчества: писал произведения для органа. |
Кантатно-ораториальный период творчества: писал вокально-инструментальные произведения: кантаты, оратории. |
Веймар (1708 – 1717) |
Бах служил кантором (руководителем хора) певческой школы при церкви. |
- Рассказ учащегося по презентации об основных периодах творчества И.С. Баха (самостоятельная работа класса с раздаточным материалом).
(Слайды 2–4 – Приложение 1)
6. Пропевание темы Органной фуги (соль минор) И. Баха (транспонируя).
7. Прослушивание экспозиции Органной фуги (соль минор) И. Баха.
Задание:
- Проследить за тем, сколько раз и как будет звучать тема.
8. Анализ музыки:
- Сколько раз звучала тема? (4)
- Всегда ли она звучала одинаково? Что менялось? (тема звучала в разных регистрах)
- Тема звучала одновременно во всех голосах или поочерёдно? (поочерёдно, перебегая из голоса в голос)
- Как называются такие произведения? (фуги)
- Как строится фуга? (как беседа равноправных собеседников)
Проверка в музыкальном словаре (Слайд 5 – Приложение 1)
9. Объяснение понятий «полифония» и «гомофония» (читаем определение).
(Слайд 5 – Приложение 1)
10. Музыкальный тест на определение фактуры (полифония, гомофония):
- И. Бах Фуга c-moll («Хорошо темперированный клавир», I том);
- П. Чайковский «Баркарола» (из цикла «Времена года»);
- И. Бах Фуга C-dur («Хорошо темперированный клавир», I том).
(Устная работа с карточками: «полифония», «гомофония»)
11. Немецкая народная песня «Музыканты»
Учитель:
- В какой фактуре звучит следующее произведение? – исполнение на фортепиано (гомофония)
- Мог бы такую музыку сочинить И.С. Бах?(ответы учащихся)
- Это немецкая народная песня, а, как известно, Бах очень любил народное творчество, даже использовал темы некоторых народных песен в своих произведениях.
- Разучивание по нотам
12. Учитель:
- Ребята, я вам аккомпанировала на фортепиано. А кто знает, какой инструмент был прародителем фортепиано? (клавесин)
- А ведь в игре на клавесине, так же как и на органе (самом любимом инструменте Баха) композитору среди его талантливых современников не было равных!
(Слайд 6 – Приложение 1)
13. Составление паспорта органа.
- Объяснение сути самостоятельной работы (с раздаточным материалом).
С/р Паспорт органа 1. К какой группе инструментов относится орган? ____________________________________________ 2. Назовите предшественников (прародителей органа). ____________________________________________ 3. С каких времён известен орган? Назовите эпоху. ____________________________________________ 4. Какие виды клавиатур существуют у органа? ____________________________________________ 5. С какого времени орган был введён в церковь? ____________________________________________ |
- Рассказ учащегося об органе (Слайд 7 – Приложение 1)
- Выполнение учащимися самостоятельной работы по карточкам (учащиеся вписывают верные ответы на вопросы).
- Где в нашем городе расположены органы? Сколько их?
(Отвечают дети, готовившие Д/з)
14. Прослушивание Органной фуги (соль минор) И. Баха (целиком).
Письменное задание – размышление (Слайд 8 – Приложение 1)
15. Обсуждение: дети зачитывают свои размышления.
Вывод:
Сам Бах - философ, он мудрый, возвышенный, живущий в гармонии с самим собой.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
16. Итог урока. Учитель: - Ребята,
сегодня мы с вами прикоснулись к творчеству
великого И.С. Баха, и мне бы хотелось услышать
ваши ответы на вопросы:
Великий Бах, ты – музыка Вселенной, Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.Ручьём сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья -
Почувствует бессмертия восторг.
17. Учитель: Друзья, сегодня мы провели с вами замечательные минуты общения с музыкой И.С. Баха. Я благодарю вас за сотрудничество. До новых встреч!