Цели урока:
- помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека и окружающей его среды с помощью физических явлений и закономерностей;
- убедить учащихся в необходимости здорового образа жизни;
- воспитание личности.
Предварительная подготовка:
- Учащимся предлагается найти материал по теме “О вреде курения”. Подготовить сообщения на 2-3 минуты.
- Подбор пословиц и стихов о вреде курения.
Ход урока
Вступительное слово: Есть такой анекдот: “Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: “Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет”.
Один парень купил и начал расспрашивать продавца:
- А почему стариком не буду?
- Потому что до старости не доживешь.
- А почему собака не укусит?
- Так с палкой ведь будешь ходить.
- А почему вор в дом не залезет?
- Потому что всю ночь будешь кашлять”.
Запомните:
Кто курит табак – тот сам себе враг.
Табак уму не товарищ.
Курильщик – сам себе могильщик.
Основная часть урока:
Учитель: Статистические и научные данные иллюстрируют опасность курения. Эту информацию, взятую из различных источников, мы рассмотрим на уроке “ преломляя” ее физикой: через изучаемые физические явления и закономерности. Я надеюсь, на то, что кто-то критически взглянет на себя курящего; а для тех, кто не курит, она будет предостережением развития вредной привычки.
Как родители и учителя могут узнать, курят их дети или нет?
Ответ прост с точки зрения физики. Основной фактор - табачный запах, исходящий от курильщиков. Почему мы чувствуем этот запах? Ответ на вопрос дает определение физического явления диффузии.
Ученик: Диффузия – это самопроизвольное перемешивание веществ. При диффузии частицы одного вещества проникают в промежутки между частицами другого вещества, и вещества перемешиваются. Наиболее быстро этот процесс происходит в газах (именно поэтому так быстро распространяется запах в воздухе).
Сообщение ученика:
Табачный дым хорошо смешивается с воздухом и проникает всюду: в одежду, волосы, в помещении. Запах дыму придает никотин, являющийся одним из сильных растительных ядов, который действует не только на низших, но и на высших животных.
Несколько факторов:
- если пиявка присосется к коже страстного курильщика, она тотчас отвалится и в судорогах умрет от отравления;
- если в помещении много табачного дыма, в аквариумах с искусственным продуванием воздуха наблюдались случаи отравления рыбок, виновник – никотин;
- ядовитые свойства никотина используются в сельском хозяйстве: он один из главных компонентов многих препаратов для защиты растений от вредителей;
- лабораторный анализ показал, что в 1 литре молока курящей матери содержится до 0,5 миллиграммов никотина;
- смертельная же доза никотина для младенца первых месяцев жизни – 1 миллиграмм.
Учитель: Что собой представляет атмосфера Земли?
Ученик: Атмосфера Земли – это газовая оболочка, окружающая Землю. Смесь газов, образующих атмосферу Земли, называют воздухом. В состав воздуха входят азот 78 %, кислород 21 % и другие газы.
Давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы, называется атмосферным давлением.
Сообщение ученика:
Курильщики ежегодно “выкуривают”, т.е. выбрасывают в атмосферу 720 тонн синильной кислоты, 384000 тонн аммиака, 108000 тонн никотина, 600000 тонн дегтя и более 550000 тонн угарного газа. Общая масса окурков на Земле за год составляет 2520000 тонн. Табачный дым, окутывая Землю, задерживает ультрафиолетовые лучи. В среднем 25% всех видов веществ, содержащихся в табаке, сгорает и разрушается в процессе курения; 50% уходит в окружающую среду; 20% попадает в организм курильщика и только 5% остается в фильтре сигареты.
Учитель: Чем объясняется способность тел изменять свой объем?
Ученик: Изменение объема происходит из-за механического действия на тело. Все вещества состоят из отдельных частиц – молекул, между которыми есть промежутки. Если тело нагревать, то промежутки между частицами увеличиваются, и тело увеличивает свой объем. Если тело охлаждается, то промежутки между частицами уменьшаются, и тело уменьшает свой объем.
Сообщение ученика:
Температура табачного дыма на 35-40 градусов выше температуры воздуха, поступающего в рот при курении, что вызывает во рту довольно резкий перепад температур. Во время курения одной сигареты происходит 15-20 таких перепадов, что плохо отражается на состоянии зубной эмали: она трескается. Вот поэтому зубы курильщиков разрушаются раньше, чем зубы некурящих. В газовой фракции табачного дыма находится газообразный дёготь, который при охлаждении переходит в жидкое состояние, т.е. конденсируется. При этом он оседает на пальцах рук, зубах, стенках воздухоносных путей, лёгких, попадает в желудок. При выкуривании одной пачки сигарет курильщик производит около 1 грамма жидкого дёгтя.
Учитель: В природе происходит много изменений, т. е. физических явлений. Что собой представляет звуковое явление?
Ученик: Звуковое явление – это слуховое ощущение, которое у нас вызывают различные звуки.
Сообщение ученика:
Когда про человека говорят, что у него “прокуренный голос”, тем самым уже предполагают, что причина этой особенности – курение. Действительно, хроническое раздражение голосовых связок табачным дымом ведет к тому, что голосовая щель сужается, голос утрачивает чистоту и звучность, становится хриплым, меняется его тембр, создающий “окраску” произносимым словам.
При проверке слуха новейшей электронной аппаратурой выяснилось, что у курильщиков слух значительно хуже. И вот почему: под действием никотина барабанная перепонка утолщается и втягивается вовнутрь, подвижность слуховых косточек уменьшается.
Учитель: Что собой представляет оптическое явление?
Ученик: Оптическое явление – это распространение света в различных средах. Свет проявляет себя как волна или как поток частиц. Это та часть электромагнитного спектра, которая воспринимается глазами животных и человека. Видимый свет действует на химические вещества в окончаниях нервных клеток, находящихся в глазном дне человека. Нервные окончания затем посылают сигналы в мозг, интерпретирующий эти сигналы.
Сообщение ученика:
Глаза длительно и много курящего человека часто слезятся, краснеют, края век распухают. Никотин, действуя на зрительный нерв, вызывает его хроническое воспаление, вследствие чего снижается острота зрения. При курении сужаются сосуды, изменяется сетчатка глаза, что ведет к частичной потери цветоощущения сначала зеленого свет, а в дальнейшем – красного и желтого. Это, в свою очередь, снижает быстроту реакции человека в среднем на 25%. Данную информацию нужно иметь в виду, прежде всего специалистам таких профессий, как, пилот, водитель, оператор пультов управления, ибо появившийся дефект зрения может сделать их профессионально непригодными.
Учитель: А какова экономическая сторона рассмотренной проблемы?
Сообщение ученика:
Если, запретить в общественных зданиях, курить, то расход энергии на вентиляцию можно будет снизить в 2 раза и более, что нисколько не скажется на чистоте воздуха в помещениях. Подсчитано, что один курильщик ежедневно выкуривая 20 сигарет, за год сжигает 117000 квадратных сантиметров бумаги, которой хватило бы на издание книг в 300 страниц. Если вы отказались на целый год от вредной привычки курить, то этим вы сэкономили бумагу на выпуск весьма солидной по объему книги, а если это сделало 10 человек, то уже можно из сбереженной бумаги сделать мини – библиотеку.
Учитель: О том, что табак вреден для здоровья, знают давно. Видели, что курильщиков мучает надсадный кашель, знали, что в накуренном помещении трудно дышать, что табак мешает умственной работе. Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза: “ Капля никотина убивает лошадь”. Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить не одну, а целых три лошади.
Сообщение ученика:
Рост числа курильщиков параллельно увеличивает количество опасных болезней. Оказывается, если человек курит в день до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь в среднем на 4,6 года. Установлено, что люди начавшие курить до 15- летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Курящие люди в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз – инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз – раком легких. Ученые выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ёе выкурить сразу, а для подростка – в половине пачки.
В течение нескольких лет учёные проводили наблюдения над 200 курящими и 200 некурящими. Сравните результаты:
Болезни | Курящие | Некурящие |
1. Нервные | 14% | 1% |
2. Понижение слуха | 13% | 1% |
3. Плохая память | 12% | 1% |
4. Плохое умственное состояние | 12% | 1% |
5. Медлительность в действиях | 19% | 3% |
6. Плохое физическое состояние | 25% | 2% |
Учитель: Подведем итог нашего урока. Изучая физические явления и закономерности, мы сможем больше и глубже объяснить вред курения своему организму и окружающей среде. При курении першит в горле, учащенно бьется сердце, во рту появляется противный вкус. Все эти неприятные ощущения, связанные с первой сигаретой, не случайно. Это защитная реакция организма, и надо ей воспользоваться – отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко.
Заключительное слово: Просто запретить, людям курить, наверное, невозможно, а вот убедить бросить курить можно.
Запомни: человек не слаб,
Рождён свободным. Он не раб.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
“Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я – Человек! Я должен жить!”.