Социально-психологические проблемы управления современным ДОУ в курсе переподготовке специалистов в системе повышения квалификации

Разделы: Работа с дошкольниками


Социально-экономические перемены общественной жизни нашей страны внесли соответствующие изменения и в российскую систему дошкольного образования, ставшей многофункциональной по своему предназначению. Достижение нового современного качества дошкольного образования за счет обновление содержательной и структурной сторон воспитательно-образовательной деятельности в каждом из образовательных учреждений для детей дошкольного возраста во многом зависят от системы его управления и каждого конкретного руководителя.

Социально-психологические проблемы руководства современным дошкольным образовательным учреждением функционально усложняют требования к руководителю и вносят корректировку в должностную инструкцию, значительно расширяя профессиональное поле его управленческой деятельности. Именно поэтому особого внимания в содержании профессиональной деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения заслуживает выполнение социально-психологической функции управления.

Руководитель несет ответственность за обеспечение благоприятного микроклимата в коллективе, личностной и профессиональной самореализации всех специалистов. Естественно, что от него зависит организация и создание условий для сплоченной работы коллектива учреждения, успешность развития взаимодействия с родителями воспитанников, с социумом. Иными словами, решение социально-психологических проблем управления являются для руководителя залогом стабильности и успешного функционирования дошкольного образовательного учреждения в режиме развития.

Главным профессиональным предназначением руководителя дошкольного образовательного учреждения является умение работать с людьми. Умелое владение средствами и способами общения - необходимое профессионально-личностное качество современного управленца. От этого умения зависят не только эффективность взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых решений, но и карьера руководителя ДОУ как специалиста, его реноме и профессиональный имидж. Все это отражается на общественном мнении о коллективе и социальном статусе дошкольного учреждения в целом.

Современному руководителю необходимы знания психология управления, которая является одним из важнейших направлений современной социальной психологии и рассматривает психологические аспекты отношений между людьми, группами и организациями. Дошкольное образовательное учреждение – один из видов социальных институтов, система управления которого – всегда процесс активного взаимодействия субъектов, реализующих разнообразные задачи. В ДОУ постоянно происходят различные формы взаимодействия человек-человек (дети, сотрудники, родители и пр.) для реализации разнообразных задач организационной структуры учреждения, которые рассматриваются руководителем как объекты с позиций социально-психологической теории управления.

Усиленное внимание к управленческим проблемам, связанным с выполнением социально-психологической функции руководства современным дошкольным образовательным учреждением, потребовали разработки специальных учебных занятий для курсовой переподготовки данных специалистов в системе повышения квалификации. Диагностика профессиональных затруднений в формирующихся группах слушателей показала, что в этом нуждаются как начинающие руководители - проблема профессиональной адаптации и профессионального становления, так и управленцы со стажем – получив в студенческие годы базовое образование, сегодня не все из них могут быть уверены в правильности выбора стиля собственной управленческой деятельности для реализации задач модернизации образования, в том числе повышении качества дошкольного образования.

На кафедре дошкольного, начального общего и специального (коррекционного) образования Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области для руководителей дошкольных образовательных учреждений разработаны и внедрены различные учебные занятия, служащие основой образовательных программ разной направленности повышения квалификации данной категории управленческих кадров.

В рамках проблемы успешности профессионального становления современного управленца ДОУ в системе повышения квалификации. В экспериментальной работе научного исследования нами разработано вариативное содержание образовательной программы для управленцев дошкольных образовательных учреждений с психолого-педагогическими рекомендациями психокоррекционного воздействия на специалистов данной категории в процессе обучения в системе повышения квалификации.

Стремление управленцев ДОУ совершенствовать свою профессиональную деятельность, тренировка определенных управленческих действий развивают автоматизированные навыки и привычки, формируется “умелое действие” – т.е. действие руководителя со знанием своего дела. И если для навыков в похожих ситуациях может срабатывать стереотип механического выполнения определенного действия, то умения проявляются в решении новых задач, когда привнесен личностный элемент творчества, проявляющийся в практическом мышлении.

Результаты проведенного нами исследования позволяют рассматривать эффективность разработанных и апробированных нами в системе повышения квалификации методов изучения и совершенствования профессионально-управленческого становления современных руководителей дошкольных образовательных учреждений, как претендентов, так и находящихся на разных стадиях профессионального управленческого становления. Одновременно с этим, предлагаемые обучающие занятия носили тренинговый характер отработки личностных и деловых качеств руководителя дошкольного образовательного учреждения. В свою очередь, от преподавателя, требовалось владение психотехник проведения занятий в режиме интерактива. Мы использовали методические приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", т.к. в ней задается творческий уровень усвоения проблемного материала с ориентацией на личностное развитие взрослых обучающихся.

Приведем пример авторской разработки учебных занятий учебного раздела "Психология и современность" образовательной программы "Повышение квалификации руководителей дошкольных образовательных учреждений". Эти материалы, как и прочие, используемые автором в курсовой переподготовке руководителей дошкольных образовательных учреждений на базе ИПК г. Тула, слушатели групп повышения квалификации управленческих кадров ДОУ получают в виде методических рекомендаций для самостоятельной подготовки к учебным занятиям.

Занятие 1.

Тема "Социально-психологические проблемы руководства современным дошкольным образовательным учреждением" (6 час.)

План

  1. Управление дошкольным образовательным учреждением в современных социально-экономических условиях модернизации российского образования (2 час., лекция).
  2. Социально-психологические аспекты управления дошкольным образовательным учреждением как процесс активного взаимодействия индивидуальных субъектов воспитательно-образовательного процесса (4 час., семинар-практикум).

Литература (основная)

  1. Закон РФ “Об образовании”.
  2. Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М., 2004.
  3. Основы управления дошкольным образовательным учреждением / Авт. Поздняк Л.В. – М., 1994.
  4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
  5. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образование: управление по результатам – М., 2001.

Литература (дополнительная)

  1. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. - М., 1998.
  2. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – СПб., М., 2003.
  3. Детский сад: Кн. для заведующих / В.М Изгаршева, Т.П. Сафонова и др.; Под ред. Л.П. Тарасова. – М., 1982.
  4. Заведующий дошкольным учреждением / А.К. Бондаренко и др. – М., 1984.
  5. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя – М., 2002.
  6. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. – М., 1997.
  7. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. – М., 2000.
  8. Управление школой / Под ред. В.С. Лазарева. – М., 1997.
  9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.
  10. Шибаева С.В. 12 секретов преуспевающих женщин. – М., 2004.

Основные понятия:

Социальная функция взрослого человека на когнитивно-эмоциональном и поведенческом уровнях. Социальная роль руководителя дошкольного образовательного учреждения. Мотивация. Социальная психология. Педагогическая психология. Социально-психологические явления: общение, совместная деятельность, социальные отношения, межличностные отношения.

Базовые знания:

  • знать содержание понятий "социальная роль", "межличностное" и "ролевое общение";
  • знать различные средства и способы общения для сознательной регуляции взаимоотношений всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
  • знать основные нормативно-правовые документы профессиональной деятельности руководителя, регламентирующие взаимоотношения управленца со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Основные умения:

  • владеть различными средствами и способами межличностного общения;
  • уметь использовать общение как средство сознательной регуляции человеческих отношений с позиции руководителя дошкольного образовательного учреждения;
  • уметь проводить ситуационный анализ социально-психологических проблем в профессионально-управленческой деятельности руководителя ДОУ.

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

"Социально-психологические аспекты управления ДОУ как процесс активного взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса"

Цель: развивать профессионально-личностное отношение руководителя дошкольного образовательного учреждения к общению как реальности человеческих взаимоотношений.

Вопросы для обсуждения

  1. Управление дошкольным образовательным учреждением - социальная система активного взаимодействия индивидуальных субъектов.
  2. Социально-ролевая функция современного руководителя дошкольного образовательного учреждения.
  3. Формы взаимодействия руководителя дошкольного образовательного учреждения как средство сознательной регуляции человеческих отношений в социальных группах.
  4. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности руководителя, регламентирующая взаимоотношения управленца со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Практические задания

  1. Продумать и подобрать 2-3 проблемно-ситуационные задачи по обсуждаемой проблеме (из опыта работы или представить статью из журнала, газеты, материал телепередачи с ситуационным анализом выделенной социально-психологической проблемы для руководителя дошкольного образовательного учреждения).
  2. Составить картотеку нормативно-правовой документации и управленческо-методической литературы по проблеме.

Занятие 2.

Тема "Психологическая характеристика профессиональной деятельности руководителя ДОУ в контексте модернизации российского образования"(6 час. спецкурс)

План

  1. Закономерности профессионального развития руководителя дошкольного образовательного учреждения.
  2. Социально-психологические и педагогические требования к управленцу дошкольного образовательного учреждения.
  3. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Литература (основная)

  1. Андрющенко, Д.В., Логинова, И.А. Психологическая компетентность руководителя ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2002. - №4.
  2. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. – М., 2002.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.
  4. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. / Авт. Поздняк Л.В. – М., 1994.
  5. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образование: управление по результатам – М., 2001.

Литература (дополнительная)

  1. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. М., 1998.
  2. Вульфон Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. – М., 1999.
  3. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – СПб., М., 2003.
  4. Детский сад: Кн. для заведующих / В.М Изгаршева, Т.П. Сафонова и др.; Под ред. Л.П. Тарасова. – М.: Просвещение, 1982.
  5. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя – М., 2002.
  6. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. – М., 1997.
  7. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. – М., 2000.
  8. Управление школой / Под ред В.С. Лазарева. – М., 1997.
  9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.
  10. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. – СПб., 2001.

Основные понятия:

Профессиональная и непрофессиональная деятельность. Психологический анализ профессиональной деятельности. Личностные и деловые качества в профессиональной управленческой деятельности. Культура профессионального труда. Тарифно-квалификационная характеристика. Должностные обязанности.

Базовые знания:

  • знать организационно-правовую базу функционирования современного образовательного учреждения для детей дошкольного возраста;
  • знать содержание современной нормативно-правовой базы дошкольного образования;
  • знать основные нормативные документы, регламентирующие профессиональную управленческую деятельность руководителя ДОУ.

Основные умения:

  • иметь представления о психологической структуре профессиональной управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения;
  • уметь ориентироваться в психолого-педагогических требованиях и критериях оценки собственной профессиональной деятельности;
  • уметь определять задачи профессионально-личностного роста.

Цель: развивать творческую самостоятельность направленности мышления, формулирование и решение профессиональных психолого-педагогических задач, встречающихся в управленческой практике руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Вопросы для обсуждения

  1. Социально-психологические и педагогические требования и критерии оценки профессиональной деятельности современного дошкольного образовательного учреждения.
  2. Нормативно-правовая база, регламентирующая управленческое взаимодействие с субъектами воспитательно-образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
  3. Профессионально важные качества личности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения как составляющие его профессионально-личностной культуры.

Практические задания

  1. Проанализировать социально-психологические и педагогические требования из 2-3 источников психолого-педагогической литературы по управлению современным дошкольным образовательным учреждением.
  2. Подобрать профессионально-личностные ситуации из опыта управленческой деятельности, раскрывающие современные психолого-педагогические и социальные требования к специалисту-управленцу дошкольного образовательного учреждения.
  3. Составить нормативно-правовую картотеку, регламентирующую профессиональную управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Тематика занятия соответствует образовательной программе, реализуемой в образовательном процессе повышения квалификации конкретной группы руководителей дошкольных образовательных учреждений, проходящих курсовую переподготовку по годовому плану института повышения квалификации. Расписание учебных занятий на время обучения данных слушателей позволяет определить сроки и очередность проведения и, следовательно, сроки подготовки к следующему занятию.

В учебно-методическом пособии "Повышение квалификации руководителей дошкольных образовательных учреждений. Методические рекомендации в помощь руководителям ДОУ, проходящим курсовую переподготовку." нами предложены все дидактические разработки учебных занятий, проводимых автором пособия. Описанные выше материалы и их использование при подготовке к предстоящему учебному занятию позволяют повысить эффективность его проведения, а применение технологии развития критического мышления способствует переводу "слушателей" в полном понимании этого термина в активных участников дискуссии по социально-психологическим и педагогическим проблемам управленческой деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения. Ведь ни для кого ни секрет, что до сих пор на занятиях в системе повышения квалификации активность преподавателя зачастую превосходит активность взрослых обучающихся.

У многих слушателей (именно такой термин закрепился за участниками групп) курсов повышения квалификации бытует мнение о том, что для получения свидетельства или удостоверения об окончании очередной курсовой переподготовки необходимо посещение занятий, тетрадь и ручка, т.е. наличие записей для отчета по возвращению в дошкольное образовательное учреждение. На вопрос "Что ожидаете от этих курсов повышения квалификации?" часто можно услышать "что-нибудь новенькое", "готовы слушать преподавателя" и т.п., и редко задаются готовые проблемные вопросы для обсуждения на тематическом занятии. Иными словами, специалисты, проходящую курсовую переподготовку в системе повышения квалификации психологически настроены на то, что по ее окончании преподаватели должны выдать слушателям некий пакет сопроводительного материала для непосредственного профессионального использования.

Поэтому, безусловно, направленность на совершенствование личностной социально-ролевой компетентности руководителя ДОУ во многом будет зависеть от собственной позиции специалиста-управленца как субъекта образования; его готовности осознанно и самостоятельно расширять границы своего профессионального и личностного развития в системе повышения квалификации.

Социально-психологическая культура управленца предполагает наличие у него определенных личностных и деловых качеств, необходимых для управленческой деятельности. Их развитие через самообразование и самосовершенствование являются неотъемлемыми составляющими профессионально-личностного роста современного руководителя дошкольного образовательного учреждения в системе непрерывного образования. Готовность и активная образовательная позиция обучающихся управленцев являются ключевыми в рассмотрении социально-психологической проблемы управления современным ДОУ. Не даром, одним из критериев различия профессиональной и непрофессиональной деятельности в современном мире рассматривается длительность профессиональной подготовки и профессионализм.

Нормативно-правовое регулирование функционирования и развития системы дошкольного образования предопределяет высокий уровень профессионализма, профессионально-управленческую квалификацию, параметры которой должны соответствовать современным социально-психологическим и педагогическим требованиям к управленцу современного дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования.