Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний о правописании приставок и их роли в русском языке". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока: обобщить знания о неизменяемом написании приставок и их роли в языке.

Задачи:

  1. формировать умение осознано употреблять слова с приставками, грамотно писать приставки;
  2. развивать речевую деятельность, память, внимание и творческие способности;
  3. воспитывать аккуратность, любовь к русскому языку.

I. Организационный момент

Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом и новые знания о приставках, их правописании и употреблении в речи.

II. Минутка чистописания

- Повторим написание букв с петлей:

зз уу зу уз

- Отгадайте крылатые выражения (фразеологические обороты) (Рисунок 4):

Зарубить на носу

Прикусить язык

- Запишите их, красиво и правильно пишите буквы с петлей;

- Как вы понимаете эти выражения?

Разберите слова зарубить и прикусить по составу:

зарубить прикусить (1 уч. на доске)

- Какие приставки встретились в словах зарубить, прикусить?

- Что вы знаете о приставках? Что такое приставка?

Ш. Cообщение темы и цели урока.

- Поиграем в игру с приставками. Представьте, что вы сидите перед телевизором.

Я вам говорю:

- Что вы сделаете? (включим телевизор)

- А если я скажу пере-? (переключим)

- Вы-? (выключим)

- Теперь представьте, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга.

- Что вы сделаете, если я скажу: подо-? (пододвинемся)

- А если: ото-? (отодвинемся)

- Какой вывод можно сделать из этой игры?

(Каждая приставка несет определенный смысл)

- Да. Именно благодаря этому мы понимаем друг друга.

- Сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно употреблять и писать приставки.

IV. Обобщение знаний

1) Работа по учебнику.

Упражнение 330 с. 144

- Но прежде вспомним, как пишутся приставки?

- Какие приставки вы знаете с буквой а, о? (На доске появляется плакат с приставками)

- От данных слов с помощью приставок надо образовать однокоренные слова- антонимы. Что такое антонимы? (Работа с комментированием на доске)

Закрыть – открыть, налить – вылить, прицепить – отцепить, входить – выходить, внести – вынести, зацвести – отцвести, приехать – уехать.

Физминутка.

Игра “Приставка или нет?”

- Я показываю слова, если за- является приставкой, вы хлопаете, если за- часть корня – приседаете

- Как определить за- это приставка или часть корня? (Отделить за- если оставшееся часть смысла не имеет, с другой приставкой употребляться не может, то за- часть корня.)

Засмеяться, закон, зарабатывать, зарево, запах, запрятал, зайчонок, заморский, забава.

2) Работа с дидактическим материалом.

Проверим, как хорошо вы усвоили правописание приставок и насколько быстро и хорошо работает внимание.

- Возьмите карточку №1. Прочитайте слова, найдите ошибки в приставках.

- Проверяем так: вы называете в какой строчке и каком по счету слове допущена ошибка.

Поддержка, прогулять, запеть, отрезать,

Поддержка, прагулять, запеть, отрезать,

Поддержка, прогулять, запеть, атрезать,

Паддержка прогулять, запеть, отрезать

3) Самостоятельная работа по карточкам.

- Прочитайте текст №2. Из какого произведения этот отрывок?

Чего не хватает в этом тексте? (Приставок)

- Вставьте подходящие по смыслу приставки. Выделите их.

(Самостоятельная работа на карточках с последующей проверкой).

Барбоска …крыл буфет, видит там блюдо с киселем стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселем, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал …пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлепнулся на блюдо. Кисель у него …мазался по спине.

V. Повторение ранее полученных знаний

Разбор предложений по членам предложения и частям речи.

(с места комментируем)

Физминутка.

VI. Упражнения по отработке навыков

1) Тренируем внимание. Составьте слова. (Рисунок 1)

2) Отдохнем. Разгадайте ребусы, разберите слова по составу. (Рисунок 3)

подарок поезд (на доске)

VII. Творческое применение знаний

С помощью приставок, меняя их, можно придумать целый рассказ.

Барбоска и Шарик веселились дома. А в это время дедушка…

Придумайте рассказ о дедушке, образуя однокоренные слова. (Рисунок 2)

Дифференцированное задание.

Слабым детям дается карточка с вопросами.

Проверка задания.

VIII. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

- Итак, что такое приставка?

Какие правила написания приставок вы знаете?

Что нового о приставке вы узнали сегодня?

- В качестве приза за хорошую работу на уроке – шарады.

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.

(оценка)

Отметки за урок.