Необходимое оборудование и материалы: карточки с заданием для 4-го этапа, два стакана, вода, лист бумаги, открытка, 4 бечёвки диной 70 – 90 см.
Время реализации занятия - 45 минут.
Последний урок (11 класс)
Пояснительная записка:
Изучение школьного курса физики окончено, все контрольные решены, годовые оценки стоят, заключительная лекция прочитана. Что ещё? Как провести последний урок с пользой и интересом? Урок, где каждый мог бы показать себя, свою эрудицию, творческие способности, чувство юмора. Уже несколько лет я провожу такой урок, детям он нравится, на уроке ребята применяют полученные в курсе физики знания в необычных условиях.
1 этап. Разминочный.
Викторина (в результате образуется две команды)
- Точка, в которой линза собирает лучи (фокус)
- Плотность воды (1000кг/м3)
- Прибор для осмотра местности из укрытия (перископ)
- Оптический прибор, действующий благодаря отражению света (зеркало)
- Российский изобретатель радио (А. С. Попов)
- Что тяжелее: пуд ваты или пуд железа?
- Какой лёд более скользкий: гладкий или шероховатый?
- Что измеряют психрометром? (влажность воздуха)
- Как называется катушка с железным сердечником внутри? (электромагнит)
- Сколько человек открыли закон Бойля-Мариотта? (два)
2 этап. Смекалистый.
Практическое задание.
- Есть два стеклянных цилиндрических сосуда без делений, вместимостью 7л и 11л. Как налить в них ровно 13л воды, пользуясь только этими сосудами?
- Круг радиусом R катится по кругу радиусом 4R. Сколько оборотов совершает малый круг по возвращении в первоначальное положение?
- Какая команда быстрее развяжется? (см. рисунок)
- Налить воду из стакана в узкогорлый флакон.
- С помощью весов определить как можно точнее площадь фигуры неправильной формы.
3 этап. Экспериментальный.
Конкурс капитанов.
Один капитан получает стакан, открытку, монету, другой – стакан, на 2/3 наполненный водой и лист бумаги. Провести опыт и объяснить наблюдаемое явление.
4 этап. Абстрактный. Поэтический.
Загадки-несуразности.
Найти пару: соотнести словосочетание из первого столбика со словом из второго столбика.
a) атмосферный окурок; b) ваза с видом изо рта; c) ёжик под наркозом; d) мост через ночь; e) шарикоподшипник с кубическими шариками; f) горстка вечных конфет; g) интеллектуальное ведро; h) яма вверх дном; i) аблетки от безденежья; j) туземцы уверяют: на чёрный день белого красного вина не напасёшься; |
|
2) С помощью этих слов поздравить команду соперников с окончанием школы (можно в стихах)
Решение заданий 2 этапа
|