Задачи урока:
- Познакомить учащихся с особенностями иероглифического письма китайцев, с открытиями и изобретениями этой древней цивилизации, отметив. Что многие из них до сих пор используются китайцами и всем человечеством;
- Углубить знания и представления учеников и китайском мудреце Конфуции, его учении о правилах поведения людей;
- Воспитывать интерес учащихся к культуре стран Древнего Китая.
Оборудование: Учебник - История Древнего мира, краски, кисти, карта Древнего Китая, афоризмы древнего мудреца Конфуция, плакат с кроссвордом.
Основные понятия и термины: бумага, тушь, “Поднебесная империя”, фарфор, компас.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Повторение ранее изученного по вопросам, работа с картой.
Вопросы для повторения:
- Работа по карте:
- Показать, где находится Великая китайская равнина.
- Две величайшие реки Китая.
- Назвать и показать, как называется дорога, связывавшая Китай со странами Передней Азии и Европы?
- Назвать и показать, как называлось колоссальное сооружение из земли, кирпича и гранитных глыб?
- Почему реку Хуанхе называли блуждающая река или река тысячи бедствий?
- Назовите основное занятие населения Китая?
- Что означает имя Цинь Шихуанди?
- В каком году возникла Циньская империя, и какая империя возникла после ее падения?
Объяснение нового материала.
1. Краткая характеристика содержания темы урока.
- Древними китайцами было сделано немало важных открытий и изобретений, которыми люди пользуются и в наше время.
Письменность на основе иероглифов
Материал, на котором писали. Бамбуковые дощечки и шелк, затем придумали бумагу.
Наблюдая за пятнами на солнце китайцы составили карту звездного неба.
Изготовление фарфоровой посуды.
Самый известный мудрец Древнего Китая – Конфуций.
2. Письменность Древнего Китая.
Время возникновения – II тысячелетие до н.э.
Иероглифы – значки-рисунки, которые могли обозначать как слово, так и отдельный слог.
Материал для письма – бамбуковые дощечки (Приложение 1.), на которых писали заостренными палочками обмакивая ее в краску.
Затем стали использовать шелк, но он был доступен лишь богатым людям.
Конец I тысячелетия – изобретена бумага (Приложение2.) (доступный и дешевый материал) – сообщение ученика (Способ получения бумаги).
3. Открытия ученых.
- Календарь.
- Карта звездного неба.
- Десятичные дроби.
- Компас (Приложение3)
- сообщение ученика о изобретении компаса ( Приложение7)
Механические водяные часы, и прибор для предсказания землетрясений.
Лечение многих болезней.
4. Религиозные представления.
- “Верховное божество”
- “Великое небо” или “Небесное божество”
- “Сын Неба”
- “Поднебесная империя”
- Китайский мудрец – Конфуций (Приложение 4). – сообщение ученик Приложение 6)
Афоризмы Конфуция.
- НАПРАСНО ОБУЧЕНИЕ БЕЗ МЫСЛИ, ОПАСНА МЫСЛЬ БЕЗ ОБУЧЕНИЯ.
- НЕБО, ДАВАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЯМ, ДАЛО ИМ И СТРАСТИ. ЕСЛИ БЫ ЛЮДИ ОСТАЛИСЬ БЕЗ ПРАВИТЕЛЯ, ТО ПРОИЗОШЛИ БЫ СМУТЫ, - ВОТ ПОЧЕМУ НЕБО ПОРОДИЛО ВЫСОКОРАЗУМНОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ В СОСТОЯНИИ В ДОЛЖНОЕ ВРЕМЯ СДЕЛАТЬСЯ ПРАВИТЕЛЕМ.
- НАРОД МОЖНО ПРИНУДИТЬ К ПОСЛУШАНИЮ, НО ЕГО НЕЛЬЗЯ ПРИНУДИТЬ К ЗНАНИЮ.
- ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ПУТЬ ВЕЛИКИМ. НЕ ПУТЬ ДЕЛАЕТ ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКА.
- В КРУГУ СЕМЬИ ПОЧИТАЙ РОДИТЕЛЕЙ. ВНЕ СЕМЬИ ПОЧИТАЙ СТАРШИХ. БУДЬ ЧЕСТЕН И МИЛОСТИВ С ЛЮДЬМИ, ВОЗЛЮБИ ДОБРО. ЕСЛИ, СОБЛЮДАЯ ЭТИ ПРАВИЛА, ТЫ ЕЩЕ БУДЕШЬ ИМЕТЬ ДОСУГ, ИСПОЛЬЗЙ ЕГО ДЛЯ УЧЕНИЯ.
- ЧЕГО СЕБЕ НЕ ПОЖЕЛАЕШЬ, ТОГО НЕ ДЕЛАЙ И ДРУГИМ.
5. Искусство жителей “Поднебесной”
- Архитектура - строительство храмов, многоэтажных дворцов с многоярусными крышами (рис “Китайское божество стр. 112)
- Скульптура (стр. 114), “Воин императора Цинь Шихуанди” (стр 109)
- Отливка сосудов из бронзы, “Фигурка дракона” (стр. 114)
- Фарфор
6. Подведение итога урока.
- Работа учащихся на отдельных листах – проба письма иероглифами (Приложение 5)
- Разгадывание кроссворда “В Древнем Китае”.
Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете имя знаменитого китайского мудреца.
По вертикали:
- Тонкая и воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцам. (шелк)
- Изобретенный в Китае прибор, помогающий не заблудиться в далеких путешествиях. (компас)
- Река, по берегам которой возникло древнейшее в Китае государство (хуанхэ)
- То, что учтивый китаец снимал с ног при входе в дом. (туфли)
- Материал для письма, изобретенный в Китае. (бумага)
- Одна из двух главных рек Китая. (Янцзы)
- Одно из китайских государств, правитель которого объединил весь Китай под своей властью (221 г до н.э.). (цинь)
- Изобретенный в Китае напиток, прогоняющий усталость. (чай)
- Домашнее задание – Параграф 21, в 1- 4, повторить стр 96 – 115
- Выставление оценок.