Тема урока: "Культура Китая". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями иероглифического письма китайцев, с открытиями и изобретениями этой древней цивилизации, отметив. Что многие из них до сих пор используются китайцами и всем человечеством;
  2. Углубить знания и представления учеников и китайском мудреце Конфуции, его учении о правилах поведения людей;
  3. Воспитывать интерес учащихся к культуре стран Древнего Китая.

Оборудование: Учебник - История Древнего мира, краски, кисти, карта Древнего Китая, афоризмы древнего мудреца Конфуция, плакат с кроссвордом.

Основные понятия и термины: бумага, тушь, “Поднебесная империя”, фарфор, компас.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение ранее изученного по вопросам, работа с картой.

Вопросы для повторения:

  • Работа по карте:
  • Показать, где находится Великая китайская равнина.
  • Две величайшие реки Китая.
  • Назвать и показать, как называется дорога, связывавшая Китай со странами Передней Азии и Европы?
  • Назвать и показать, как называлось колоссальное сооружение из земли, кирпича и гранитных глыб?
  • Почему реку Хуанхе называли блуждающая река или река тысячи бедствий?
  • Назовите основное занятие населения Китая?
  • Что означает имя Цинь Шихуанди?
  • В каком году возникла Циньская империя, и какая империя возникла после ее падения?

Объяснение нового материала.

1. Краткая характеристика содержания темы урока.

- Древними китайцами было сделано немало важных открытий и изобретений, которыми люди пользуются и в наше время.

Письменность на основе иероглифов

Материал, на котором писали. Бамбуковые дощечки и шелк, затем придумали бумагу.

Наблюдая за пятнами на солнце китайцы составили карту звездного неба.

Изготовление фарфоровой посуды.

Самый известный мудрец Древнего Китая – Конфуций.

2. Письменность Древнего Китая.

Время возникновения – II тысячелетие до н.э.

Иероглифы – значки-рисунки, которые могли обозначать как слово, так и отдельный слог.

Материал для письма – бамбуковые дощечки (Приложение 1.), на которых писали заостренными палочками обмакивая ее в краску.

Затем стали использовать шелк, но он был доступен лишь богатым людям.

Конец I тысячелетия – изобретена бумага (Приложение2.) (доступный и дешевый материал) – сообщение ученика (Способ получения бумаги).

3. Открытия ученых.

Механические водяные часы, и прибор для предсказания землетрясений.

Лечение многих болезней.

4. Религиозные представления.

  • “Верховное божество”
  • “Великое небо” или “Небесное божество”
  • “Сын Неба”
  • “Поднебесная империя”
  • Китайский мудрец – Конфуций (Приложение 4). – сообщение ученик  Приложение 6)

Афоризмы Конфуция.

  • НАПРАСНО ОБУЧЕНИЕ БЕЗ МЫСЛИ, ОПАСНА МЫСЛЬ БЕЗ ОБУЧЕНИЯ.
  • НЕБО, ДАВАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЯМ, ДАЛО ИМ И СТРАСТИ. ЕСЛИ БЫ ЛЮДИ ОСТАЛИСЬ БЕЗ ПРАВИТЕЛЯ, ТО ПРОИЗОШЛИ БЫ СМУТЫ, - ВОТ ПОЧЕМУ НЕБО ПОРОДИЛО ВЫСОКОРАЗУМНОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ В СОСТОЯНИИ В ДОЛЖНОЕ ВРЕМЯ СДЕЛАТЬСЯ ПРАВИТЕЛЕМ.
  • НАРОД МОЖНО ПРИНУДИТЬ К ПОСЛУШАНИЮ, НО ЕГО НЕЛЬЗЯ ПРИНУДИТЬ К ЗНАНИЮ.
  • ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ПУТЬ ВЕЛИКИМ. НЕ ПУТЬ ДЕЛАЕТ ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКА.
  • В КРУГУ СЕМЬИ ПОЧИТАЙ РОДИТЕЛЕЙ. ВНЕ СЕМЬИ ПОЧИТАЙ СТАРШИХ. БУДЬ ЧЕСТЕН И МИЛОСТИВ С ЛЮДЬМИ, ВОЗЛЮБИ ДОБРО. ЕСЛИ, СОБЛЮДАЯ ЭТИ ПРАВИЛА, ТЫ ЕЩЕ БУДЕШЬ ИМЕТЬ ДОСУГ, ИСПОЛЬЗЙ ЕГО ДЛЯ УЧЕНИЯ.
  • ЧЕГО СЕБЕ НЕ ПОЖЕЛАЕШЬ, ТОГО НЕ ДЕЛАЙ И ДРУГИМ.

5. Искусство жителей “Поднебесной”

  • Архитектура - строительство храмов, многоэтажных дворцов с многоярусными крышами (рис “Китайское божество стр. 112)
  • Скульптура (стр. 114), “Воин императора Цинь Шихуанди” (стр 109)
  • Отливка сосудов из бронзы, “Фигурка дракона” (стр. 114)
  • Фарфор

6. Подведение итога урока.

  • Работа учащихся на отдельных листах – проба письма иероглифами (Приложение 5)
  • Разгадывание кроссворда “В Древнем Китае”.

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете имя знаменитого китайского мудреца.

По вертикали:

  1. Тонкая и воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцам. (шелк)
  2. Изобретенный в Китае прибор, помогающий не заблудиться в далеких путешествиях. (компас)
  3. Река, по берегам которой возникло древнейшее в Китае государство (хуанхэ)
  4. То, что учтивый китаец снимал с ног при входе в дом. (туфли)
  5. Материал для письма, изобретенный в Китае. (бумага)
  6. Одна из двух главных рек Китая. (Янцзы)
  7. Одно из китайских государств, правитель которого объединил весь Китай под своей властью (221 г до н.э.). (цинь)
  8. Изобретенный в Китае напиток, прогоняющий усталость. (чай)
  • Домашнее задание – Параграф 21, в 1- 4, повторить стр 96 – 115
  • Выставление оценок.